Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить понятие международной экономической интеграции и, в частности, рассмотреть перспективы и проблемы интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь.
Введение
1 Понятие «международной экономической интеграции».
1.1 Предпосылки и сущность интеграционного процесса.
1.2 Современные интеграционные процессы в мировой экономике.
2 Экономическая интеграция России и Беларуси.
2.1 История интеграционных процессов России и Беларуси.
2.2 Современное состояние отношений России и Беларуси. Перспективы, тенденции и проблемы
Заключение
Список литературы
Наиболее крупными являются следующие группировки.
Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 г. В него входят 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот-д'Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Сообщество представляет собой экономический союз.
Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в 1966 г. В него входят 6 государств: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея. Целями ЮДЕАК являются поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки, укрепление действующего таможенного союза.
Особую роль на африканском континенте играет Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. и имеющая как экономические, так и политические цели и консультативный статус. ОАЕ объединяет 53 страны. Целями сообщества являются координация и согласование политики различных африканских экономических объединений в процессе формирования Африканского экономического сообщества, создание которого намечено к 2025 г.
Процессы экономической интеграции развернулись и на постсоветском пространстве. Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония. Объективной основой для объединения республик бывшего Советского Союза стали разделение труда и региональная специализация, сформировавшаяся в советской плановой экономике. Каждая республика находилась в зависимости от поставок сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик, была глубоко интегрирована в единый народно-хозяйственный комплекс. СНГ стало возрождением системы межреспубликанских взаимосвязей. Его созданию способствовали такие факторы, как технологическая общность производства, единство технических стандартов, общие сети коммуникации, единая транспортная инфраструктура. Все бывшие союзные республики испытывали общие трудности выхода на западные рынки из-за невысокого по мировым меркам технического уровня производства и нуждались в рынках друг друга.
Однако повсеместный спад производства, защита странами собственного рынка, потребность новых государств в структурной перестройке экономики, различия в области ценообразования, в финансовой, банковской и валютной политике, в таможенном регулировании и степени государственного управления экономикой привели к тому, что СНГ так и не стало реально действующим полноценным интеграционным объединением.
В январе 1995 г. было подписано Соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. В марте 1996 г. к союзу присоединилась Киргизия.
Таможенный союз намечалось формировать в два этапа: на первом - отменить тарифные и количественные ограничения в торговле между собой и установить единый торговый режим в отношении третьих стран; на втором - образовать единую таможенную территорию, перенеся таможенный контроль на внешние границы союза. Однако в процессе согласования внешнеэкономической политики возникли серьезные противоречия среди участников. В результате уже в первый год существования «союза четырех» его члены стали пересматривать в одностороннем порядке ставки таможенных тарифов. Сформированные наднациональные структуры существуют лишь формально. Участие в Таможенном союзе осложняет вступление его членов в ВТО, куда стремятся попасть Россия и Казахстан. Киргизия уже вступила в ВТО в 1998 г. и вряд ли сможет выполнить все нормы ВТО, не нарушая своих обязательств перед партнерами по «четверке».
Экономическое пространство СНГ продолжает дробиться, ставя под сомнение перспективы его развития. Центробежные тенденции проявились в объединении Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии (ГУУАМ). Цель создания ГУУАМа - обеспечить транспортный коридор между Азией и Европой, идущий в обход России. В этом объединении прослеживаются не только экономические, но и политические мотивы.
2 Экономическая интеграция России и Беларуси
2.1 История интеграционных процессов России и Беларуси
Российско-белорусские отношения активно развивались еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и разнонанравленность их стратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям, а не многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.
В
1996 году Россия и Беларусь встали на
путь непосредственного
2
апреля 1996 года в Москве президенты
Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко
подписали «Договор об
После подписания Договора были сформированы рабочие органы Сообщества России и Беларуси, которые проступили к формированию механизма интеграции. Главным органом Сообщества стал Высший Совет, в который вошли руководители государств, правительств и парламентов двух стран.
Развитие Сообщества России и Беларуси создало предпосылки для преобразования его в более высокое по качеству интеграционное объединение – Союзное государство, которое призвано полнее удовлетворять интересы граждан наших стран на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов, проведения экономических преобразований, укрепления демократии, обеспечения общей безопасности. В июне 1996 года начал свою работу Исполнительный Комитет как постоянно действующий орган для налаживания практической стороны реализации Договора. В том же месяце Высший Совет Сообщества утвердил решение о создании Таможенного Комитета Сообщества Беларуси и России с образованием коллегии с равным представительством стран.
Созданием Сообщества завершился первый этап российско-белорусской интеграции; в то же время были созданы предпосылки для дальнейшего социально-экономического и государственного и политического объединения наших стран.
2 апреля 1997 года в Москве президенты России и Беларуси подписали «Договор о Союзе Беларуси и России». Начинается новая фаза строительства, которая характеризовалась развитием его институциональной основы, структуризацией функций, определением перспективных задач. В сентябре 1997 года ООН зарегистрировала «Договор о Союзе Беларуси и России» и «Устав Союза» – важнейшие основополагающие документы второго этапа формирования Союзного государства.
Союз России и Белоруссии стал приносить конкретные результаты. На его западных границах были созданы общая пограничная и таможенная службы, велась подготовка единого таможенного кодекса. Успешно работал Комитет по вопросам безопасности. Создавались благоприятные условия для углубления экономической интеграции, которая включает не только торговлю (кстати, товарооборот между нашими странами с 1996 по 2000 г. увеличился вдвое), но и регулирование совместной внешнеэкономической деятельности, производственную кооперацию. Средства, выделенные из бюджета Союза, позволили дать старт ряду перспективных совместных программ, имеющих не только экономическое, но и большое социальное значение.
25 декабря 1998 года была подписана «Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси». В ней декларировались демократические принципы формирования Союзного государства, в том числе: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе общепризнанных принципов и норм международного права, проведения свободных демократических выборов и т.д.
В 1999 году было достигнуто окончательное соглашение о создании Союзного государства Беларуси и России. Начался процесс разработки наиболее оптимальных форм государственно-политической и экономической интеграции. 8 октября 1999 года в газетах «Советская Белоруссия» и «Российская газета» был опубликован проект «Договора о создании Союзного государства» для его всенародного обсуждения. Идея единения получила поддержку подавляющего числа граждан России и Беларуси.
Договор
о создании Союзного государства
ставит целью необходимость
Согласно
Договору «Союзное государство базируется
на принципах суверенного
В Договоре выделялось в качестве приоритетной стратегической цели на первоначальном этапе создания Союзного государства формирование единого экономического пространства. Договор и Программа стали фактически концепцией и стратегией развития по-настоящему всесторонней интеграции двух стран, формирования условий их реального объединения в рамках Союзного государства.
Важнейшее значение процесса создания Союзного государства России и Беларуси заключается, прежде всего, в том, что положено начало формированию принципиально иной геополитической и экономической конфигурации на постсоветском пространстве.
В декабре 1999 г. была подписана Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений договора о создании Союзного государства. Задача программы — определение этапов, сроков и осуществление комплекса взаимосвязанных мероприятий в экономике, правовой и иных сферах. Обозначен комплекс мер, направленных на поэтапное объединение двух стран, сближение и унификацию их хозяйственных систем. Это: проведение единой структурной политики, связанной с реформированием бюджетной, налоговой и производственной сфер, решением проблемы неплатежей и с реструктурированием банковской системы; осуществление единой налоговой политики на основе унифицированного законодательства; развертывание единой политики в области ценообразования; формирование единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений.
Основная цель Союзного государства — создание общего экономического пространства, функционирующего по тем же принципам, что и любой национальный рынок. Как известно, фундаментом таких отношений выступает законодательство, которое должно быть унифицированным в соответствии с международными нормами. Для достижения этой цели необходимо выполнение двух групп положений.
Первая устанавливает принципы, которые должны соблюдать договаривающиеся стороны (свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы), и запрещать действия, нарушающие эти принципы. Вторая группа должна содержать меры, обеспечивающие и облегчающие реализацию названных принципов путем установления общих норм и гармонизации национальных законодательств.
Главным источником развития экономики России и Белоруссии является сотрудничество в реальном секторе. Создание единого экономического пространства и общего рынка предполагает объединение воспроизводственных потенциалов стран. Для активизации взаимовыгодного сотрудничества важно выработать долговременную согласованную экономическую политику. Общий потенциал задействован еще слишком слабо.
В рамках экономической интеграции значительное место занимает развитие производственной кооперации путем разработки и осуществления совместных программ и образования транснациональных финансово-промышленных групп, что помогает проводить единую структурную промышленную политику.
Контакты между Россией и Белоруссией развиваются не только в политике и экономике, но по всему спектру человеческих отношений, в то числе в сфере науки, информации и культуры. Идет интенсивная работа по формированию единого научного, информационного и культурного пространства, чему способствует подписание межгосударственных соглашений о сотрудничестве в этих областях.