Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение страхового предпринимательства в Республике Беларусь и перспектив его развития.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие, сущность и виды страхования;
Проанализировать развитие страхового предпринимательства в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ 5
2 ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Проблемы развития страхового рынка в Республике Беларусь 16
2.2 Перспективы и основные направления развития страхового предпринимательства в Республике Беларусь 24
3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Страховые резервы организации были направлены в краткосрочны государственные ценные бумаги в сумме 1 463 151,5 тыс. рублей, в т.ч. в ценные бумаги банков Республики Беларусь, кроме акций – 258 240,0 тыс. рублей; размещено на счетах в банках – 4 770 955,2 тыс. рублей.
Во всех развитых странах страхование является, как уже отмечалось, стратегическим сектором экономики. Объём резервов и сроки, на которые размещаются средства, превращают страховые компании в мощнейшие финансовые кредитующие институты. По средствам своей деятельности они концентрируют в своих руках огромную финансовую мощь.
Перспективы развития страхового рынка в Республике Беларусь трудно предугадать, так как они во многом зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры населения. Наивно было бы полагать, что в нашей стране население, живущее потребностями одного дня, будет заботиться о накоплении капитала. В таких экономических условиях долгосрочные накопительные страховые программы не работают. Перспективы развития отечественного страхового рынка предлагается рассмотреть исходя из принимаемых на государственном уровне документов.
Главными задачами повышения эффективности страховой деятельности в республике являются:
- совершенствование
- обеспечение сближения
- повышение требований к
- совершенствование порядка
- совершенствование и развитие
добровольных видов
- введение обязательных видов
страхования в сферах, связанных
с наибольшими рисками, в том
числе обязательное
- формирование национальной
- пересмотр отдельных
- введение единой
- совершенствование системы
Страховые компании должны
выйти на соотношение добровольного
и обязательного видов
Развитию национального страхового рынка должно способствовать введение ряда новых обязательных видов страхования. К их числу относятся:
Предусматривается также
введение обязательного дополнительного
пенсионного страхования. Предполагается
введение обязательного страхования
жилых помещений при ипотечном
жилищном кредитовании, а также принятие
мер по увеличению охвата страхователей
по уже действующим видам
На 2012 год запланировано
создание специализированных государственных
страховых организаций для
Также в 2012 году планируется поэтапно начинать снимать ограничения на участие страховщиков по мере их укрепления в отдельных видах обязательного страхования. Сейчас заниматься обязательными видами страхования разрешено лишь тем страховым организациям, которые принадлежат государству или имеют в своих уставных фондах более 50% госдолей или акций. Эта норма закреплена положением о страховой деятельности, утвержденной Указом от 25.08.2006г. № 530. Но на сегодняшний момент подготовлен проект Указа «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам страхования», согласно которому, частные страховые компании, возможно, будут снова допущены к обязательным видам страхования..
Также из проекта следует,
что членами Белорусского бюро по
транспортному страхованию
Проект предлагает позволить юрлицам и гражданам страны, которые заняты реализацией инвестиционных проектов с участием иностранного капитала, страховать имущество у иностранных страховщиком. Такая мера, по мнению разработчиков, позволит создать условия для привлечения иностранных инвестиций.
Кроме того, проектом указа предусмотрено, что риски, возникающие при реализации инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов, отныне могут напрямую страховаться зарубежными страховщиками. Однако это касается только тех проектов, которые включены в перечень важнейших, что должно быть отражено в соответствующем законодательстве.
В странах с переходной
экономикой развитие рынка страховых
услуг во многом предопределяется существующим
законодательством и надзором. Прогрессивное
законодательство способно своевременно
урегулировать негативное воздействие
внутренних и внешних сил и
обеспечить необходимую поддержку
участникам рынка. Однако в Беларуси
на сегодняшний момент существующее
законодательство не направлено ни на
стимулирование спроса на страхование
прямо или косвенно, ни на актуализацию
самой идеи страхования. Более того,
дискриминация
Возврат к практике страхования
советских времен, стремление правительства
к чрезмерному регулированию
рынка страхования, установление монополистической
позиции государственных
Возможно для того, чтобы улучшить страховую деятельность в Беларуси необходимо предпринять ряд мер:
Только в случае, когда
правительство гарантирует
Несколько лет назад Республика Беларусь начала полномасштабные переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО), в которую входят почти 150 стран, принявших условия, направленные прежде всего на торговлю без дискриминации.
Что это означает? Главным образом – взаимное предоставление государствам-участникам наибольшего благоприятствования, отказ от нетарифного регулирования, количественных и иных ограничений доступа на внутренние рынки импортных товаров и услуг.
Процесс вхождения во Всемирную торговую организацию – дело не одного дня. Необходимо просчитать все «за» и «против». В конце концов, нужно объективно ответить на вопрос, каким образом это отразится на таких производственных факторах как производительность труда, техническое переоснащение, рынки сбыта, сырьевая база, кадры и т.д.
Особенно актуальным такой
анализ станет для легкой промышленности,
медицины, сельского хозяйства; таких
секторов как страхование, банковские
услуги, связь. Важно осознавать, что
условия ВТО означают равенство
режима доступа на белорусский рынок
для всех поставщиков и инвесторов,
в том числе из Китая, динамично
развивающихся стран Юго-
Прежде всего увеличиться экспорт. Заметим, что сейчас многие европейские рынки фактически полузакрыты для белорусских производителей телевизоров, холодильников, стиральных машин. В Польше, например, импортные пошлины на телевизионную технику из стран, не входящих в ВТО, достигают 35 процентов.
Присоединение к данной организации в состоянии решить и проблему антидемпинга. По сведениям Минэкономики, только на калийных удобрениях и химических волокнах Республика Беларусь теряет десятки миллионов долларов.
С другой стороны, Беларусь тоже будет вынуждена снизить пошлины на импортные товары, что, конечно, усилит конкуренцию. Имеются опасения, что в первую очередь в проигрыше может оказаться сельское хозяйство, производители сельхозтехники. В частности, из-за требования сократить господдержку АПК.
И еще, опыт некоторых стран
СНГ, уже ставших членами ВТО,
показывает, что без «привязки» к
внутренним реформам от вступления в
данную организацию не следует ожидать
серьезных преимуществ для
Все это и многое другое, надо надеяться, приведет к усилению позиций нашей страны в международном разделении труда, расширит наши возможности на мировом рынке.
В настоящее время идет
переговорный процесс о вступлении
Республики Беларусь во Всемирную торговую
организацию, результатом которого
должно явиться открытие отечественного
рынка для иностранных
Единого подхода к проведению
переговорного процесса и определению
переходного периода в рамках
ГАТС не существует, и поэтому перечень
обязательств стран-членов ВТО существенно
различается. Обязательства стран
Восточной Европы и Африки, например,
являются более либеральными, нежели
стран Латинской Америки и
Азии. Однако, только Бахрейн, Гамбия, Гана
и Соломоновы острова изначально
избрали политику полной либерализации
в отношении трех способов предоставления
услуг по прямому страхованию. Остальные
страны выбрали более
Сектор страхования в
Беларуси, как было сказано выше,
находится на начальном этапе
своего становления. Показатели развития
страховых услуг в Беларуси существенно
отстают от аналогичных показателей
в странах Центральной и
За последнее десятилетие
сектор страхования претерпел