Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 00:02, творческая работа
Изучение состояния трудового потенциала общества, территории или предприятия имеет важное практическое значение для сбалансирования ресурсов труда и числа рабочих мест с учетом изменений как в численности и составе трудового потенциала, так и в сфере приложения труда, происходящих под влиянием социально-демографических процессов, совершенствования структуры экономики и производства, территориального размещения и других факторов.
Российский Государственный Университет нефти и газа имени И.М.Губкина
Кафедра управления трудом и персоналом
ТВОРЧЕСКОЕ ЭССЕ
на тему:
«Трудовой потенциал общества»
Выполнил: студентка гр.
Проверил:
Оглавление
Изучение состояния трудового потенциала
общества, территории или предприятия
имеет важное практическое значение для
сбалансирования ресурсов труда и числа
рабочих мест с учетом изменений как в
численности и составе трудового потенциала,
так и в сфере приложения труда, происходящих
под влиянием социально-демографических
процессов, совершенствования структуры
экономики и производства, территориального
размещения и других факторов.
Состояние и развитие общества в значительной
степени зависит от количества и качества
его населения. Под населением понимается
совокупность людей, живущих на определенной
территории - в районе, городе, регионе,
стране. Частью населения и фактором экономического
развития общества являются человеческие
ресурсы.
Согласно
сложившейся статистической практике,
трудовые ресурсы состоят из трудоспособных
граждан в трудоспособном возрасте, работающих
в экономике страны, граждан моложе (работающие
подростки) и старше трудоспособного возраст
(работающие пенсионеры). С учетом социально-экономических
условий страны и физиологических особенностей
мужского и женского организма в каждом
государстве устанавливаются законодательными
актами трудоспособный (рабочий) возраст
населения. Трудоспособный (рабочий) возраст
- это период, в течение которого человек
способен трудиться без ущерба для своего
здоровья.
Трудовой
потенциал и его реализация
Качественное
изменение роли человека в экономике,
связанное с переходом к постиндустриальному
обществу, обусловило рост интереса к
проблемам человеческого капитала и воспроизводства
человеческого потенциала. Категория
"человеческий капитал" быстро вошла
в арсенал понятий, используемых западными
специалистами в теоретических и прикладных
исследованиях. В отечественной науке
соответствующий круг проблем до последнего
времени рассматривался с использованием
категорий рабочей силы, трудовых ресурсов,
трудового потенциала, человеческого
фактора.
Терминологическое
разграничение понятия "человеческий
потенциал" и близких к нему категорий
"трудовой потенциал", "человеческий
капитал" важно как для формирования
концептуальных основ социально-экономической
политики, так и обоснования практических
решений в целях совершенствования системы
образования, форм и методов регулирования
отношений в сфере труда и занятости, повышения
эффективности использования кадрового
потенциала предприятий и фирм.
Человеческий
потенциал экономики можно охарактеризовать
как накопленный населением запас физического
и нравственного здоровья, общекультурной
и профессиональной компетентности, творческой,
предпринимательской и гражданской активности,
реализуемый в разнообразных областях
деятельности и в сфере потребления. Этот
запас способностей не зависит от того,
в какой мере они реализуются.
Трудовой
потенциал - одна из ключевых подсистем
человеческого потенциала. Носителями
первого являются только трудоспособные
граждане, второго - все население страны
(включая лиц моложе и старше трудоспособного
возраста). На индивидуальном уровне трудовой
потенциал соотносим с рабочей силой,
человеческий потенциал - с личностью.
Факторами,
определяющими трудовой потенциал страны
в современных условиях, являются:
1) рост численности
экономически активного населения
(экстенсивный
фактор);
2) рост качества
трудовых ресурсов;
3) рационализация
их распределения по отраслям, территориям,
секторам экономики;
4) повышение
эффективности использования трудовых
ресурсов;
5) возрастание
удельного веса экономически активного
населения в численности трудовых ресурсов
и увеличение доли занятых в численности
экономически активного населения .
Сфера реализации
трудового потенциала - производство материальных
и нематериальных благ и услуг (трудовая
деятельность).
В экономической
теории человеческий потенциал подлежит
рассмотрению не во всем многообразии
своих характеристик, а лишь в той мере,
в какой его реализация влияет на социальную
и экономическую эффективность воспроизводственных
процессов.
В современных
западных экономических исследованиях
и отечественной науке постсоветского
периода широкое распространение получила
теория человеческого капитала, что связано
с качественным изменением роли нематериальных,
в том числе, личностных факторов в экономическом
развитии. Отсюда потребность в изучении
особенностей нематериальных составляющих
воспроизводственного процесса. Введение
в оборот понятия человеческого капитала
базируется на признании факта разнокачественности
рабочей силы, наличия в ее структуре заложенных
природой и искусственно формируемых
характеристик и, соответственно, возможностей
нематериального накопления. Именно они
постепенно начинают играть ключевую
роль.
Ядро теории
человеческого капитала - инвестиционная
трактовка затрат на качественное совершенствование
человеческого потенциала (развитие способностей
и формирование потребностей населения),
а также характеристика вклада этих инвестиций
в экономический рост .
Человеческий
капитал, являясь разновидностью капитала,
обладает всей совокупностью его структурообразующих
признаков (способностью к самовозрастанию,
инвестиционной природой, включенностью
в отношения рыночного обмена). В то же
время он, безусловно, самостоятельная
категория, обладающая рядом специфических
черт. Его невозможно отделить от конкретного
человека и передать другому собственнику.
Он может обесцениваться, истощаться (деградировать)
в связи с физической изношенностью человека
или в результате морального устаревания
знаний и навыков (из этого вытекает особая
значимость систем образования и профессиональной
подготовки). Мотивы инвестирования в образование
имеют сложную структуру. Они определяются
не только экономическими, но и социальными,
культурными, психологическими факторами.
Помимо способности приносить денежную
отдачу, человеческий капитал имеет собственную
внутреннюю ценность для индивида. Потребительский
и инвестиционный эффекты образования
неразделимы.
По сравнению
с физическим капиталом у человеческого
капитала значительно более продолжительные
сроки окупаемости. Период получения общего
и специального образования занимает
как минимум 10-15 лет; лишь затем вложения
в человеческий капитал начинают приносить
отдачу, возрастающую по мере приобретения
производственного опыта. Существенными
особенностями обладает и сам процесс
накопления человеческого капитала: равные
объемы инвестиций могут иметь различные
результаты, ибо на них влияют природные
задатки, мотивация, личные трудовые усилия
работников.
Отправная
точка для выделения собственно человеческого
капитала из всей совокупности производительных
способностей человека - разграничение
природных и приобретенных свойств. В
строго экономическом смысле природные
способности, как и природные ресурсы,
не являются капиталом, хотя могут приносить
своим владельцам особый вид дохода - ренту
(в том числе и в денежной форме).
В соответствии
с таким подходом к инвестициям, формирующим
и увеличивающим человеческий капитал,
относят: расходы на общее и специальное
образование, вложения в подготовку и
переподготовку на производстве; затраты
на проведение научных исследований в
области труда (его организации, условий
и оплаты). Последние увеличивают общенациональный
интеллектуальный капитал (приращение
научного знания) и индивидуальный человеческий
капитал специалистов (накопление "элитных"
знаний и производственного опыта.
Ряд ученых
акцентирует внимание на связи определенных
типов вложений в человека, прежде всего
затрат на образование, с его будущими
доходами и экономическим ростом. Однако
такой подход не охватывает в полной мере
проблематику воспроизводства человеческого
потенциала, поскольку абстрагируется
от тех моментов, которые выходят за пределы
рыночных отношений. В данном случае исследуются
лишь производительные способности человека.
Это значит, что речь идет не о человеческом,
а о трудовом потенциале экономики. Такого
рода анализ отсекает существенный воспроизводственный
аспект, а именно - воздействие структуры
и динамики потребностей на развитие общественного
производства.
Человеческий
капитал - изначально категория микроэкономики,
а совокупный человеческий капитал национальной
экономики - лишь сумма соответствующих
нематериальных активов отдельных лиц.
Совокупный же человеческий потенциал
не сводится к сумме индивидуальных характеристик.
Его важнейшими параметрами являются
структурная сбалансированность и качество
взаимодействия людей в общественном
производстве. При высоких общих показателях
накопленного человеческого капитала
именно структурные диспропорции могут
препятствовать эффективной реализации
человеческого потенциала страны.
С учетом
сказанного стоит согласиться с мнением,
что понятие человеческого капитала в
условиях динамичных качественных сдвигов,
характерных для современной экономики,
становится слишком узким и утилитарным
для характеристики творческого потенциала
общества. Не случайно в последние годы
получили широкое распространение более
универсальные подходы к изучению и развитию
человеческого потенциала. Их отправной
точкой является оценка потенциала населения
на основе таких характеристик, как состояние
здоровья, доступность образования, стартовые
возможности развития для представителей
различных социальных и доходных групп,
уровень базовой социальной защищенности
и т.д.
В рамках
Программы развития ООН была разработана
система индексов для сопоставительной
оценки тенденций человеческого развития
в странах мира. Преимуществом индексов
ПРООН по сравнению с показателями человеческого
капитала является стремление комплексно
отразить состояние человеческого потенциала,
отказаться от подхода к человеку исключительно
как к экономическому ресурсу или фактору
производства.
Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.
Во всем мире пришли к признанию, что главной производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.
Трактовка термина «потенциал» означает наличие у кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.
Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политических и др.) определяются качествами человека как:
- специфического (трудового) ресурса и основы производства (качествами индивида как части населения);
- главной производительной силы
и субъекта производственных
отношений (качествами индивида
как работника – носителя
труду, создателя материальных и духовных благ);
- члена общества (качества индивида
как социально формируемой
В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности.
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
- первый уровень, отражающий прошлое,
т.е. представляющий собой
- второй уровень, характеризующий
настоящее с точки зрения
- третий уровень, ориентированный
на развитие: в процессе трудовой
деятельности работник не
Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др.
Таким образом, можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к труду.
Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней.
Кроме того, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы – это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне эффективности труда, достигнутом работником.
Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника возрастают по мере развития и совершенствования знаний и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п.
Трудовой потенциал работника включает:
- психофизиологический
- квалификационный потенциал –
объем, глубину и разносторонность
общих и специальных знаний, трудовых
навыков и умений, обусловливающих
способность работника к труду
определенного содержания и
- личностный потенциал - уровень
гражданского сознания и
Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.
Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет собой предельную величину возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимых организационно-технических условий.
Трудовой потенциал предприятия как система всегда больше суммы составляющих ее частей – индивидуальных трудовых потенциалов отдельных работников. Уже само объединение работников в единый и планомерно организованный процесс труда порождает эффект коллективного труда, который превосходит сумму сил работников, действующих индивидуально.
Таким образом, если совокупность физических и духовных способностей человека является основой трудового потенциала личности, то производительная сила, возникающая благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потенциала коллектива предприятия. При этом необходимо учитывать, что трудовые коллективы обладают разными потенциалами в зависимости от территориального расположения предприятия, отраслевой принадлежности, размеров производства, половозрастной структуры и др. Кроме того, каждое предприятие имеет свои особенности формирования коллектива, трудовые традиции, взаимоотношения между работниками.
Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функциональных, профессиональных и других характеристик групп работников и отношений между ними.
В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты:
- кадровая составляющая
- профессиональная структура
- квалификационная структура
- организационная составляющая
трудового потенциала
Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий и синтезирующий совокупные способности к общественно полезной деятельности трудоспособного населения, представляет собой конкретную форму материализации человеческого фактора, показатель уровня развития и границы созидательной активности трудящихся масс.
В количественном отношении общественный трудовой потенциал характеризует возможности общества по привлечению к общественному, труду населения разного пола и возраста (мужчин и женщин рабочего, дорабочего и послерабочего возрастов). В качественном отношении трудовой потенциал общества - это его реальные возможности по реализации через участие в общественно полезном труде всего многообразия личных способностей и качеств: знаний, умений и навыков, приобретаемых людьми в процессе воспитания, подготовки к труду, непосредственно трудовой деятельности, переобучения и повышения квалификации.
Он является производным от уровня развития производительных сил и состояния здоровья населения, от содержания общего и специального образования, профессиональной подготовки, нравственного воспитания, отражающих цели, конечную направленность и социально-экономические условия формирования личности.
Потенциал общества зависит от качественных характеристик совокупной рабочей силы, определяющих уровень развития способностей к труду (профессионального мастерства, интеллекта, творческой активности, мобильности) и специфику важнейших социально формирующих черт членов общества (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, инициативности, организаторских способностей и др.).
При определении величины потенциала и его использования важно правильно выбрать показатель измерения. В качестве основного показателя объема применяется численность, а показателя использования - человекогод. Исследования показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человекочасов и среднесписочной численности работников находится в пределах 15%. Следовательно, показатель среднесписочной численности работников, являющийся переменной величиной, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики его можно применять только с поправочными коэффициентами. А поскольку такие коэффициенты разработать очень трудно, необходимо найти новый объемный показатель.
Исследования, проведенные отечественными экономистами, в том числе работниками кафедры экономики труда ВЗФЭИ (Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт), убедительно показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человекочас. Он обладает стабильностью и допустим к применению во всех экономических расчетах на любом уровне.