Интеграции РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить понятие международной экономической интеграции и, в частности, рассмотреть перспективы и проблемы интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь.

Оглавление

Введение

1 Понятие «международной экономической интеграции».

1.1 Предпосылки и сущность интеграционного процесса.

1.2 Современные интеграционные процессы в мировой экономике.

2 Экономическая интеграция России и Беларуси.

2.1 История интеграционных процессов России и Беларуси.

2.2 Современное состояние отношений России и Беларуси. Перспективы, тенденции и проблемы

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - копия.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение

    1 Понятие  «международной экономической интеграции».

    1.1 Предпосылки и сущность интеграционного  процесса.

    1.2 Современные интеграционные процессы  в мировой экономике.

    2 Экономическая  интеграция России и Беларуси.

    2.1 История интеграционных процессов России и Беларуси.

    2.2 Современное состояние отношений  России и Беларуси. Перспективы,  тенденции и проблемы

    Заключение

    Список  литературы

 

     Введение

    Под экономической интеграцией понимается наивысшая ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутренней и внешней экономической политики соответствующих государств.

    Международная экономическая интеграция является одним из наиболее распространенных и одновременно – одним из наиболее противоречивых феноменов современной мировой экономики. Интеграция является проявлением нарастающей взаимосвязанности и взаимозависимости различных стран как в экономическом, так и в политическом отношении.

    Процесс экономического сближения России и  Белоруссии на постсоветском пространстве характеризуется наиболее существенными результатами. Белоруссия входит в пятерку основных торговых партнеров России. Свободный доступ на рынок Российской Федерации является одним из важнейших факторов успешного развития белорусской экономики.

    Предметом исследования данной работы является определение понятия международной экономической интеграции, как процесса хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах, а также рассмотрение, в частности, интеграционного процесса России и Беларуси.

    Объектом исследования данной работы является определение основных тенденций и проблем в процессе экономической интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь.

    Цель  данной курсовой работы: изучить понятие  международной экономической интеграции и, в частности, рассмотреть перспективы и проблемы интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выявить сущность понятия «международная экономическая интеграция»;
  2. определить, какие предпосылки и факторы способствуют этому процессу;
  3. описать современные интеграционные процессы в экономике;
  4. рассмотреть историю и современный этап экономической интеграции России и Беларуси, а также выделить основные проблемы, тенденции и перспективы данного процесса.

    Степень изученности темы. Различные аспекты развития международной экономической интеграции, анализ признаков, качественных характеристик и особенностей процесса интеграционного сотрудничества в рамках Союзного государства России и Беларуси изучали такие российские и белорусские ученые, как: Е.Ф.Авдокушин, Л.Ф.Бляхман, О.В.Буторина, Л.Б.Вардомский, М.В.Василевская, М.Ю.Головнин, С.П.Глинкина, Р.С.Гринберг, А.Е.Дайнеко, В.Б.Долголев, Г.В.Забавский, В.Д.Зотов, И.Д.Казакова, Ф.Н. Клоцвог, А.А.Кокошин, В.П.Колесов, Л.С.Косикова, М.И.Кротов, Е.М.Кузьмина, М.В.Кулаков, Д.Н.Курочкин, А.Е.Лебедев, И.Е.Левитин, Н.Н.Ливенцев, И.Е.Люля, В.Ф.Медведев, В.В.Михеев, И.Н.Морозов, М.В.Мясникович, А.Д.Некипелов, П.Г.Никитенко, М.Н.Осьмова, В.В.Почекина, В.Е.Садохо, С.Н.Сильвестров, Б.М.Смитиенко, А.В.Сотников, И.Э.Точицкая, Ю.А.Трунов, А.А.Урунов, Н.А.Черкасов, А.В.Шурубович, А.Я.Эльянов и другие.

 

     1 Понятие «международной  экономической интеграции»

    Термин  «интеграция» происходит от латинского integratio – восстановление отдельных  частей в единое целое. Интеграция может  происходить в различных сферах – экономической, политической, социальной и др., как на  макроэкономическом (межгосударственном), так и на микроэкономическом (фирменном) уровнях. Она может иметь институциональную модель (в рамках подписанного государствами договора) и мягкую модель (без институционального оформления, в силу высокого уровня экономической взаимозависимости и взаимодополняемости). Различают также поверхностную интеграцию (затрагивающую только рыночную сферу) и глубокую интеграцию (проявляющуюся и в сфере производства).

    На  межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней  экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

 

     1.1 Предпосылки и  сущность интеграционного  процесса

    В экономическом смысле интеграция подразумевает экономический процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух или более государств преимущественно с однотипным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап  интернационализации хозяйственной жизни.

    Появление новых интеграционных объединений  связано со стратегическим, экономическим, политическим и географическим мотивами. Стратегически формирование объединения  нацелено на определение новых рамок  сотрудничества в противовес возможным торговым спорам; с экономической точки зрения призвано повысить благосостояние населения, что требует проведения адекватных мер - создания общего рынка, сокращения издержек производства, роста зарубежных капиталовложений, реструктуризации экономики; наконец, географические мотивы интеграционных группировок исходят из расширения взаимных торгово-инвестиционных связей в соседних странах. Так, например, взаимный товарооборот между США и Канадой был бы в 13 раз меньше, если бы они не граничили друг с другом.

    Согласно  теории выделяют пять форм экономической  интеграции:

  1. Зона свободной торговли (ЗСТ) – это региональная группировка стран, в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля. Эта форма интеграции устраняет внутренние барьеры и создает благоприятные предпосылки для специализации стран-участниц на производстве тех товаров и услуг, для которых они имеют сравнительные преимущества, и облегчает ввоз тех товаров и услуг, в производстве которых они не имеют данных преимуществ. Экономическая интеграция в форме зоны свободной торговли, как правило, создает благоприятную ситуацию для всех участников группы, так как каждый может специализироваться на тех товарах и услугах, для которых имеет наиболее благоприятные предпосылки, а в остальном может полагаться на других ее участников. При этом каждая страна сохраняет самостоятельность в торговой и других видах экономической политики. Наиболее известные соглашения данного типа – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА);
  2. Таможенный союз (ТС) – это общая таможенная территория нескольких стран с единым таможенным тарифом в отношении товаров, вывозимых или ввозимых из других стран. Таможенный союз ведет к принятию странами-участницами общей торговой политики. Каждый член передает часть функций управления, связанных с торговой политикой, группе в целом. При этом страны, не входящие в интеграционную группировку, по отношению к которым сохраняются торговые ограничения, могут оказаться в невыгодном положении, так как на территории таможенного союза в силу торговых барьеров их товары становятся менее конкурентоспособными, что может привести к потере рыночной доли и доходов. Однако внутри интеграционной группировки возросшая конкуренция производителей стран-участниц ведет к росту экономической эффективности, снижению цен и росту экспорта в третьи страны. Примерами такой формы интеграции служат Андское сообщество (АНКОМ) и Карибское сообщество (КАРИКОМ);
  3. Общий рынок, или принцип четырех свобод – это пространство, охватывающее некоторое число стран, на котором они устанавливают равные условия, обеспечивающие свободное передвижение товаров и услуг, факторов производства (труда и капитала). Осуществляя единую торговую политику, страны  сохраняют самостоятельность в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике, однако проводят их согласование. Основными признаками общего рынка выступают отсутствие каких-либо барьеров в торговле между государствами, общая торговая политика по отношению к другим странам, подвижность факторов производства между государствами – членами союза. Основная выгода данного типа интеграции – создание благоприятных предпосылок для мобильности таких факторов производства, как капитал, труд, технология производства. Примером этой формы интеграции служит Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР);
  4. Экономический союз – это объединение экономик стран, имеющих единые внешние таможенные тарифы и осуществляющих единую торговую, кредитно-денежную и бюджетно-налоговую политику. Это наиболее глубокая форма экономической интеграции, которая характеризуется свободным движением товаров, услуг, факторов производства между странами-членами и полной гармонизации экономической политики. Экономический союз унифицирует монетарную и фискальную политику, вводит общую валюту (или фиксированный валютный курс), устанавливает единые налоговые ставки и структуру налогообложения. Страны – члены экономического союза практически утрачивают самостоятельность в принятии решений по основным вопросам экономической политики, что может вести к возникновению некоторых противоречий. Примером высшей формы экономического союза служит Европейский союз (ЕС);
  5. По мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для высшей ступени интеграции – политического союза. Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют «Соединенными Штатами Европы».

    Таким образом, экономическая интеграция представляет собой поступательный процесс перехода от низшей формы  к более высокой форме экономического взаимодействия [5].

    Экономическая интеграция развивается с учетом объективных предпосылок, без учета  которых сложно достичь поставленных целей и задач. К ним относятся:

  1. относительно высокий уровень экономического развития стран-членов. Важность фактора связана с готовностью национальной экономики к либерализации в сферах торговли и инвестиций, способности выдерживать конкуренцию с более конкурентоспособными зарубежными компаниями, товарами и услугами;
  2. относительно высокий уровень экономической взаимозависимости и взаимодополняемости, который определяется как высоким уровнем экономического развития, так и диверсифицированной структурой экономики и экспорта;
  3. примерно одинаковый уровень экономического развития стран-членов, в противном случае большие преимущества будет получать более экономически развитая страна в ущерб странам менее экономически развитым;
  4. схожесть политических систем;
  5. общность культурологических истоков и традиций;
  6. динамический эффект успешности интеграционных планов других объединений;
  7. географическая близость (в последние годы значение снизилось в силу формирования интеграционных объединений между разными регионами).

    Реализация  интеграционных планов представляет странам-членам экономические преимущества, в том  числе:

  1. расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения;
  2. увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары;
  3. повышение эффективности и конкурентоспособности производства;
  4. эффект масштаба производства и углубление специализации;
  5. создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы;
  6. повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве;
  7. ускорение темпов экономического развития.

    Помимо  преимуществ интеграция также может  повлечь за собой издержки для  участвующих стран. Одни из основных - сокращение бюджетных поступлений в результате отмены таможенных пошлин (правительства проводят налоговые реформы, которые в итоге приносят большие доходы, чем таможенные пошлины и сборы). Другие интеграционные издержки связаны с изменением внешнеэкономического климата страны и сопутствующими ему краткосрочными издержками регулирования в форме увольнения работников, более рационального размещения отдельных отраслей и предприятий. В целом, (что доказано практическим опытом отдельных стран) такие издержки невелики благодаря экономическим преимуществам либерализации, имеющей долгосрочный эффект.

    Интеграционные  издержки могут быть связаны с  неравномерным распределением преимуществ  между отдельными странами с учетом национальных сравнительных преимуществ. Экономически более развитые страны получают преимущества за счет менее развитых стран-членов. В целях минимизации потерь менее развитыми странами более развитые государства оказывают им содействие в повышении конкурентоспособности экспортоориентированных производств и компаний, облегчении доступа товаров и услуг на свои рынки, проводят ассиметричную по срокам либерализацию.

 

     1.2 Современные интеграционные  процессы в мировой  экономике

    Объединение государств в интеграционные группировки позволяет им совместно решать многие экономические задачи. В группировки вступают страны с разным уровнем развития, преследуя примерно одинаковые цели.

    Прежде  всего, это поступление в страну прямых иностранных инвестиций, которые  позволяют за счет новой техники и передовых технологий увеличить объем производства продукции. Интеграция способствует поддержке конкурентоспособных отраслей национальной промышленности, которые получают возможность выхода с национального рынка на более широкий региональный рынок.

    Объединение государств способствует повышению  темпов развития экономики менее  развитых стран-участниц за счет использования  капиталов, технологий, рыночного опыта  более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС после вступления в нее новых членов из числа государств Центральной и Восточной Европы, бывших социалистических стран.

    Интеграционные  группировки усиливают позиции  объединенных государств в рамках крупных  наднациональных объединений, например ВТО. Региональные и субрегиональные объединения стран позволяют им сохранить конкурентоспособность национальных экономик и совместно противостоять глобальной конкуренции.

Информация о работе Интеграции РБ и РФ