Рынок автобусов РФ и РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:43, реферат

Краткое описание

В результате кризиса производство автобусов упало на 47,7%. Если в 2008 году было изготовлено 67 786 штук, то в 2009 всего 35 494. И хотя до полного выздоровления отрасли еще далеко, уже сейчас можно отметить некоторые сдвиги в сторону увеличения объемов рынка.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 155.58 Кб (Скачать)

       Российские дорожные и климатические  условия, особенности пассажиропотока  предъявляют определенные требования  к большим отечественным и  импортным автобусам, используемым  на наших маршрутах. Это –  и прочность кузова, и количество  дверей, и количество мест для  сидения, и отопление салона, его  вентиляция и освещенность, и  мн. др. Подчас эти требования  выше, чем в европейских странах. 

       Технический уровень отечественных  многоместных автобусов заметно  уступает зарубежным аналогам. Основная  причина – отсутствие в стране  производства современных комплектующих  изделий (амортизаторов, отопителей, подогревателей и др.), особенно дизельных двигателей. Используемые на этих машинах двигатели КамАЗа имеют недостаточный ресурс – 200 тыс. км против 800 тыс., и даже 1,0 млн. км у зарубежных аналогов. Уступают им дизели Ярославского моторного завода и барнаульского завода «Алтайдизель». Поэтому на отечественных автобусных заводах по желанию заказчика устанавливают импортную комплектацию, в т.ч. немецкие двигатели MAN и Mercedes-Benz, американские Caterpillar и Commings, венгеpские RABA-MAN, французские Renault. 

       Автобусная продукция является  важной статьей российского машинотехнического экспорта. Крупнейшими потребителями российских машин являются Украина, Казахстан и Узбекистан, закупающие тысячи автобусов. Однако по оценке экспертов, если в последних двух государствах сбыт машин будет увеличиваться, то на Украине прослеживается противоположная тенденция, т.к. здесь значительно укрепились местные производители автобусов и возрастают поставки китайских машин. 

       Вторую крупную группу импортеров  российских автобусов составляют  Армения, Вьетнам, Монголия и  Туркмения, закупающие сотни машин.  К третьей многочисленной группе  относят страны, экспорт в которые  находится в пределах от нескольких  штук до нескольких десятков  машин. У российских производителей  и компаний-экспортеров автобусов  имеется значительный резерв  для расширения поставок современной  продукции в последние две  группы стран. 

       Сборка российских автобусов  широко практикуется в странах  СНГ, например на Украине, в  Белоруссии, Казахстане, Таджикистане. Автозаводы РФ возобновили активную  деятельность по возвращению  на рынки стран дальнего зарубежья,  в т.ч. через создание автобусосборочных производств во Вьетнаме, Литве, Румынии, Иране, на Кубе, в ЮАР. 

Российский  рынок автобусов  в I квартале 2011г. 

     Российский  рынок автобусов по итогам I квартала вырос на 48,7% и составил 9477 единиц. Как отмечают в «АСМ-Холдинге», рынок  автобусов первым испытал падение  и первым, начиная с февраля 2010 года, начал выходить из рецессии, что  и обусловило более раннее появление  повышенной сравнительной базы.  

     Продажи отечественных автобусов увеличились  всего лишь на 11,1% до 5448 машин, при  этом их доля на рынке сузилась с 77,0% до 57,5%. Продажи «российских иномарок»  выросли более существенно –  в 1,9 раза и составили 1420 автобусов, а их рыночная доля увеличилась с 11,7% до 15,0%. В конечном счете, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 88,7% до 72,5%.  

     Наиболее  высокая динамика роста продаж отмечена в сегментах импортированных  автобусов. Объем нового импорта  увеличился в 3,5 раза до 2036 автобусов. В  еще большей мере (в 4 раза) вырос  импорт подержанных автобусов, составивший 573 единицы. Удовлетворение рыночного  спроса во все возрастающей степени  за счет импорта усугубляет впервые  возникший в середине 2010 года дисбаланс  внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-марта 2011 года в Россию ввезено 2609 иностранных автобусов  против экспорта 456 новых автобусов  из России.  

     Сравнение итогов продаж автобусов в январе-марте 2011 года с итогами первых трех месяцев 2008 года показывает сокращение спада  продаж по отношению к докризисному уровню (15330 автобусов) до 38% против 55% одним  месяцем ранее. Тем не менее, при  положительной в целом динамике восстановления автобусного рынка, стоит отметить особенно сильное  отставание продаж автобусов отечественных  производителей, сократившихся на 57,7% от 12888 единиц в I квартале 2008 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минский автомобильный завод 

     ОАО «Минский автомобильный завод» —  крупнейшее государственное предприятие  Белоруссии по выпуску большегрузной  автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. 

     Торговая  марка МАЗ широко известна в СНГ  и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в  тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем  Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более  чем 45 стран мира. После проблемного  периода начала 1990х, сегодня МАЗ  смог вернуться на большинство из этих рынков. 

     Завод является самостоятельным хозяйствующим  субъектом с правом юридического лица, входит в качестве головного  предприятия в состав Производственного  объединения «БелавтоМАЗ» (в составе которого находятся также Завод «Могилевтрансмаш», Могилёв; ОАО «БААЗ», Барановичи; ОАО «ОЗАА», Осиповичи; РУА «КЗТШ», Жодино; РУП «Литмаш», Минск; ПРУП «ДЭМЗ», Дзержинск; РУП «СтройМАЗтрест», Минск. 

     Автобусы 

     В 1992 году на МАЗ-е был создан филиал сориентированный на освоение производства семейства современных пассажирских автобусов, он получил название АМАЗ. В этом же году филиал подписал лицензионное соглашение с компанией «Неоплан», в результате было выпущено пять лицензионных автобусов в «чистом виде». Этими автобусами были Neoplan N4014. После этого оригинальная немецкая конструкция была переработана для адаптации её к местным условиям — как в плане эксплуатации, так и в плане сборки (основными отличиями мазовского автобуса от немецкого были измененное остекление дверей и иные фары). В результате возросла прочность конструкции, увеличился дорожный просвет, было освоено применение комплектующих собственного производства. Низкопольный автобус МАЗ-101 внешне неотличим от своего заграничного родственника. Был применен самостоятельно выполненный ведущий мост портального типа. Ещё одной отличительной особенностью стало использование «шахтной» компоновки моторного отсека. Эксплуатация автобуса выявила и определённые недостатки — частые неисправности сложного заднего моста и отечественного двигателя ММЗ-Д-260.5. 

     После сборки «пилотной» партии из сорока автобусов МАЗ-101, в 1996 завод приступил к производству усовершенствованной модели — МАЗ-103 Этот автобус также низкопольный, однако на нём применяется другой задний мост, а конструкция моторного отсека позволяет применять любой двигатель. МАЗ-103 выпускается с двигателями ММЗ, Рено, MAN и механической или автоматической коробкой передач.

      

     С учётом экономической ситуации в  странах СНГ, являвшихся основным рынком для МАЗ-а, когда многие города нуждавшиеся в обновлении автобусного парка не могли себе позволить приобретение модели МАЗ-103, на заводе было принято решение разработать и запустить в производство более дешёвую модель — МАЗ-104. Её производство началось в 1997 году. Применение в конструкции узлов от серийных грузовых автомобилей МАЗ позволило на 8-10 тыс. долларов удешевить конструкцию по сравнению с МАЗ-103, однако при этом пришлось пожертвовать низкопольностью. Производство этого автобуса было прекращено 1 сентября 2006.

      

     Производство  сочленённого автобуса МАЗ-105 началось в 1997, он имеет пониженный уровень  пола (1 ступенька) и предназначен для  применения на напряжённых внутригородских  маршрутах. 

     Ещё одна интересная модель городского автобуса — удлинённый трёхосный МАЗ-107 был  впервые продемонстрирован на Московском автосалоне в 2001 году. Высокая пассажировместимость и отсутствие дорогого и снижающего надёжность узла сочленения делают эту модель привлекательной для применения на загруженных маршрутах. Основные поставки МАЗ-107 ведутся в Москву. 

     В 2004 году завод представил первую модель в линейке автобусов второго  поколения — МАЗ-256. Автобус т. н. восьмиметрового класса имеет 28 посадочных мест. Характерные черты всех машин  второго поколения — стеклопластиковая  обшивка кузова с панелями окрашеными в массе, вклеенные стекла, линзовая оптика. 

     В 2005 году представлен следующий автобус  второго поколения — городской  низкопольный МАЗ-203. Основное отличие новой модели предшественника — полностью низкопольная конструкция (без ступеньки на задней площадке как в МАЗ-103). Мелкосерийное производство этого автобуса началось со второго квартала 2006, а первая крупная партия (50 автобусов) была произведена по заказу Казани в первой половине 2007. По состоянию на январь 2008 автобус эксплуатируется в Беларуси, России, на Украине и в Польше. 

     Другой  городской автобус второго поколения  — МАЗ-206 был представлен в  июле 2006. Это машина средней вместимости, предназначенная для применения на ненапряженных городских маршрутах, в качестве служебного или VIP автобуса. МАЗ-206 имеет низкий уровень пола в передней части автобуса, где  расположена просторная накопительная  площадка, а в задней части уровень  пола повышается. Мелкосерийное производство началось в конце 2006 года, а в Белорусские  автопарки автобус начал поступать  в конце 2007. В августе 2007 был представлен  пригородный вариант этого автобуса, получивший название МАЗ-226 он отличается отсутствием накопительной площадки, увеличенным до 31 количеством сидячих  мест, и наличием небольшого багажного  отсека по левому борту. В 2009 году завод  представил сочленённый автобус 2-го поколения МАЗ-205. 

     На  заводе освоено производство междугороднего автобуса МАЗ-152, туристического МАЗ-251, аэродромного МАЗ-171 

     «АМАЗ»  достиг серийного производства 8 моделей  автобусов и более 50 модификаций  на их базе, среди которых автобусы, предназначенные для эксплуатации в особых условиях: в северных районах  — со специальной системой отопления и теплоизоляцией салона, двойным полом, уменьшенной площадью остекления, а в южных районах — с усиленной системой вентиляции и увеличенными сдвижными форточками и пр. 

     Сегодня доля импорта (без учёта силового агрегата) не превышает 8 процентов (это  клей, лаки-краски, пластик, тормозная  аппаратура, механизмы открывания дверей). 

     Статистика  выпуска и продаж 

     На  АМАЗ-е определены 4 основных направления реализации: Белоруссия, Россия, Украина, дальнее зарубежье. На каждое из них приходится в среднем по 25 % продаж 

     В 2008 было выпущено 1025 автобусов и троллейбусов, что почти на 70 % больше, чем в 2007. 

     За 11 месяцев 2008 года было продано: 969 автобусов в Белоруссии (из них 489 в Минске), 503 в России, 92 на Украине, 77 в дальнем зарубежье. Всего в 2009 было выпущено 1793 автобуса. По данным АСМ-Холдинг выпуск распределился следующим образом: 

  • МАЗ-101 -  983
  • МАЗ-103 -  497
  • МАЗ-104 -  137
  • МАЗ-105 -  83
  • МАЗ-107 -  211
  • МАЗ-256 -  86
  • МАЗ-203 -  17
  • МАЗ-206 -  21
  • МАЗ-205 -  14
  • МАЗ-152 -  13
  • МАЗ-251 -  8
  • МАЗ-171 -  12

Информация о работе Рынок автобусов РФ и РБ