Совершенствование системы организации рабочих мест персонала на примере супермаркета "ПетроЛь"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: является разработка предложений по совершенствованию организации рабочих мест персонала на предприятии.
Объект исследования: организация рабочих мест персонала на предприятии.
Предмет исследования: процесс совершенствования организации рабочих мест персонала.

Оглавление

Введение
Глава 1.Теоретические аспекты организации труда на рабочих местах……………6
1.1 Сущность организации рабочих мест и ее роль в организации труда
на предприятии…………………………………………………………………………6
1.2 Классификация рабочих мест……………………………………………………...9
1.3 Планировка и оснащение рабочих мест…………………………………………13
1.4 Рационализация рабочих мест……………………………………………………19
Глава 2. Анализ состояния организации труда на примере предприятии супермаркета «ПетроЛь»………………………………………………………….....23
2.1 Характеристика подразделения по основным экономическим показателям……………………………………………………………………………23
2.2 Планировка и оснащение рабочих мест…………………………………………25
2.3 Состояние обслуживания рабочих мест…………………………………………30
2.4 Состояние нормирования и оплаты труда…………………………………..…..31
2.5 Анализ использования рабочего времени…………………………………...…..33
2.6 Условия труда работников………………………………………………………..34
2.7 Квалификационный состав рабочих, текучесть кадров……………………...…36
Глава 3. Совершенствование организации рабочих мест кассиров-контролеров в супермаркете «ПетроЛь»……………………………………………………………..40
3.1 Организация рабочего места кассира на основе POS-систем………………….40
3.2 Расчет эффективности мероприятия по полной компьютеризации процесса товародвижения……………………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

- линейная;

- боксовая;

- смешанная.

              Выбор того или иного вида планировки осуществляется с учётом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи. Так, линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для магазина самообслуживания: она удобна для покупателей и позволяет наиболее эффективно организовать работу магазина. Линейная планировка может быть трёх видов: продольная, поперечная и смешанная. При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга участки (отделы), в каждом из которых есть свой расчётно-кассовый узел. Такая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах, где выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора. Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинации линейной и боксовой планировки. Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания (через прилавок), зависит от ассортимента реализуемых товаров и типа предприятия. Глубина рабочего места продавца в таких магазинах может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают же рабочие места продавцов в магазинах такого типа ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров. Планировка контрольно-кассового узла должна обеспечить беспрепятственное движение потоков покупателей, исключая их встречное движение. Помимо кассовых кабин при организации узла расчёта такого типа учитывают и расположение оборудования для хранения личных вещей покупателей, а также столов для упаковки товаров покупателями. В супермаркете «ПетроЛь» рабочие места кассиров расположены, как показано на рис. 1. Такая их организация, конечно, не является самой эффективной, однако, позволяет супермаркету обслуживать покупателей без образования огромных очередей у касс.

 

 

 

Рис. 1. Метод расстановки кассовых боксов.

 

              Таким образом, применяемая в магазине система организации рабочих мест кассиров позволяет поддерживать уровень обслуживания покупателей на должном уровне и при этом не требует больших затрат на свое содержание (главным образом, на заработную плату кассирам). К тому же, установка такого количества кассовых боксов этого типа позволила магазину не тратить большую сумму на организацию расчетно-кассовой зоны. В магазинах самообслуживания в настоящее время всё более широкое применение находят технологии штрихового кодирования. Общеизвестно, что штрих-кодирование позволяет существенно упростить идентификацию товаров, и, как следствие, сократить время на все основные товароучетные операции, начиная с прихода и продажи товаров и заканчивая инвентаризацией. Оно позволяет автоматизировать учет продажи товаров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вести оперативный учет поступающих и проданных товаров в каждом отделе или секции.

              Большие возможности штриховое кодирование дает при продаже товаров с помощью кассовых терминальных комплексов (POS-терминалов), которые считывают код с товара, высвечивают на экране его цену, автоматически печатают чек и фиксируют продажу товара. После получения денег информация о конкретном проданном товаре может сразу поступить в центральную кассу. Применение штрихового кодирования позволяет автоматизировать не только продажу товара покупателю, но и все функции товародвижения и максимально снизить количество ошибок и бумажного документооборота. При организации работы со штрихкодами в магазинах, конечно же, используется специальное оборудование (например, такое, как сканер штрих-кода или терминал сбора данных). Сканер штрих-кода - это устройство, предназначенное для считывания и автоматического ввода штрих-кода в персональный компьютер или контрольно-кассовую машину. С помощью сканера штрих-кодов осуществляются операции по поиску товаров в справочнике, подборе товаров в документы и отчеты.

              Терминал сбора данных - это портативное устройство, включающее в себя встроенный сканер штрих-кода, алфавитно-цифровую клавиатуру, жидкокристаллический дисплей, блок памяти, автономное питание и возможность передачи данных в персональный компьютер. С помощью терминалов сбора данных предусмотрена возможность заполнения табличной части всех документов, что позволяет удобно и оперативно выполнять складские операции, такие как инвентаризация, приход, расход, перемещение товара и т.п. Схема работы товароведа с терминалом сбора данных следующая: перед оформлением документов товаровед сканирует штрих-код необходимого товара с помощью терминала сбора данных и вводит в терминал его количество. После обработки всего необходимого товара товаровед, из оформляемого документа, подает команду на получение данных из терминала, в результате чего табличная часть документа заполняется товарами, введенными в терминал сбора данных в указанном количестве.

              В универсаме «ПетроЛь» такое оборудование, конечно же, используется.

Зона хранения личных вещей покупателей оборудована ячейками. Такая организация этой зоны, конечно, неприемлема для небольшого магазина, но в супермаркете «ПетроЛь» она вполне оправдывает себя.

              Существует два основных вида организации зон хранения личных вещей покупателей: с использованием камер и с использованием ячеек. Каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки.

Например, при использовании зоны хранения личных вещей покупателей с использованием камер, закрывающихся на ключ, приходится сталкиваться со следующими проблемами:

              1. Покупатель может машинально положить ключ в карман и унести его.

              2. Покупатель может потерять ключ в магазине (потребуется помощь в открытии камеры).

              3. Сумка (пакет, рюкзак) покупателя может быть слишком велика для помещения в камеру.

              4. В часы пик все камеры могут оказаться заняты.

При использовании зоны хранения личных вещей покупателей с использованием ячеек требуется выделить одного или нескольких сотрудников для работы в этой зоне, к тому же зоны хранения личных вещей такого типа могут занимать немного больше пространства (из-за организации прилавка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Состояние обслуживания рабочих мест

 

              Техническим обслуживанием рабочих мест в супермаркете занимается два человека. Это техники торгового и кассового оборудования. Техники работают посменно, через день. В их обязанности входит мелкий ремонт торгового и кассового оборудования. Более серьезными поломками занимается служба сервиса продавцов торгового и кассового оборудования. Обслуживанием торгового оборудования - холодильных витрин, ларей, стеллажей и т.п. занимается фирма «Вариант», а обслуживанием кассовых POS - терминалов занимается компания «Прима-софт». Уборкой торгового зала и подсобных помещений занимаются техничкам. Так как торговый зал и подсобные помещения занимают достаточно большую площадь, рабочий день технички - это целый день работы магазина. Технички, как и техники по обслуживанию торгового и кассового оборудования работают посменно.

              Обслуживание электрооборудования и сантехнических коммуникаций проводится работникам коммунальных служб района, в котором находится магазин - МУПЖХ №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Состояние нормирования и оплаты труда

 

              Оплата труда работников предприятия производится на основании Единой тарифной сетки и «Положения по оплате труда подразделений».

              Предприятием также применяется следующие виды выплат, являющихся материальным стимулированием:

- к отпуску в размере 1 тарифной ставки (должностного оклада);

- дополнительная материальная помощь в следующих размерах:

а) не выше двух тарифных ставок (в течение года) рабочего 1 разряда Единой тарифной сетки:

- многодетным семьям;

- участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, имеющим удостоверения установленного образца;

б) 20% от суммы материального ущерба, но не более двадцатикратных тарифных ставок рабочего 1 разряда Единой тарифной сетки в случае стихийных бедствий, кражи домашнего имущества, пожара (при наличии подтверждающих документов);

в) в размере тарифной ставки 1 разряда Единой тарифной сетки:

- ежемесячная материальная помощь в размере 25 % тарифной ставки 1 разряда ЕТС (1 разряд ЕТС-1625 рублей на 1.07.2006 г и 1870 рублей на 1.02.2007г.)

- одиноким матерям, вдовам (вдовцам), женщинам (мужчинам), воспитывающим детей без мужа (без жены);

- работникам, имеющим на иждивении ребенка - инвалида.

- работникам, впервые вступившим в брак в возрасте до 30 лет единовременная материальная помощь в размере должностного оклада (тарифной ставки);

- единовременное пособие в размере среднемесячного заработка при рождении ребенка;

- материальная помощь в размере оклада, тарифа один раз в год на лечение работника в связи с длительной болезнью (свыше 4-х месяцев);

- единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) по окончанию работником срочной военной службы и возвращении его на работу;

- материальная помощь в размере 10-кратной месячной тарифной ставки рабочего - повременщика 1 разряда основного производства в случае смерти работника;

- материальная помощь на погребение в размере 5-кратной месячной тарифной ставки рабочего-повременщика 1 разряда Единой тарифной сетки случае смерти неработающего пенсионера;

- материальная помощь в размере 2-кратной месячной тарифной ставки рабочего- повременщика 1 разряда Единой тарифной сетки при смерти членов семьи;

- компенсация инвалидам труда, получившем увечье в один раз в три года в размере 4-х тарифных ставок рабочего 1 разряда (1870 рублей на 1.02.2007 г);

- единовременное пособие на обустройство в размере 2-х должностных окладов молодому специалисту принятому после окончания ВУЗа на работу;

- единовременное пособие при увольнении работника (впервые) в связи с уходом на пенсию в зависимости от стажа работы в газовой отрасли исходя из среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца работы;

 

- материальная помощь к юбилейным датам в размере тарифной ставки рабочего 1 разряда Единой тарифной ставки (1870 рублей с 1.02.2007).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Анализ использования рабочего времени

 

              Режим работы кассиров также играет важную роль в организации работы магазина. Так, при нерационально составленных трудовых графиках в магазине может наблюдаться несоответствие численность кассиров-контролеров количеству присутствующих в магазине на определенный момент времени покупателей. Это, в свою очередь, выражается в образовании очередей у касс и нерациональном расходовании средств на заработную плату. Немаловажную роль играет и «человеческий фактор». Например, при большой продолжительности рабочего дня у кассира может наблюдаться рассеянность, раздражительность и другие симптомы усталости, что, конечно же, не только не способствует повышению качества обслуживания покупателей, но и может стать причиной неправильного проведения расчетов или даже причиной несчастного случая. Как показывает практика, даже график работы «день через два» не способен ликвидировать все отрицательные последствия для организма шестнадцатичасового рабочего дня. Поэтому, наиболее рациональной и не отражающейся на состоянии здоровья и самочувствии человека считается длительность рабочего дня до восьми часов.

В супермаркете «ПетроЛь» работа кассиров организована посменно с учетом этого принципа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Условия труда работников

 

 

              Большое значение при организации работы кассиров должно уделяться и соблюдению правил техники безопасности. Это позволит избежать любой возможности несчастного случая на рабочем месте, а также избежать проблем с проверяющими организациями и выплаты штрафов.

              Правила техники безопасности при работе с кассовыми аппаратами определяются Типовыми инструкциями техники безопасности. В них содержатся правила соблюдения техники безопасности до начала работы с кассовыми аппаратами, во время работы и по ее завершении. В Инструкциях также определены правила установки кассовых аппаратов и другого оборудования рабочих мест кассиров, некоторые принципы которых, к тому же, содержаться и в инструкциях к применению кассовых аппаратов и других видов оборудования. Правила техники безопасности в супермаркете «ПетроЛь» соблюдаются неукоснительно. Предприятие также обеспечивает оптимальные условия работы для своего персонала. Все это в совокупности с приведенными выше данными о деятельности магазина говорит о том, что этот магазин самообслуживания, пожалуй, может считаться примером правильной и эффективной организации рабочих мест кассиров-контролеров, расчетной зоны и всего торгового зала в целом. Условия работы кассиров непосредственным образом отражаются как на их самочувствии, так и на степени удовлетворения их своей работой, а, следовательно, и на качестве обслуживания покупателей. При создании относительно благоприятных для работы кассиров условий снижается текучесть кадров торгового предприятия, и качество обслуживания покупателей никак не пострадает, так как у каждого кассира появится стимул к эффективному и качественному труду. Таким образом, предприятие, как правило, самым непосредственным образом заинтересовано в улучшении условий труда как кассиров-контролеров, так и всего персонала в целом.

 

Анализ санитарно - гигиенических условий труда представлен в таблице 2.

 

Таблица 2. Санитарно-гигиенические условия труда

 

 

№ п/п

Контролируемый параметр

Значение параметра

Норма по СанПин

Нормативный документ, подтверждающий соответствие

1

Освещенность

417лк

400лк

Соответствует СНиП 23-05-95

2

Влажность

65

65

Соответствует СНиП 2.04.05-91

3

Температура

22

22

 

4

Шум

62дБа

80дБа

Соответствует СН 2.2.4/2.1.8.562-96

5

Уровень ЭМП

 

 

Соответствует

 

СанПин 2.2./2.4.134-0-03

5.1.

Напряженность электрического поля

2,3 В/м

2,5 В/м

 

5.2.

Плотность магнитного потока

24 нТл

25 нТл

 

Информация о работе Совершенствование системы организации рабочих мест персонала на примере супермаркета "ПетроЛь"