Рынок автобусов РФ и РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:43, реферат

Краткое описание

В результате кризиса производство автобусов упало на 47,7%. Если в 2008 году было изготовлено 67 786 штук, то в 2009 всего 35 494. И хотя до полного выздоровления отрасли еще далеко, уже сейчас можно отметить некоторые сдвиги в сторону увеличения объемов рынка.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 155.58 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 
 
 

Государственное учреждение высшего профессионального  образования «Белорусско-Российский университет» 
 

Кафедра «Коммерческая деятельность» 
 
 

Реферат

по дисциплине «Товарные рынки»

на тему: «Рынок автобусов РФ и РБ» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                         студент II курса

                                                                 группы КР-101 Барбаренко С.В.

Проверила:                                                                           Комарова С.Л. 
 
 
 
 
 
 

Могилёв 2011 г.

Российский  рынок автобусов 

     В результате кризиса производство автобусов  упало на 47,7%. Если в 2008 году было изготовлено 67 786 штук, то в 2009 всего 35 494. И хотя до полного выздоровления отрасли  еще далеко, уже сейчас можно отметить некоторые сдвиги в сторону увеличения объемов рынка. 

 

     В России автобусы выпускает 21 предприятие. В январе-сентябре 2010 года ими было изготовлено 30 877 автобусов, что на 41,5% больше, чем за соответствующий период прошлого года. В текущем году на 1,2% увеличилась доля микроавтобусов и на 0,5% вахтовых. Соответственно доля городских и междугородних автобусов  сократилась на 1,7%. 

 

     Более 77,8% внутрироссийского производства приходится на три предприятия: ООО «Автомобильный завод «ГАЗ», выпускающего микроавтобусы «Газель» и «Соболь», ОАО «Ульяновский автомобильный завод», специализирующийся на производстве одноименных микроавтобусов «УАЗ» повышенной проходимости, и ООО «Павловский автобусный завод», единственное предприятие из «большой тройки», выпускающее городские и междугородние автобусы «ПАЗ».  

     Стоит отметить, что в 2010 году доля большой  тройки выросла на 1,8%. За 9 месяцев  текущего года на Горьковском автозаводе собрали на 10,8% «Газелей» и «Соболей»  больше, чем за аналогичный период годом ранее. Ульяновский автозавод  увеличил выпуск микроавтобусов практически  в 2 раза. На Павловском автобусном заводе производство выросло на 33%. В целом  же за 9 месяцев текущего года увеличили  объемы производства 15 предприятий. В  мае начата сборка автобусов Hyundai на ООО «Кузбасс-Авто». На пяти предприятиях имело место падение производства. 

 

     Несколько снизилась доля автобусов иностранных  марок, выпуском которых в России занимаются 5 предприятий. Это ООО «СОЛЛЕРС-Елабуга», производящее микроавтобусы Fiat Ducato. ООО СТ «Нижегородец», выпускающее микроавтобусы на базе фургонов Ford Transit. Таганрогский автомобильный завод, производящий городские автобусы Hyundai County и Hyundai Aero Town, ООО «Скания-Питер» и ООО «Кузбасс-Авто». По итогам 9 месяцев текущего года доля автобусов иностранных марок в общем объеме внутрироссийского производстве составила 13,52%, тогда как годом ранее она составляла 13,95%.  

     Всего за 9 месяцев этого года в России было собрано 4 175 автобусов иностранных  марок.  

     В 2010 году структура импорта претерпела существенные изменения. Прежде всего, количество импортируемых автобусов  выросло в 2,8 раза. Во-вторых, с 32 до 64% увеличилась доля подержанной техники. За 9 месяцев текущего года в Россию было импортировано 5135 автобусов, из которых 36,5% новых и 63,5% бывших в употреблении. В то время как за аналогичный  период прошлого года импорт автобусов  составил всего 1814 штук – 68,3% новых  и 31,7% подержанных. Всего же за весь 2009 год в Россию было ввезено 2778 автобусов, из которых 58,4% новых и 41,6% подержанных.  

     Лидером марочной структуры российского  импорта автобусов по итогам 9 месяцев 2010 года является Hyundai, доля которого в общем объеме импортных поставок составляет почти 64%. Стоит отметить, что в прошлом году лидером так же был Hyundai, но тогда доля корейской марки составляла всего 33%. На втором месте, как и год назад, Toyota, хотя объемы импортных поставок автобусов этой марки существенно снизились. Если в прошлом году доля японских автобусов составляла 24%, то по итогам 9 месяцев 2010 года она сократилась до 8%. Третье место у украинского «Богдана», который подвинул корейскую Daewoo. По сравнению с прошлым годом доля Богдана увеличилась с 6,37% до 6,47%. В процентах не бог весть, какой рост, однако, в натуральном исчислении объемы поставок выросли почти вдвое. 

 

     Экспорт автобусов за 9 месяцев текущего года ставил 1757 единицы, что лишь на 1% больше чем за аналогичный период годом ранее. С 14 до 19 % увеличилась  доля подержанной техники. Так же сменился лидер рынка. В прошлом  году первое место по объему экспорта занимала продукция Горьковского автозавода. На долю микроавтобусов марки «ГАЗ»  приходилось 45% экспорта. По итогам же 9 месяцев 2010 года лидируют автобусы павловского производства, на долю которых приходится 43% экспорта. «Газели» и «Соболи» переместились на второе место и в текущем году занимают всего 25% рынка экспортных поставок. На третьем месте, как и год назад, микроавтобусы «УАЗ», увеличившие свою долю с 16,8 до 22,3%. 

 

     Частично  поменялась география экспортных поставок. Основной покупатель, автобусов российского  производства – Казахстан, доля которого в 2010 году только увеличилась. А вот вторые и третьи места вместо Узбекистана и Армении в текущем году заняли Украина и Монголия. 

 

     С учетом количества импортированных  и экспортированных машин, видимое  внутреннее потребление автобусов  по итогам 9 месяцев 2010 года можно оценить  в 34344 штуки. Импортная техника занимает чуть больше 15% от общего объема. На первый взгляд не так уж и много. Однако, на долю автобусов иностранных марок, с учетом собираемых в России, приходится уже почти 29% рынка. 

     Российский  рынок автобусов 

     Российский  рынок автобусов Сегодня автобусный парк РФ составляет порядка 850 тыс. машин, четверть из которых приходится на импортные марки. По некоторым данным, в стране не хватает 20 тыс. автобусов, а из эксплуатируемых 40% изношены до предела и подлежат списанию. Лишь для того, чтобы не ухудшать положение, парк необходимо пополнять ежегодно 7-8 тыс. новых машин. 

       Российские заводы могли бы  сообща решить эту задачу, но  основные покупатели – муниципальные  организации и государственные  автопредприятия, не всегда имеют достаточное финансирование. Рост конъюнктуры на внутреннем рынке эксперты напрямую связывают с расширением возможностей регионов по приобретению подвижного состава. 

       Правда, в последнее время ситуация  улучшается. В регионах принимают  программы по развитию пассажирского  транспорта, а на автопредприятиях в результате проведения монетизации стали появляться реальные деньги на обновление подвижного состава. Подстегнуло автоперевозчиков к покупке новой автотехники и решение правительства о введении в стране с 2008 г. экологических стандартов «Евро-3», что, безусловно, не может не отразиться в дальнейшем на удорожании автобусов. 

       Сегодня автомобильный рынок  характеризуется довольно жесткой  конкуренцией практически во  всех сегментах. По мнению экспертов,  доли рыночных сегментов машин  того или иного класса уже  сформировались и будут корректироваться  только в незначительных размерах. Структура производства станет  меняться, но уже не такими  быстрыми темпами, как в последние  годы. На положении российских  заводов скажутся и процессы  глобализации. 

       Аналитики отмечают тот факт, что в последние годы рост спроса в некоторых сегментах на российском рынке постепенно ослабевает, что связано с их насыщением. Так, в особо малом классе, объединяющем автобусы длиной до 6 м, вместимостью от 9 до 16 пассажиров, расширение спроса замедлилось за счет того, что производство и импорт заметно возрастали на протяжении последних лет. 

       Микроавтобусы приобретают преимущественно  коммерческие организации для  использования в качестве маршрутных  такси. Затраты окупаются быстро. Спрос на эти машины, по мнению  специалистов, в ближайшие годы  сохранится высокий. Наибольший – в регионах со значительной плотностью населения и большой протяженностью городских и пригородных застроек: Центральном (включая Москву и область – 25% всех закупок), Поволжском (20%) и Уральском (15%). 

       Основным производителем российских микроавтобусов является лидер отрасли ОАО «ГАЗ», которое после реформирования и перегруппировки производственных мощностей объединяет несколько крупных предприятий, в т.ч. Горьковский, Павловский, Ликинский, Курганский и Галицынский автобусные заводы, чья совокупная доля на российском рынке автобусов сегодня составляет более 60%. Холдинг «Группа ГАЗ» занимает 3 место в мировом списке крупнейших производителей автобусов. 

       В последние годы микроавтобусы  «ГАЗель» сильно потеснили на рынке аналогичные машины Ульяновского автозавода. Нижегородские производители ежегодно наращивают выпуск своей продукции. Но, несмотря на рост производства и объемов продаж, спрос на микроавтобусы по-прежнему превышает предложение.  

       Вместе с тем многочисленные  нарекания на изношенное состояние  устаревших микроавтобусов «ГАЗель», по мнению экспертов, будут способствовать замене их в массовом порядке на более комфортабельные и качественные машины таких марок, как Ford, Mercedes-Benz и Volkswagen, которые начали собирать на ряде российских кузовных заводов. 

       При общем росте производства  автобусов в России в 2007 г.  на 8% выпуск отечественных моделей  увеличился лишь на 4,2%, в то  время как иностранных собрано  в 7,32 раза больше, их доля в  общем объеме производства составила  4,1% (в 2006 г. – только 0,6%). 

       Производители иномарок на российской  территории весьма значительно  наращивают объемы сборки. Так,  ООО «ЕвоБус Русслэнд» увеличило выпуск микроавтобусов Sprinter в 1,88 раза, ОАО «ГолАЗ» – микроавтобусов Ford почти в 1,3 раза, а вновь введенное ООО «ТагЗГА» уже в первый год работы вышло на уровень сборки микроавтобусов Hyundai County в 3 тыс. ед. 

       Многие российские регионы, например, Ульяновская, Калужская, Иркутская, Омская области, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, некоторые республики Северного Кавказа, ведут активные переговоры об организации сборочных производств микроавтобусов с рядом иностранных производителей из Венгрии, КНР, Швеции, Турции, Германии. 

       Очевидно, что атака на российский  автобусный рынок начинается  в классе микроавтобусов (их сегмент  составляет 90% рынка). Эта тенденция  принуждает производителей отечественных  машин этого класса принимать  действенные меры по повышению  конкурентоспособности своей продукции.  Обстоятельства обострения конкуренции  учитываются ими при выработке  промышленной политики.  

       Аналогичные тенденции насыщения  рынка – в малом и среднем  классе, представляющем машины длиной  от 6 до 8 м, вместимостью до 30 человек,  и от 8 до 10 м. Здесь доминируют  Павловский (ПАЗ) и Курганский (КАвЗ) автозаводы, у которых постепенно появляются весомые конкуренты – целый ряд сборочных предприятий. 

       Автобус ПАЗ, десятки лет используемый и в качестве «маршрутки» и на городских линиях, является неким промежуточным звеном между микроавтобусом и многоместной машиной. ПАЗы по-прежнему пользуются большим спросом практически во всех регионах страны, что можно объяснить разумным соотношением «цена-качество», а также, учитывая состояние российских дорог, хорошей ремонтопригодностью.  

       Кроме среднего заметно возрастает  производство автобусов особо  большого класса, хотя по абсолютному  объему показатели невелики и  спрос на данные машины в  значительной степени покрывается  импортными поставками из КНР  и Белоруссии. 

       По мнению специалистов, сегодня  лишь большой и особо большой  классы пока оставляют простор  для активности производителей. Дефицит на многоместные автобусы для городских и пригородных перевозок сохраняется, т.к. их общероссийский парк на треть укомплектован машинами, прослужившими более десятка лет. 

       Из двух десятков автобусных  заводов России изготовлением  такой техники заняты лишь  семь. Здесь лидируют Ликинский (ЛиАЗ), Нефтекамский (НефАЗ) и Голицынский (ГолАЗ) автозаводы. Реальная емкость рынка больших автобусов в ближайшие несколько лет, согласно экспертным оценкам, – 5 тыс. шт. ежегодно. Ситуация может резко измениться, если китайские производители больших автобусов примут решение о переходе от массового ввоза готовых машин к их сборочному производству в России. 

Информация о работе Рынок автобусов РФ и РБ