Страховой рынок РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение страхового предпринимательства в Республике Беларусь и перспектив его развития.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
 Изучить понятие, сущность и виды страхования;
 Проанализировать развитие страхового предпринимательства в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ 5
2 ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Проблемы развития страхового рынка в Республике Беларусь 16
2.2 Перспективы и основные направления развития страхового предпринимательства в Республике Беларусь 24
3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Страховое предпринимательство в РБ.docx

— 90.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ 5

2 ПЕРСПЕКТИВЫ,  ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16

2.1 Проблемы развития страхового рынка в Республике Беларусь 16

2.2 Перспективы и основные направления развития страхового предпринимательства в Республике Беларусь 24

3 ОСНОВНЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В  РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях перехода к рыночной экономике страхование принадлежит  к числу наиболее быстро развивающихся  отраслей хозяйственной деятельности. Появившийся в народном хозяйстве  негосударственный сектор предъявляет  спрос на различные виды страхования, так как частная собственность, в отличие от государственной, нуждается  во всеобъемлющей страховой защите. Не имея финансовых гарантий со стороны  государства, собственники хотят застраховать себя от возможных рисков.

Система государственного страхования, существовавшая в Беларуси в условиях социализма, никогда не занималась страхованием столь многочисленных и разнообразных рисков. Во-первых, в этом не было необходимости, поскольку отсутствовало частное предпринимательство. Во-вторых, будучи монополистом в страховом деле, эта система не испытывала особой потребности в расширении сферы своей деятельности. В результате методический аппарат частного негосударственного страхования и его исторические традиции в значительной мере оказались утраченными. Новым страховым компаниям, активно осваивающим расширяющийся страховой рынок, во многом приходится начинать заново.

Необходимость развития страхового дела в современных условиях не вызывает сомнений. С переходом к рыночным отношениям неизбежно появление  множества хозяйствующих субъектов  самых разнообразных форм собственности. У них возникают новые потребности  в страховой защите и, в частности, их коммерческого риска, их имущества, своих сотрудников от каких-либо неблагоприятных событий – безработицы, потери заработка, несчастных случаев  и болезней и т.д. Появились такие  виды страхования, как страхование  по оказанию помощи выезжающим за границу, страхование на случай банкротства, остановки производства, страхование  ценных бумаг, вкладов и депозитов, лизинговых операций, гражданской и  профессиональной ответственности  и т.д.

Таким образом, в республике за короткий срок стихийно возникло множество  субъектов (страхователей, страховщиков) и объектов страхования, появился страховой  и коммерческий интерес к этому  виду предпринимательской деятельности, все то, что в совокупности называется страховым рынком. Наивно было бы упрощать сложившуюся ситуацию и надеяться, что рынок сам все отрегулирует: сам произведет отбор надежных страховщиков, сам установит оптимальные страховые  тарифы, сам сбалансирует страховые  и коммерческие интересы субъектов  страхования. Опыт многих развитых стран  с устойчивой рыночной экономикой убедительно  показывает, что для успешного  функционирования любого рынка (в том  числе и страхового), для формирования здорового страхового хозяйства  необходим определенный уровень  его регулирования со стороны  государства. Тем более, что страхование  как никакая другая сфера предпринимательской деятельности основана на взаимном доверии страхователя и страховщика, подкрепленном финансовой устойчивостью страхового дела.

В наши дни страхованию  придается большое значение. Актуальность исследования страхового дела и перспектив его развития в условиях рыночной экономики определяется тем, что  страхование является одним из необходимых  институтов функционирования экономики, роль которых возрастает при переходе к рыночным отношениям.

Интерес автора к данной теме вызван тем, что несмотря на то, что тема развития страхового дела довольно актуальна в наши дни, однако в современной экономике, особенно в нашей республике, где происходит развитие страхования, существует ряд  проблем и сложностей на пути к  развитию страхового рынка.

Целью данной курсовой работы является изучение страхового предпринимательства в Республике Беларусь и перспектив его развития.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • Изучить понятие, сущность и виды страхования;
  • Проанализировать развитие страхового предпринимательства в Республике Беларусь.
  • Определить перспективы развития страхового рынка в Республике Беларусь.

 

1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ

 

 

Страхование – древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая одновременно является и неотъемлемой составляющей производственных отношений.

Еще в период рабовладельческого строя владельцы имущества и  рабов использовали страхование  как способ защиты их от уничтожения  силами природы, утраты в связи с  грабежами и другими непредвиденными  событиями.

В основе зарождающихся, начальных  форм страхования была коллективная взаимопомощь, которая обеспечивалась взаимными обязательствами. Уже  тогда был заложен основополагающий принцип страхования – защита от риска. В рабовладельческом обществе существовали соглашения, в которых  можно усмотреть черты договора страхования. Эти соглашения касались недвижимого имущества, торговли, ссудных  сделок, а также морского судоходства. Основной смысл этих соглашений состоял  в стремлении распределить между  лицами, заинтересованными в данной сделке, риск возможного ущерба [17 c. 21].

С ростом городов и возникновением крупных населенных пунктов возрастала опасность гибели или повреждения  имущества от пожаров и других стихийных бедствий, и вполне понятно  стремление людей к объединению  для совместных действий по предотвращению опасности, ликвидации ее последствий, в том числе и экономическими мерами.

В эпоху географических открытий наблюдается бурный всплеск судоходства  и международной торговли. Возникновение  новых рынков торговли увеличивает  опасность, в связи с чем возрастает потребность в защите имущественных  интересов. Появляются первые подобия  страховых организаций, в которых  участвуют отдельные владельцы  имущества. Эти образования строились  на базе взаимного страхования имущества  отдельными группами купцов или судовладельцев. При отправке сухопутного торгового  каравана или при морской перевозке, совместном строительстве или производстве люди договаривались о том, что в  случае гибели или повреждения имущества  одного из участников этого совместного  объединения его ущерб раскладывается между всеми участниками пропорционально. Это был принцип взаимного  страхования.

Любая деятельность человека сопряжена с рисковыми ситуациями, наносящими ущерб его здоровью, имуществу, интеллектуальной собственности, денежным средствам. Причем сроки наступления  этих ситуаций, масштаб ущерба заранее  не известны, а увеличение объемов  производства, внедрение достижений науки и техники, возникновение  кризисных явлений в экономике, сопровождающихся ростом преступности, ведет к росту неблагоприятных  событий.

Закономерно возникла идея о необходимости объединения  заинтересованных лиц по возмещению материального (имущественного) ущерба путем его солидарной раскладки  между участниками объединения. Действительно, если бы каждый владелец имущества намеревался возмещать  ущерб за свой счет, то он вынужден был  бы создавать материальные резервы, по величине равные имеющемуся имуществу, что очень невыгодно и неразумно.

В то же время многолетний  жизненный опыт показывает, что, хотя непредвиденные и стихийные бедствия носят случайный и неравномерный  характер, число пострадавших всегда меньше числа заинтересованных лиц  или хозяйств. При таких условиях солидарное распределение возникшего ущерба между заинтересованными  владельцами имущества существенно  сглаживает последствия стихийных  бедствий и случайностей. Чем больше заинтересованных лиц или хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств возмещения приходится на каждого участника. Так  возникло страхование, сущность которого состоит в замкнутой раскладке возможного ущерба между заинтересованными лицами.

Грозящая опасность вынуждает  общество осуществлять меры по предупреждению или ограничению силы ее действия. Первая группа мер называется превенцией (предупреждением), вторая – репрессией (подавлением). Превентивные действия обеспечивают снижение возможных потерь (например, противопожарные мероприятия, профилактическая работа ГАИ, устройство шероховатых покрытий на автомобильных  дорогах, совершенствование правил техники безопасности и т.д.).

Репрессивные меры связаны  с созданием материальных и денежных средств с целью финансового  обеспечения борьбы со стихийными силами природы, отрицательными последствиями  достижений научно-технического прогресса, неправомерными действиями третьих  лиц.

Подобный вид финансового  обеспечения осуществляется в системе  страхования, в основу которой заложена идея создания фондов денежных средств  до наступления страхового события  с целью возмещения возможного ущерба от случайных опасностей. Экономические  последствия этих опасностей выражаются в физическом разрушении материальных ценностей или лишении человека способности к труду – основному  источнику всех благ.

Страхование представляет собой  систему экономических отношений  по защите имущественных и личных интересов физических и юридических  лиц путем формирования за счет страховых  взносов (страховых премий), уплачиваемых этими лицами, денежных страховых  фондов, предназначенных для выплаты  страховых сумм и возмещения убытков  при наступлении страховых случаев.

Рыночный механизм хозяйствования и предпринимательская деятельность с многообразными фондами накопления и потребления обусловили необходимость формирования набора организационных форм страховых фондов. К основным из них относятся:

  • централизованный государственный резервный фонд
  • фонд социальной защиты населения
  • фонд самострахования
  • страховой фонд страховщика

Централизованный государственный  резервный фонд создается за счет общегосударственных ресурсов в  натуральной и денежной формах. Он предназначен для возмещения ущерба и устранения последствий крупных  катастроф независимо от уплаты страховых  взносов.

Централизованный метод  связан с прямым законодательным  выделением из национального дохода и национального богатства страны определенных финансовых резервных  и, в том числе, страховых фондов. Централизованным методом формируются, в частности, резервные фонды  государственных бюджетов, валютные резервы и золотой запас государства. Централизованный метод применяется  в случае формирования государством страховых фондов социальной поддержки  за счет обязательных платежей физических и юридических лиц. Необходимость  в таких фондах очевидна, так как  возможности государства в оказании социальной помощи весьма ограниченны, а в условиях рыночной экономики  государство и не ставит цели всесторонней опеки своих граждан. Средства этих фондов используются в строгом соответствии с установленными нормативами и  при наличии определенных предпосылок. К примеру, целевой внебюджетный «Фонд социальной защиты населения» своей главной задачей имеет  финансирование расходов по выплате  государственных пенсий, пособий  и других социальных выплат в соответствии с законодательством Республики Беларусь о социальном страховании [14 c. 128].

Фонд самострахования – это децентрализованный обособленный денежно-натуральный фонд, дающий возможность преодолеть временные затруднения в процессе производства и обеспечивающий его непрерывность. В условиях рыночной экономики фонд самострахования трансформируется в фонд риска товаропроизводителей, создаваемый субъектами хозяйствования для предупреждения рисков при неблагоприятно складывающейся рыночной конъюнктуре и постоянно изменяющейся предпринимательской среде, временных затруднениях в процессе производства.

Страховой фонд страховщика  формируется за счет обособленных денежных взносов юридических и физических лиц (страхователей) в децентрализованном порядке. Его средства предназначены  для выплаты страховых возмещений и страховых обеспечений, размер которых определяется на основе статистической информации, прогнозных и актуарных  расчетов.

Страховщиками являются государственные  страховые организации, акционерные  страховые общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, проводящие страхование и принимающие на себя обязательство возместить ущерб или выплатить страховую сумму, а также ведающими вопросами создания и расходования страхового фонда.

Страхователями признаются юридические и физические лица, вступающие в конкретные страховые отношения  со страховщиком, уплачивающие страховые  взносы и имеющие право по закону или на основе договора получить страховые  возмещения при наступлении страхового случая.

Экономическая сущность страхования  характеризуется следующими признаками:

  • наличие страхового риска и критерия его оценки
  • сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов
  • формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков
  • солидарная ответственность всех страхователей за ущерб
  • замкнутая раскладка ущерба
  • наличие перераспределительных отношений
  • возвратность страховых платежей
  • самоокупаемость страховой деятельности

Переход к рыночной экономике  обеспечивает существенное возрастание  роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширяет  сферу страховых услуг и развитие альтернатив государственному страхованию. При командно-административной системе  управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности  и слабой экономической ответственности  руководителей и трудовых коллективов  за ее сохранность страхование никак  не могло получить подобающего ему  места в экономике и общественных отношениях.

Развертывание рыночных отношений, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несет  за это ответственность, повышает роль и значение страхования. При этом наряду с традиционным предназначением  – обеспечением защиты от природной  стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.) – объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных  явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.). Предприятия и организации различных  форм собственности, выступающие в  качестве страхователей, испытывают потребность  не только в возмещении ущерба, выражающегося  в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и  в компенсации недополученной прибыли  или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев предприятий (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

Информация о работе Страховой рынок РБ