Интеграции РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить понятие международной экономической интеграции и, в частности, рассмотреть перспективы и проблемы интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь.

Оглавление

Введение

1 Понятие «международной экономической интеграции».

1.1 Предпосылки и сущность интеграционного процесса.

1.2 Современные интеграционные процессы в мировой экономике.

2 Экономическая интеграция России и Беларуси.

2.1 История интеграционных процессов России и Беларуси.

2.2 Современное состояние отношений России и Беларуси. Перспективы, тенденции и проблемы

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - копия.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

    Важное место в российско-белорусской экономической интеграции занимают также регионы. Со второй половины 90-х годов сотрудничество именно на межрегиональном уровне стало одним из приоритетных направлений интеграции. С каждым годом оно углубляется и становится заметным компонентом двусторонних отношений. В начале 2001 г. Белоруссия систематически поддерживала торгово-экономические связи с 70 российскими регионами, а во взаимных поставках продукции участвовали российские предприятия из 79 субъектов РФ. Такому сотрудничеству способствовали подписание многих межгосударственных и межправительственных соглашений, а также наделение в конце 90-х годов российских субъектов большей экономической самостоятельностью.

    Процесс создания Союзного государства России и Беларуси вышел на качественно новый уровень в 2000 году в результате системных усилий российского и белорусского руководства. Подписанный 25 января 2000 года президентом Российской Федерации В.В. Путиным и президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Договор о Союзном государстве создал принципиально новые условия для взаимоотношений между двумя странами.

    В рамках Союзного государства Беларуси и России была найдена удачная  формула сохранения государственного суверенитета стран-участниц. Высшим органом Союзного государства был определен Высший Государственный Совет, в состав которого вошли главы государств, правительств и руководители палат парламентов стран-участников. 26 января 2000 года состоялось первое заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. Для обеспечения исполнения решений Высшего Государственного Совета и оперативного управления подчиненной ему системой отраслевых и функциональных органов Союзного государства был утвержден коллегиальный исполнительный орган – Совет Министров Союзного государства.

    Был также утвержден бюджет Союзного государства России и Беларуси, который  активно используется для финансирования модернизационных, образовательных  и социально-культурных программ.

    В рамках Союзного государства развивается сотрудничество с международными финансовыми, промышленными, научными и общественными организациями. Так, на 1 апреля 2001 года только в Республике Беларусь работало 1023 представительства иностранных организаций и 51 страны мира; при этом компании из стран Евросоюза являются основными инвесторами на территории Беларуси. В то же время финансово-экономические отношения с Российской Федерацией являются для Беларуси приоритетными; в 2010-2015-е годы предполагается их всестороннее расширение и интенсификация.

 

     2.2 Современное состояние  отношений России  и Беларуси. Перспективы,  тенденции и проблемы

    Говоря  о формировании Союзного государства  необходимо отметить, что Россия и  Беларусь – страны многонациональные, в них проживают представители  десятков различных народов; и все они в равной мере выступают за интеграцию, в первую очередь, экономическую. При этом в рамках Союзного государства все народы получают возможность всемерно сохранять и развивать национальную идентичность, жить в условиях правового государства.

    Формирование  Союзного государства оказало благотворное влияние на развитие науки и высоких  технологий в России и Беларуси. На протяжении 1995–2000-х гг. российско-белорусская  научная интеграция последовательно  усиливалась, охватывая все новые  сферы научно-исследовательской деятельности и производства. В течение пяти лет, с 2000 по 2005 год осуществлялся проект межгосударственной программы России и Беларуси «Обеспечение единого научно-технологического пространства», разработанный Минпромнаукой РФ и Российской Академией Наук совместно с Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь.

    Вопрос  особой значимости для строительства  Союзного государства – это наличие  эффективных СМИ и ведение  активной информационной политики. В  рамках Союзного государства была создана в 1994–2000-е годы система средств массовой информации, включающая телерадиовещательную организацию Союза (ТРО), радиостанцию «Союз», программы которой выходят на общенациональных каналах России и Беларуси. В 2002 году был создан Совет по информационной политике Союзного государства.

    Экономическая составляющая взаимоотношений России и Беларуси в 1998–2000-е годы стала  стержнем Союзного государства.

    Формирование  Союзного государства происходило  по этапам, каждый из которых создавал предпосылки для развития следующего. В интеграции России и Беларуси в настоящее время выстраивается такая цепочка: энергосистема, транспорт, граница, таможня, налоги и на последнем этапе – денежное обращение. Происходит развитие хозяйственных связей и рост крупномасштабного производства, активизация деятельности акционерных компаний.

    В период 1994–1996 гг. Беларуси удалось  сохранить основы своего индустриального  производства, что является существенным фактором экономического развития Союзного государства. Происходит интенсивное развитие кооперационных связей между российскими и белорусскими производителями. В то же время, предстоит еще решать такие существенные проблемы, как различия в бюджетной и налоговой системах, кризис неплатежей, недостаточность развития институциональной основы банковской системы как Беларуси, так и России.

    В рамках Союзного государства России и Беларуси осуществляется европейская  модель социально ориентированной  рыночной экономики, которая предполагает активную роль государства в регулировании социально-экономических процессов, обеспечении высокой степени социальной защиты населения. В настоящее время в Беларуси, как и в России, созданы условия экономического роста в XXI веке: стабилизированы макроэкономические показатели, прекращен спад производства, восстановлены интеграционные связи. В рамках Союзного государства формируется структура будущей технологичной экономики наших стран, опирающаяся на макроэкономическую сбалансированность, создание условий для устойчивого роста в виде стимулирования предпринимательства и деловой активности, развития малого и среднего бизнеса, обеспечения инвестирования экономики.

    Концепция строительства Союзного государства  России и Беларуси предполагает также  постепенный переход на единые стандарты социальной защиты, трудоустройства и оплаты труда граждан государств – участников Союза, совместную социальную политику, создание единой нормативной базы в области трудового законодательства и т.д. Итогом совместной работы российских и белорусских министерств и институтов стала разработка более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов, закладывавших исходную базу правовой унификации социально-трудовой сферы. Большинство из них нашло отражение в «Концепции социального развития Союзного государства».

    В настоящее время разработаны  проект Военной доктрины Союзного государства, успешно реализуется программа  совместной подготовки кадров военнослужащих на период до 2008 года.

    Союзное государство России и Беларуси –  новейшее модернизированное формирование, призванное обеспечить странам-участницам успешное развитие в условиях глобализирующейся мировой экономики, способное повысить конкурентоспособность российских и белорусских предприятий на международных рынках, создать новый центр торгово-экономического влияния в мире.

    Строительство Союзного государства позволило  сделать крупный шаг к объединению  возможностей России и Беларуси во внешнеэкономической сфере, вести  активную линию на согласование позиций  по основным международным проблемам, эффективнее отвечать на внешнеполитические вызовы современности.

    Российско-белорусская  экономическая интеграция пока развивается  не столько в соответствии с хозяйственно-рациональными  расчетами и потребностями, сколько  является следствием политических инициатив руководства России и Белоруссии, учитывающих прежде всего геополитическую и военно-стратегическую составляющие союза двух стран.

    Поскольку Россия проводит курс на либеральные  в своей основе рыночные реформы, а Белоруссия предпочитает реформировать  свою экономику под жестким государственным контролем, интеграционные процессы между ними развиваются медленно, противоречиво, а многие из провозглашенных начинаний так и остаются декларациями о намерениях. По данным представителя белорусского президента в исполнительных органах Союза Белоруссии и России Василия Довгалева, 90% из 1300 правовых актов, заключенных между союзниками, пока что «не работают». Россия во многом продолжает быть своего рода экономическим донором Белоруссии, оплачивающим «стратегическое партнерство» с нею.

    Отвергнув российский вариант «шоковой терапии» в переходе к рынку, А. Лукашенко  избрал путь постепенной адаптации  экономики к новым принципам  и условиям хозяйствования, сохранив за государством (и прежде всего  за собой) командные позиции в управлении народным хозяйством. Отказавшись от «огульной» приватизации, одномоментной либерализации цен, сохранив государственную поддержку сельскохозяйственного производства и ведущих экспортопроизводящих предприятий, Белоруссия смогла достигнуть лучших экономических показателей, нежели Россия. В то же время есть серьезные сомнения в том, что разогретая неокейнсианскими методами белорусская экономика сможет удержать достигнутые макроэкономические показатели сколько-нибудь длительное время. По мнению аналитиков, в лучшем случае положительная динамика может сохраниться до восстановления докризисных объемов производства, характерных для 1990 г.

    В значительной степени именно сближение  с Россией и финансовая подпитка с ее стороны (явная или опосредованная) позволили Белоруссии остановить спад промышленного производства и приступить к восстановлению докризисных масштабов производства в народном хозяйстве республики.

    Белорусские власти, лишенные достаточных инвестиций извне, пошли по пути эмиссионного стимулирования роста народного хозяйства и неизбежно столкнулись с рядом негативных моментов, среди которых на первом месте - высокий уровень инфляции и растущий торговый дефицит (в 1997 г. - свыше 1 млрд. долл.). При оценке хозяйственной ситуации в Белоруссии нельзя проходить мимо того факта, что увеличение валового внутреннего продукта страны было достигнуто в том числе и за счет 50-процентного увеличения экспорта, в первую очередь в Россию. Указанные обстоятельства при том или ином резком изменении внешнеэкономической конъюнктуры могут спровоцировать гиперинфляцию, способную мгновенно уничтожить все достижения белорусской экономики. Специалисты сходятся во мнении, что даже при нынешнем уровне инфляции поддержание достигнутых уже показателей роста в экономике представляется немыслимым.

    В то же время было бы неверным представлять дело таким образом, что белорусское  руководство занято только количественным или экстенсивным ростом производства, не заботясь о его качественных характеристиках. Оно отдает себе отчет в том, что промышленный рост осуществляется в основном на прежней производственной базе в отсутствие внешних инвестиций и даже амортизационных отчислений. Кроме того, до определенного времени узкий и нетребовательный российский рынок сглаживал проблему модернизации, особенно актуальную в условиях экспортоориентированного характера белорусской экономики. В условиях же наполнения и даже сокращения российского рынка решение проблем, связанных со структурной перестройкой экономики, модернизацией производства и нахождением своего места не только на российском, но и мировом рынке, становится для Белоруссии задачей, требующей незамедлительного решения. Поэтому белорусское руководство весьма озабочено модернизацией народного хозяйства республики, в первую очередь отраслей, обеспечивающих экспортные поставки. Пока Белоруссия с помощью ряда западных транснациональных корпораций делает только первые шаги на пути к выборочной модернизации технологической базы своей промышленности.

    При всей специфике белорусской модели реформирования экономики она, тем не менее, приближается к рыночным параметрам хозяйствования, и это заставляет официальные власти действовать с оглядкой на требования внешней рыночной среды. Здесь можно и нужно отметить хотя и медленно, но все же идущий процесс приватизации, целевое привлечение на рыночных условиях иностранных инвестиций, осознание необходимости и первые попытки структурной перестройки экономики в соответствии с рыночной ориентацией ее развития и т. д. Объективно это заставляет Белоруссию все больше разворачиваться в сторону Запада и в то же время работает в направлении роста привлекательности Белоруссии в глазах западных предпринимателей. При определенном изменении имиджа белорусского властного режима (или изменении самого режима) это может послужить основой серьезной диверсификации внешнеэкономических связей и обменов этой страны в рамках глобальной экономики. Экономическая интеграция России и Белоруссии в таком случае станет определяться возможностями и потребностями их экономик, приобретет собственную логику развития и обзаведется механизмом саморегуляции, а не будет, как сейчас, производным военно-стратегических расчетов и соображений.

    Экспертное  сообщество отметило следующие проблемы интеграции, характерные для всех интеграционных объединений постсоветского пространства:

Информация о работе Интеграции РБ и РФ