Интеграции РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить понятие международной экономической интеграции и, в частности, рассмотреть перспективы и проблемы интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь.

Оглавление

Введение

1 Понятие «международной экономической интеграции».

1.1 Предпосылки и сущность интеграционного процесса.

1.2 Современные интеграционные процессы в мировой экономике.

2 Экономическая интеграция России и Беларуси.

2.1 История интеграционных процессов России и Беларуси.

2.2 Современное состояние отношений России и Беларуси. Перспективы, тенденции и проблемы

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - копия.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

    1. Отсутствие ясной идеи интеграции  государств. Некоторыми экспертами  эта проблема названа первичной  и определяющей. Отсутствие четкой  концепции снижает мотивацию  участников интеграционных процессов  к согласованным совместным действиям, побуждает «тянуть одеяло на себя». В качестве решения предлагалось сформулировать идею интеграции либо общими усилиями, либо на основе создания «института интеграции».

    2. Значительные различия между  странами-участниками интеграционных  процессов по уровню и темпам развития, отсутствие концептуальных моделей эффективной интеграции. Отмечается отсутствие взвешенных подходов к данной проблеме и наличие ряда альтернативных вариантов политики в отношении регионов, отличающихся по уровню развития.

    3. Недостаточное осознание политическими  элитами государственных интересов,  отсутствие содержательной государственнообразующей  идеи. В результате отсутствуют  надсубъективные регуляторы, действия  лидеров государств во многом  ориентируются на соображения  политической конъюнктуры. Это вносит в переговорный процесс нестабильность: смена руководства в одной из стран приводит к возобновлению переговоров «с чистого листа».

    4. Несоответствие между существующими  организационными формами и стадией  развития интеграционного процесса. Одна из важнейших организационных проблем интеграции — неадекватность реальному процессу, отсутствие системного видения происходящего, своевременных оценок и обратной связи. Бюрократическая структура не способна в одиночку адекватно реагировать на происходящие изменения. Необходимы более гибкие организационные формы, способные быстро адаптироваться к очень динамичной ситуации. Эксперты подчеркивали различные аспекты данной проблемы, важной для эффективности интеграционного процесса.

    5. Несогласованность процесса интеграции по направлениям и уровням. Как указывают эксперты, множественность организационных форм, эгоистичный лоббизм, отсутствие действенного механизма согласования экономических, политических, социальных и ресурсных факторов затрудняют протекание интеграционного процесса.

    6. Недостаточная организованность  субъектов интеграции: бизнес-сообщества, экспертного сообщества, институтов  гражданского общества. Силами, которые  могут подтолкнуть власть более  серьезно отнестись к интеграционному процессу, выступают и бизнес, и гражданское общество. Однако они еще недостаточно организованы. По мнению экспертов, необходимы ассоциации предпринимателей, представляющие их интересы во взаимодействии с властью (поскольку именно они, а не властные структуры, реально заинтересованы в эффективной интеграции).

    Экспертное  сообщество обращает внимание, что  общие проблемы государственного управления, такие как коррупция, взяточничество, чиновничий произвол, слабость правовой системы, наиболее ярко проявляются именно в межгосударственных отношениях, и без решения этих проблем нельзя ожидать роста эффективности интеграционных процессов.

    К факторам, осложняющим интеграцию, препятствующим ее эффективному течению, эксперты отнесли следующие:

    1. Незащищенность инвестиций и собственности, как существенное препятствие экономической интеграции, особенно в условиях смены политических элит.

    2. Дискриминационный фактор, поскольку  до сих пор имеют место множественность  барьеров для перемещения товаров  и капиталов, неравные условия конкуренции.

    3. Бюрократический произвол. Бизнес  устал от вмешательства чиновников, коррупции и взяточничества. Ему  необходимы цивилизованные условия  и определенность правового поля, остальное он готов сделать  самостоятельно, заплатив государству необходимые налоги.

      В рамках создания интеграционных  объединений эксперты выделяют  два направления поиска эффективных  форм взаимодействия субъектов  интеграционного процесса:

    Первое  направление — создание надгосударственных полномочных органов управления интеграцией, а также, возможно, введения при Президентах должностей помощников, отвечающих за интеграцию. Такие меры, по мнению экспертов, позволят повысить реализуемость принимаемых решений и исполнительскую дисциплину чиновников.

    Второе  направление — стимулирование создания неформальных интеграционных объединений, которые могли бы выступать как самостоятельные субъекты интеграционного процесса, в первую очередь, в бизнес-сообществах. По мнению экспертов, создание таких объединений обеспечит более комплексный подход к интеграционным процессам и повысит результативность работы по продвижению интеграции за счет использования и обобщения практического опыта.

    Предложенные  рекомендации включают создание рабочих  органов по отдельным проблемам  интеграции или по согласованию различных технических параметров (в области связи, транспорта и т.д.) при соответствующих министерствах и ведомствах в целях оптимизации кадрового обеспечения и улучшения организации.

    В отношении состава интеграционных объединений эксперты все больше склоняются к  необходимости сосредоточить усилия на создании реального интеграционного объединения государств, которые находятся на сопоставимом уровне экономического развития.

    Особым  камнем преткновения на пути единения России и Беларуси стал практически нерешаемый вопрос объединения денежно-кредитных систем обоих государств, в том числе введение единой денежной единицы и создание единого эмиссионного центра Союзного государства, что включает в себя процесс валютной интеграции. Политическая воля, выраженная на бумаге, оказалась недостаточной для реализации намеченных планов. Необходимым было не только создание приемлемых экономических условий, ставящих оба государства в равное положение, но и решение трудностей юридического, конституционного характера и в России, и в Беларуси. В официально не опубликованном Договоре об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы от 12 апреля 1994 г. были закреплены основные (базовые) условия объединения денежных систем как одного из факторов формирования Экономического союза в рамках СНГ. Предполагалось, что на первом этапе коллективной валютой (как инструментом сотрудничества) станет российский рубль (в рассматриваемом случае статус коллективной валюты предполагает, что наряду с обращением российского рубля национальная валюта (белорусский рубль) сохраняет силу законного платежного средства на территории соответствующего государства (Беларуси). На следующем этапе, как планировалось, российский рубль примет форму единой валюты в рамках валютной интеграции. Иными словами, таким способом должна была функционировать система параллельного денежного обращения одностороннего характера. Только российский рубль, в отличие от белорусского, должен был получить силу законного платежного средства на территории обоих государств.

    Принципиальным  являлось положение о том, что  со дня вступления Договора в силу предполагалось создание единого эмиссионного банка и органа денежно-кредитного и валютного регулирования в рамках объединенной денежной системы, права и полномочия которого приобретал Центральный банк Российской Федерации. В процессе обмена денег баланс Национального банка (НБ) Республики Беларусь включался в баланс Банка России, который должен был отвечать по обязательствам НБ Республики Беларусь. Однако невыполнение сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу указанного Договора, предопределило дальнейший ход процесса объединения денежных систем двух стран.

    Вскоре  после принятия 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства снова была провозглашена идея введения единой (общей) валюты на территории обоих государств. Соответствующие мероприятия должны были быть проведены до конца 1997 г. Для осуществления этих функций предполагалось создание органов Сообщества (Высший Совет, Парламентское Собрание, Исполнительный Комитет). О необходимости проведения более конкретных мероприятий в валютной сфере больше не упоминалось.

    20 февраля 1997 г. было подписано Соглашение об организации расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь. Теперь осуществлять расчеты и платежи между Россией и Беларусью предполагалось в национальных валютах этих государств, в том числе в свободно конвертируемых валютах в соответствии с законодательством, действующим на территории каждого государства. Для этого Банк России и НБ Республики Беларусь, а также уполномоченные банки двух государств должны были открыть корреспондентские счета на взаимной основе.

    Таким образом, это свидетельствовало  о намерении сохранить самостоятельность  денежно-кредитных систем, основанных на собственных национальных валютах  двух суверенных государств, а не сблизить их.

    На  сегодняшний день согласованная  политическая воля сторон по вопросу интеграции России и Беларуси отсутствует. Поэтому идея создания валютного союза пока остается только проектом, при этом сроки его реализации остаются практически неопределенными. Необходимо произвести комплекс мер по унификации национальных законодательств России и Беларуси, внесения в него изменений, в частности, касающихся установления функций и полномочий правительств и центральных банков стран-участниц.

    Несмотря  на всю сложность создания союза  двух столь существенно различающихся как по территориальному, так и по экономическому признакам государств, по фактическому невыполнению всех ранее провозглашенных и прописанных двусторонних договоренностей, процесс объединения в Союзное государство России и Беларуси все-таки возможен. Для этого потребуется время на создание всех необходимых предпосылок – экономических, политических, правовых, для внесения соответствующих изменений в национальные законодательства обоих государств строго в рамках конституционных процедур.

    Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что ни смотря на все имеющиеся проблемы, союз Беларуси и России рассматривается как первый реальный опыт современной не только экономической, но и политической интеграции на постсоветском пространстве. Эксперты, позитивно оценивающие этот проект, подчеркивают его высокий потенциал, дееспособность. Отмечается, что политические заявления были подкреплены реальными действиями.

    Эксперты, настроенные скептически, обращают внимание на отсутствие «внятной концепции  союзного государства», указывают на высокое различие в «весовых категориях» объединяющихся сторон. Некоторые эксперты говорят об изначальном неравенстве стран, входящих в Союз. В качестве наблюдаемой тенденции эксперты указывают на пробуксовку этого проекта из-за нерешенных проблем финансовой интеграции государств.

 

     Заключение

    В заключении можно подвести итоги:

    1. Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц интеграционных группировок.

    2. Развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов их производства, что потребовало создания более надежных производственносбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних политических соглашений.

    3. Союзное государство России и Беларуси – новейшее модернизированное формирование, призванное обеспечить странам-участницам успешное развитие в условиях глобализации мировой экономики, способное повысить конкурентоспособность российских и белорусских предприятий на международных рынках, создать новый центр торгово-экономического влияния в мире.

    Из  всего вышесказанного можно сделать вывод: Беларусь и Россия последовательно и целеустремленно продвигаются по пути интеграции, шаг за шагом восстанавливая и укрепляя во всех сферах жизни те связи, которые веками объединяли братские народы.

 

     Список литературы

    1. Г.М. Костюнина, Н.Н. Ливенцев // Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. – М., Магистр, 2008.

    2. К.А. Семенов // Международная экономическая  интеграция. – М., Юристъ-Гардарика, 2007.

    3. В.А. Федосов // Интеграция России и Белоруссии / Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 6. – С. 70-76.

Информация о работе Интеграции РБ и РФ