Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:08, дипломная работа
Результаты анализа состояния ПТБ существующего АТП позволяют установить причины ее неэффективного использования и следствия, к которым они приводят, что в известной степени характеризует уровень развития ПТБ и дает возможность наметить пути для ее совершенствования.
Однако имеющиеся ограничения не позволяют в настоящее время полностью использовать при совершенствовании ПТБ преимуществ кооперации и централизации производства ТО и ТР подвижного состава. Это требует определенного времени и соответствующих условий, так как ПТБ предприятий не может быть сразу подвергнута коренным изменениям. Поэтому на ближайшую перспективу предусматриваются реконструкция существующей ПТБ без существенного изменения ее структуры, доведения ПТБ до нормативной обеспеченности площадями, постами, укрупнение АТП, частичная кооперация, централизации и специализация работ ТО и ТР.
Введение
1 Характеристика производственной деятельности ЗАО «Эльф» и обоснование темы дипломного проекта
1.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «Эльф»
1.2 Организационно-производственная структура управления предприятием ЗАО «Эльф»
1.3 Анализ технико-экономических показателей организации
1.3.1 Анализ показателей использования автотранспорта
1.3.2 Показатели объёмов производства, оснащенности фондами и их использования
1.3.3 Показатели производительности труда и заработной платы
1.4 Анализ деятельности предприятия по работам ТО и ТР
1.5 Обоснование темы дипломного проекта
2 Организационно-технологический раздел
2.1 Выбор тактики обеспечения и поддержания работоспособности автобусов в условиях зоны ТО ЗАО «Эльф»
2.2Технологический расчёт зоны ТО-ТР ЗАО «Эльф»
2.2.1 Корректирование нормативной периодичности технического обслуживания и капитального ремонта автомобилей
2.2.2 Расчёт производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту
2.2.2.1 Расчёт годовых пробегов подвижного состава
2.2.2.2 Определение количества технических обслуживаний
2.2.3 Определение числа диагностических воздействий
2.3 Расчёт годовых объёмов работ по ТО, диагностированию ремонту подвижного состава
2.3.1 Корректирование нормативных трудоемкостей
2.3.2 Расчёт годовых объёмов работ по ТО, диагностированию и ремонту подвижного состава
2.4 Определение числа рабочих
2.5 Расчёт количества постов для зоны ТО-ТР
2.6 Расчёт и подбор технологического оборудования
2.7 Определение площадей помещений зоны ТО-ТР
2.8 Выбор метода организации технологического процесса ТО-ТР в условиях ЗАО «Эльф»
2.9 Технология текущего ремонта автобусов ПАЗ-3205
2.10 Разработка технологической карты замены ступицы переднего колеса автобуса ПАЗ-3205
3 Конструкторский раздел
3.1 Классификация оборудования для выполнения смазочно-заправочных работ
3.2 Описание конструкции приспособления
3.3 Силовой и прочностной расчёт приспособления
3.3.1 Расчёт возвратной пружины
4 Безопасность жизнедеятельности
4.1 Анализ производственных условий зоны ТО-ТР автобусов
4.2 Методы по улучшению условий труда
4.2.1 Методы по улучшению условий труда при ремонте автобусов
4.2.2 Расчет освещения в зоне ТО-ТР
4.2.3 Расчёт естественного освещения
4.2.4 Расчёт искусственного освещения
4.3 Расчёт средств пожаротушения
4.4 Расчёт выбросов отработавших газов подвижного состава ЗАО «Эльф»
4.5 Охрана окружающей среды
5 Организационно-экономический раздел
5.1 Оплата труда промышленно – производственного персонала участка
5.2 Расчет стоимости основных средств
5.3 Определение стоимости основных материалов
5.4 Определение расхода и стоимости всех видов энергии
5.5 Калькуляция себестоимости услуг
5.6 Расчет цены услуг
5.7 Финансовые результаты хозяйственной деятельности участка
5.8 Стратегия финансирования и расчёт инвестиций проекта участка
5.9 Технико-экономические показатели работы участка
Заключение
Список литературы
4 Безопасность жизнедеятельности
4.1 Анализ производственных условий зоны ТО-ТР автобусов
Труд рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, имеет специфические особенности, которые почти не встречаются у других категорий рабочих. Требования по «Опасным и вредным производственным факторам» рабочих занятых техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей взяты из ГОСТ 12.0.003-74. Прежде всего, это высокий процент ручного труда, при котором уровень механизации не превышает среднего значения на автотранспорте 12…15%.
Наиболее массовыми разборными соединениями являются резьбовые, которые составляют 70…80% от всех соединений автомобиля. В зоне ТР труд слесаря приобретает универсальный характер, требующий использования разнообразного слесарно-сборочного, измерительного, режущего инструмента и приспособлений.
Всего на производстве работ ТО-ТР автобусного парка ЗАО «Эльф» задействовано 14 производственных рабочих, которые распределены по постам ежедневного обслуживания, постам ТР и постам технического обслуживания №1 и № 2 (ТО-1, ТО-2). Распределение рабочих по постам следующее приведено в таблице 4.1.
Пост |
Количество рабочих |
Зона ЕО |
4 |
Пост ТО-1 |
2 |
Пост ТО-2 |
3 |
Посты ТР |
7 |
Остальные рабочие задействованы на участковых работах ТР.
Зона ежедневного обслуживания (ЕО) располагается в отдельном помещении, а посты ТО-1, ТО-2 и ТР в одном.
Работы ТО-ТР на предприятии проводятся на тупиковых постах, оборудованных смотровыми канавами.
Так как в помещении зоны ТО-ТР проводятся смазочно-очистительные работы, а смазочные материалы (моторные и трансмиссионные масла) относятся горючим жидкостям, то данное помещение, по категории пожаровзрывоопасности можно отнести к помещениям группы В (пожароопасным) (ППБ 01-93 «Правила пожарной безопасности в РФ»).
Однако, несмотря на то что
зоны ТО-ТР относится к пожароопасным
на предприятии отсутствует
Работы в зоне ТО-ТР выполняются на рабочих постах, на которые автомобили заезжают своим ходом, и поэтому в помещении зоны ТО-ТР регулярно происходит загрязнение воздуха рабочей зоны вредными веществами, выделяющимися из отработавших газов автомобилей (СО, СН, сажа, NOX).
Значения основных параметров микросреды приведены в таблице 4.2.
На основании проведённого анализа условий работы в зоне ТО-ТР необходимо отметить следующие недостатки:
4.2 Методы по улучшению условий труда
4.2.1 Методы по улучшению условий труда при ремонте автобусов
Рабочее место слесаря должно создавать необходимые условия для эффективных, экономных и простых рабочих движений. Для успешного решения этой задачи необходимо учитывать данные биомеханики, которая изучает на основе законов механики активные движения человека, исходя из анатомо-физиологических особенностей его организма. Инструменты и материалы на рабочем месте слесаря должны располагаться перед слесарем по дуге так, чтобы он легко мог достать каждый предмет и по кратчайшему пути переместить его к месту следующего действия. Во избежание лишних движений все инструменты и материалы размещают там, где они будут использованы. Оптимальным считается рабочее пространство, ограниченное дугами, которые описываются руками слесаря при вращении в локтевом суставе, максимальным – дугами, описываемыми вытянутыми пуками при их повороте в плечевом суставе (рис. 4.1).
Рисунок 4.1 – Основные размеры рабочей зоны слесаря
Эргономикой сформулировано несколько принципов размещения предметов в рабочем пространстве. Все эти принципы характеризуют общее правило, согласно которому предметы должны располагаться в соответствии с логикой деятельности человека. Американский ученый Е. Дж. Мак-Кормик выделяет пять таких принципов:
Все пять принципов следует применять в комплексе. При планировке рабочего места слесаря следует учитывать, что для удобства работы некоторые предметы (инструмент) можно разместить в карманах спецодежды и в наплечных инструментальных сумках.
Схематически рабочее место слесаря можно разделить на ряд зон в зависимости от состава трудовых движений, необходимых для перемещения предмета труда к месту его установки или снятия. Рабочее место в плане разделено на две основные зоны: А, находящуюся спереди от осевой линии расположения рабочего, и Б, находящуюся сзади этой линии (рис. 4.2).
Каждая из основных зон разделена на ряд секторов (1, 2 и 3) в зависимости от расположения по отношению к слесарю, а каждый сектор, в свою очередь, разделен концентрическими окружностями, определяющими расстояние места расположения предмета труда от слесаря. Зоны делятся также в зависимости от расположения предмета труда по высоте на верхние (В) и нижние (Н). Цифровая индексация построена таким образом, что меньшее значения индексов соответствуют более удобным зонам. Кроме того, учитывается расположение предмета труда по отношению к руке слесаря, с помощью которой он устанавливается (или снимается). Расположение предмета труда считается прямым (П), если он находится со стороны той руки, которой он устанавливается для обработки, и считается обратным (О), если он находится с противоположной стороны.
Рисунок 4.2 – Зоны рабочего места слесаря в зависимости от необходимых затрат рабочего времени, связанных с манипуляциями с предметом труда и инструмента при работе: а - в плане; б - по высоте
В соответствии с методикой изложенной в работе [14] произведена эргономическая оценка работы слесаря по ремонту автомобилей при замене моторного масла в двигателе автобуса.
Работы по замене масла проводятся из нескольких положений:
Наиболее неудобной операцией является операция слив отработанного масла, т.к. она проводится из смотровой канавы, при этом руки рабочего подняты над головой.
Оценивая эргономические показатели при сливе масла по ранее описанной методике можно сказать, что расположение обслуживаемого узла (масляный поддон) по отношению к рабочему прямое, на расстоянии 0,5…1 м от рабочего в третьей верхней зоне.
Таким образом, можно отметить, что рабочее место слесаря при сливе масла соответствует предъявляемым к нему эргономическим требованиям.
4.2.2 Расчет освещения в зоне ТО-ТР
Зона ТО-ТР занимает большую часть площади производственного корпуса. Работающим на этом участке необходимо для работы достаточное количество освещения.
При проектировании освещения на участке технического обслуживания должны быть учтены и соблюдены требования СНиП 23-05-95 “Естественное и искусственное освещение”.
Примененные источники освещения должны удовлетворять следующим требованиям перечисленного нормативного документа:
4.2.3 Расчёт естественного освещения
Естественный свет имеет высокую биологическую и гигиеническую ценность и оказывает сильное воздействие на психологию человека, а, в конечном счете, на производственный травматизм и производительность труда. Создание здоровых и безопасных условий труда в АПТ немыслимо без максимального использования естественного света.
Исходные данные для
расчета и проверки
Суммарную площадь остекления помещения определяют по формуле[30]:
м2 (4.1)
где - площадь пола участка, м2 ( = 810 м2);
- коэффициент естественной
- коэффициент, учитывающий размеры участка ( = 0,15);
- коэффициент светопропускания ( = 0,45);
- коэффициент, учитывающий цветовую окраску помещения. При окраске в светлые тона (белый, бледно-желтый, бледно-голубой) и односторонним освещением r0 = 2,5, при двухстороннем освещении r0 = 1,4. При окраске в темные тона (желтый, голубой, зеленый и др.) его значение принимается соответственно 2,0 и 1,2. [18].
Общее число окон определяют по формуле:
шт. (4.2)
где - площадь одного стандартного окна, м2. Принимаем типовое окно с размерами 3,0 2,5 м ( м2).
Окончательно принимаем = 23 шт.
Рассчитанное естественное освещение недостаточно для безопасной работы в зоне ТО-ТР, так как общее число окон по расчету (23 окна) больше имеющегося числа на участке (20 окон). Для безопасных условий работы
необходимо искусственное освещение.
4.2.4 Расчёт искусственного освещения
Искусственное освещение на автотранспортных предприятиях применяется двух типов – общее и комбинированное. Общее освещение предназначено для освещения всего помещения в целом. При комбинированной системе наряду с общим освещением участка (цеха) применяется местное для непосредственного освещения отдельного рабочего места, деталей и инструмента.
Расчет искусственного освещения сводится к определению количества ламп, необходимого для общего освещения. Расчет ведется исходя из норм освещенности по формуле:[18]
где FЛ – световой поток, лк;
SП – площадь пола помещения, м2;
К – коэффициент запаса освещенности, учитывающий запыление светильников, принимается равным 1,3…1,5. Меньшее значение – для относительно чистых помещений (разборочно-сборочных), большее значение – для помещений, где много пыли, копоти, дыма (кузнечное, сварочное);
Е – норма освещенности, лк;
h - коэффициент использования светового потока, т.е. отношение потока, падающего на расчетную поверхность к суммарному потоку всех ламп. [18]
Значение коэффициента h берется в зависимости от показателя j по нормативным данным (таблица 4.2).