Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:43, реферат
В результате кризиса производство автобусов упало на 47,7%. Если в 2008 году было изготовлено 67 786 штук, то в 2009 всего 35 494. И хотя до полного выздоровления отрасли еще далеко, уже сейчас можно отметить некоторые сдвиги в сторону увеличения объемов рынка.
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Государственное
учреждение высшего профессионального
образования «Белорусско-
Кафедра
«Коммерческая деятельность»
Реферат
по дисциплине «Товарные рынки»
на тему:
«Рынок автобусов РФ и РБ»
Выполнил:
Проверила:
Могилёв 2011 г.
Российский
рынок автобусов
В
результате кризиса производство автобусов
упало на 47,7%. Если в 2008 году было изготовлено
67 786 штук, то в 2009 всего 35 494. И хотя до
полного выздоровления отрасли
еще далеко, уже сейчас можно отметить
некоторые сдвиги в сторону увеличения
объемов рынка.
В
России автобусы выпускает 21 предприятие.
В январе-сентябре 2010 года ими было
изготовлено 30 877 автобусов, что на 41,5%
больше, чем за соответствующий период
прошлого года. В текущем году на
1,2% увеличилась доля микроавтобусов
и на 0,5% вахтовых. Соответственно доля
городских и междугородних
Более
77,8% внутрироссийского производства приходится
на три предприятия: ООО «Автомобильный
завод «ГАЗ», выпускающего микроавтобусы
«Газель» и «Соболь», ОАО «Ульяновский
автомобильный завод», специализирующийся
на производстве одноименных микроавтобусов
«УАЗ» повышенной проходимости, и ООО
«Павловский автобусный завод», единственное
предприятие из «большой тройки», выпускающее
городские и междугородние автобусы «ПАЗ».
Стоит
отметить, что в 2010 году доля большой
тройки выросла на 1,8%. За 9 месяцев
текущего года на Горьковском автозаводе
собрали на 10,8% «Газелей» и «Соболей»
больше, чем за аналогичный период
годом ранее. Ульяновский автозавод
увеличил выпуск микроавтобусов практически
в 2 раза. На Павловском автобусном заводе
производство выросло на 33%. В целом
же за 9 месяцев текущего года увеличили
объемы производства 15 предприятий. В
мае начата сборка автобусов Hyundai
на ООО «Кузбасс-Авто». На пяти предприятиях
имело место падение производства.
Несколько
снизилась доля автобусов иностранных
марок, выпуском которых в России
занимаются 5 предприятий. Это ООО «СОЛЛЕРС-Елабуга»,
производящее микроавтобусы Fiat Ducato. ООО
СТ «Нижегородец», выпускающее микроавтобусы
на базе фургонов Ford Transit. Таганрогский
автомобильный завод, производящий городские
автобусы Hyundai County и Hyundai Aero Town, ООО «Скания-Питер»
и ООО «Кузбасс-Авто». По итогам 9 месяцев
текущего года доля автобусов иностранных
марок в общем объеме внутрироссийского
производстве составила 13,52%, тогда как
годом ранее она составляла 13,95%.
Всего
за 9 месяцев этого года в России
было собрано 4 175 автобусов иностранных
марок.
В
2010 году структура импорта претерпела
существенные изменения. Прежде всего,
количество импортируемых автобусов
выросло в 2,8 раза. Во-вторых, с 32 до 64%
увеличилась доля подержанной техники.
За 9 месяцев текущего года в Россию
было импортировано 5135 автобусов, из которых
36,5% новых и 63,5% бывших в употреблении.
В то время как за аналогичный
период прошлого года импорт автобусов
составил всего 1814 штук – 68,3% новых
и 31,7% подержанных. Всего же за весь
2009 год в Россию было ввезено 2778 автобусов,
из которых 58,4% новых и 41,6% подержанных.
Лидером
марочной структуры российского
импорта автобусов по итогам 9 месяцев
2010 года является Hyundai, доля которого в
общем объеме импортных поставок составляет
почти 64%. Стоит отметить, что в прошлом
году лидером так же был Hyundai, но тогда
доля корейской марки составляла всего
33%. На втором месте, как и год назад, Toyota,
хотя объемы импортных поставок автобусов
этой марки существенно снизились. Если
в прошлом году доля японских автобусов
составляла 24%, то по итогам 9 месяцев 2010
года она сократилась до 8%. Третье место
у украинского «Богдана», который подвинул
корейскую Daewoo. По сравнению с прошлым
годом доля Богдана увеличилась с 6,37% до
6,47%. В процентах не бог весть, какой рост,
однако, в натуральном исчислении объемы
поставок выросли почти вдвое.
Экспорт
автобусов за 9 месяцев текущего
года ставил 1757 единицы, что лишь на
1% больше чем за аналогичный период
годом ранее. С 14 до 19 % увеличилась
доля подержанной техники. Так же
сменился лидер рынка. В прошлом
году первое место по объему экспорта
занимала продукция Горьковского автозавода.
На долю микроавтобусов марки «ГАЗ»
приходилось 45% экспорта. По итогам же
9 месяцев 2010 года лидируют автобусы павловского
производства, на долю которых приходится
43% экспорта. «Газели» и «Соболи» переместились
на второе место и в текущем году занимают
всего 25% рынка экспортных поставок. На
третьем месте, как и год назад, микроавтобусы
«УАЗ», увеличившие свою долю с 16,8 до 22,3%.
Частично
поменялась география экспортных поставок.
Основной покупатель, автобусов российского
производства – Казахстан, доля которого
в 2010 году только увеличилась. А вот вторые
и третьи места вместо Узбекистана и Армении
в текущем году заняли Украина и Монголия.
С
учетом количества импортированных
и экспортированных машин, видимое
внутреннее потребление автобусов
по итогам 9 месяцев 2010 года можно оценить
в 34344 штуки. Импортная техника занимает
чуть больше 15% от общего объема. На первый
взгляд не так уж и много. Однако,
на долю автобусов иностранных марок,
с учетом собираемых в России, приходится
уже почти 29% рынка.
Российский
рынок автобусов
Российский
рынок автобусов Сегодня
Российские заводы могли бы
сообща решить эту задачу, но
основные покупатели –
Правда, в последнее время ситуация
улучшается. В регионах принимают
программы по развитию
Сегодня автомобильный рынок
характеризуется довольно
Аналитики отмечают тот факт,
что в последние годы рост спроса
в некоторых сегментах на российском рынке
постепенно ослабевает, что связано с
их насыщением. Так, в особо малом классе,
объединяющем автобусы длиной до 6 м, вместимостью
от 9 до 16 пассажиров, расширение спроса
замедлилось за счет того, что производство
и импорт заметно возрастали на протяжении
последних лет.
Микроавтобусы приобретают
Основным производителем российских микроавтобусов
является лидер отрасли ОАО «ГАЗ», которое
после реформирования и перегруппировки
производственных мощностей объединяет
несколько крупных предприятий, в т.ч.
Горьковский, Павловский, Ликинский, Курганский
и Галицынский автобусные заводы, чья
совокупная доля на российском рынке автобусов
сегодня составляет более 60%. Холдинг «Группа
ГАЗ» занимает 3 место в мировом списке
крупнейших производителей автобусов.
В последние годы
Вместе с тем многочисленные
нарекания на изношенное
При общем росте производства
автобусов в России в 2007 г.
на 8% выпуск отечественных моделей
увеличился лишь на 4,2%, в то
время как иностранных собрано
в 7,32 раза больше, их доля в
общем объеме производства
Производители иномарок на
Многие российские регионы, например,
Ульяновская, Калужская, Иркутская, Омская
области, Хабаровский, Краснодарский,
Красноярский и Ставропольский края, некоторые
республики Северного Кавказа, ведут активные
переговоры об организации сборочных
производств микроавтобусов с рядом иностранных
производителей из Венгрии, КНР, Швеции,
Турции, Германии.
Очевидно, что атака на российский
автобусный рынок начинается
в классе микроавтобусов (их сегмент
составляет 90% рынка). Эта тенденция
принуждает производителей
Аналогичные тенденции
Автобус ПАЗ, десятки лет используемый
и в качестве «маршрутки» и на городских
линиях, является неким промежуточным
звеном между микроавтобусом и многоместной
машиной. ПАЗы по-прежнему пользуются
большим спросом практически во всех регионах
страны, что можно объяснить разумным
соотношением «цена-качество», а также,
учитывая состояние российских дорог,
хорошей ремонтопригодностью.
Кроме среднего заметно
По мнению специалистов, сегодня
лишь большой и особо большой
классы пока оставляют простор
для активности производителей.
Дефицит на многоместные автобусы
для городских и пригородных перевозок
сохраняется, т.к. их общероссийский парк
на треть укомплектован машинами, прослужившими
более десятка лет.
Из двух десятков автобусных
заводов России изготовлением
такой техники заняты лишь
семь. Здесь лидируют Ликинский (ЛиАЗ),
Нефтекамский (НефАЗ) и Голицынский (ГолАЗ)
автозаводы. Реальная емкость рынка больших
автобусов в ближайшие несколько лет,
согласно экспертным оценкам, – 5 тыс.
шт. ежегодно. Ситуация может резко измениться,
если китайские производители больших
автобусов примут решение о переходе от
массового ввоза готовых машин к их сборочному
производству в России.