Сбытовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке направлений совершенствования сбытовой политики на примере ООО «Сэльвин».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты управления сбытовой политикой на предприятии;
дать организационно-экономическую характеристику анализируемого предприятия;
проанализировать и дать оценку основным элементам сбытовой политики ООО «Сэльвин»;
рассмотреть использованные нормативно-правовые акты по выбранной теме и закрепить результаты их анализа;
выработать рекомендации по совершенствованию управления сбытовой политикой ООО «Сэльвин» на рынке бытовой химии.

Файлы: 1 файл

Диплом сбытовая политика предприятия.doc

— 626.00 Кб (Скачать)

Анализ доли на рынке  аналогичен простому анализу тренда, но фирма основывает свой прогноз  на предположении, что ее доля в продажах отрасли не изменится. Однако все  компании развиваются разными темпами. Несмотря на то, что этот метод анализа имеет те же слабые стороны, что и предыдущий, он позволяет динамичной фирме или фирме с ухудшающимися показателями приспособить свой прогноз и маркетинговые усилия и в большей мере учитывает отраслевые данные.

Коллективные оценки руководства или специалистов используются в тех случаях, когда руководство  фирмы или другие хорошо информированные  люди встречаются, обсуждают будущее  и устанавливают оценки сбыта  на основе собственных опыта и  интуиции. Сам по себе этот метод слишком сильно опирается на неформальный анализ. Он эффективен в сочетании с другими методами, так как позволяет экспертам направлять, интерпретировать и реагировать на конкретные данные. В силу того, что руководство устанавливает цены, приоритеты и решает судьбу организации, его применение необходимо.

На фирме наибольшие контакты с потребителями и окружающей средой имеет торговый персонал. Опросы торгового персонала позволяют  компании получать хорошо структурированные  данные; определять появляющиеся тенденции, сильные и слабые стороны в предложениях фирмы, стратегии конкурентов, сопротивление потребителей и черты массовых пользователей; разбивать прогнозы сбыта по товарным категориям, группам потребителей и районам. В то же время торговый персонал может иметь ограниченное видение, давать смещенные оценки и неправильно интерпретировать желания потребителей.

Многие считают, что  наилучшим индикатором будущих  продаж является отношение потребителей. Проводя опросы потребителей, фирма может получить информацию о намерениях совершить покупки, представлениях о будущем, уровне потребления, смене торговых марок, периоде и причинах совершения покупок. Однако бывает, что потребители не отвечают на вопросы фирмы и их поведение отличается от того, которое они указывают.

При использовании метода последовательных соотношений фирма  начинает с общей информации о  рынке и рассчитывает набор более  конкретных данных о нем. Эти объединенные показатели составляют прогноз сбыта. Метод столь же точен, сколь точны данные, характеризующие каждый рыночный фактор. Тем не менее, он полезен, так как заставляет руководство анализировать прогнозы сбыта и получать различные виды информации.

Методу последовательных соотношений противостоит метод  наращивания рынка, при котором фирма собирает данные с небольших отдельных сегментов рынка и агрегирует их. Например, этот метод позволяет компании, действующей в четырех городских регионах, разрабатывать прогноз, вначале оценивая продажи в каждом регионе, а затем объединяя их. Нужно учитывать, что вкусы потребителей, конкуренция, рост населения и средства массовой информации различаются по географическим регионам. Районы или группы потребителей одного размера могут обладать совершенно разными возможностями сбыта. Они не должны соединяться механически.

Пробный маркетинг обеспечивает форму анализа наращивания рынков, когда совокупный будущий сбыт, оценивают на базе краткосрочных, географически ограниченных продаж нового товара или услуги. При этом компания обычно представляет их на одном или нескольких рынках на протяжении краткого периода времени. Во время испытания осуществляется полная маркетинговая кампания. Потом фирма прогнозирует будущий сбыт на основе продаж на пробном рынке. Необходимо учитывать, что пробные рынки могут не быть представительными для всех регионов. Более того, энтузиазм пробного рынка может не перейти на продажи во всей стране. Пробный маркетинг подробно описывается ниже.

Для прогнозирования  сбыта может использоваться целый  ряд методов статистического  анализа. Имитация позволяет вводить различные статистические данные в компьютерную модель и разрабатывать прогнозы при различных условиях и планах маркетинга. При сложном анализе тренда (анализ временных рядов) фирма изучает прошлые колебания в сбыте (сезонные и долгосрочные), циклические (например, экономические условия) и другие факторы при разработке краткосрочных или долгосрочных тенденций сбыта. При использовании методов регрессии и корреляции анализируются математические зависимости между будущим сбытом и рыночными факторами, например общим доходом семьи. Эти методы зависят от надежности данных и способности сотрудников и руководства правильно их использовать.

Дополнительные факторы. Методы и точность прогнозирования  сбыта зависят в большой степени  от новизны продукции фирмы. Прогноз уже существующего товара или услуги должен использовать анализ тренда, анализ доли на рынке, оценку руководства и экспертов и опросы торгового персонала. При отсутствии крупных изменений в экономике, конкуренции или вкусах потребителей прогнозы сбыта должны быть относительно точными.

Прогноз сбыта для  товара или услуги, новых для фирмы, но уже известных в отрасли, должен использовать данные отраслевых ассоциаций, оценки руководства и специалистов, опросы торгового персонала, опросы потребителей и пробный маркетинг.

Прогноз сбыта на первый год должен быть относительно точным и более точным на последующие  годы. Трудно оценить продажи в  первом году, предсказать признание  потребителей и реакцию конкурентов.

Прогнозы сбыта товара или услуги, новых и для фирмы, и для отрасли, должны опираться на опросы потребителей, пробный маркетинг, опросы торгового персонала, оценки руководства и экспертов и имитацию. Прогнозы на первые два-три года могут быть крайне неточными, поскольку трудно измерить скорость признания потребителями. Более поздние прогнозы будут точнее. Если даже первоначальный прогноз сбыта будет неточным, он необходим в силу причин, указанных выше: выявление точек роста, составление бюджета, распределение ресурсов, измерение успеха, наблюдение за окружающей средой и конкуренцией и составление планов маркетинга.

1.3 Этапы формирования сбытовой политики на предприятии

 

Всякие изменения сбытовой политики предопределяет существенные структурные перестроения в уже  налаженном канале сбыта.

Для того, чтобы этот процесс  проходил более организованно и  по возможности с меньшими издержками, такие изменения должны соответствовать  следующим этапам формирования сбытовой политики [17, с.56].

Первый этап - определение  целей сбыта. В зависимости от системных целей деятельности фирмы  на конкретном рынке целями сбыта  могут быть: объем сбыта, доход  или прибыль, время сбыта, использование  ресурсов, степень охвата рынка, степень  контроля за товародвижением и другое. При этом независимо от того, становятся цели на долгосрочную или краткосрочную перспективу, они должны быть достижимы в принципе и иметь количественное выражение.

На втором этапе избирается стратегия сбыта. Прежде всего, принимается  решение о выборе принципа построения косвенных каналов - с использованием «проталкивания» или «втягивания» на практике указанные принципы часто дополняют друг друга. Принцип построения косвенных каналов сбыта представлен в таблице 1.3.

Многие фирмы используют «смешанный» принцип, при котором усилия по сбыту распределяются между сотрудничеством с посредниками и работой с конечными потребителями.

Далее выявляются альтернативы конфигурации каналов распределения (виды каналов и их структура). При использовании прямых каналов устанавливается структурная единица (орган сбыта), которая будет контактировать с потребителями (агентами по сбыту, магазинами, торговыми представителями, комиссионерами).

Результатом второго  этапа является исполнение общей  концепции сбыта предприятия с точки зрения структуры организации, построенных информационных связей, условий, на которых будет осуществляться поставка продукции, оценка величины сбытового бюджета.

Таблица 1.3 - Принцип построения косвенных каналов сбыта

Принцип

Содержание

Схема

«Проталкивание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосредоточение усилий производителя  на уровне оптовика (по всем функциям). Дальнейшее движение продукции - усилия оптовой торговли.

Цель: сотрудничество с посредниками.

          «Втягивание»

Сосредоточение усилий производителей на конечном потребителе, который в свою очередь формирует запросы к посредникам, а те - к производителю.

Цель: притягивание посредников.


 

Третий этап - отбор  посредников и участников сбытовой системы. С этой целью устанавливается  перечень конкретных требований к ним, вытекающих из общей концепции сбыта. Требования могут быть связаны с рыночными возможностями посредников (охват рынка), способностью маневрировать, уровнем профессионализма работников, возможностями демонстрации продукции, оказания услуг потребителям и т.д. (таблица 1.4).

На четвертом этапе  осуществляется поиск путей осуществления  успешного сотрудничества между  участниками каждого канала распределения. Сама по себе возможность сотрудничества уже вытекает из общности интересов по реализации конкретного товара. Однако, чтобы она могла быть реализована практически и с максимальной прибылью для всех сторон, применяют методы, стимулирующие сотрудничество. По характеру решаемых задач их можно объединить в несколько направлений.

 

Таблица 1.4 - Критерии выбора сбытового посредника

Критерии

Причины выбора

1. Финансовые аспекты

чем больше финансовые возможности, тем  лучше.

продолжительность работы в данной сфере (чем больше, тем лучше).

2.Организация и основные показатели сбыта: число занятых; уровень компетентности в технических вопросах.

наличие мощной сбытовой сети.

темпы роста оборотов (чем больше тем лучше).

наличие не подготовленного в технических  вопросах персонала нежелательно;

динамика за последние 3-5 лет;

период анализа показателей  сбыта.

3.Сбыт какой продукции осуществляет посредник: изделия конкурентов; изделия дополняющие ваши изделия и услуги; изделия и услуги самого высокого качества.

Можно ли доверить сбыт своей продукции: иногда можно доверить;  наиболее предпочтительный посредник;

чем выше качество, тем больше доверие  такому посреднику.

4. Общий ассортимент услуг и  изделий.

Нужно убедиться, что вашей торговой марке будет оказано должное  внимание.

5. Репутация фирмы.

Можно судить только по собственному опыту.

6. Степень охвата рынка: в географическом разрезе; в отраслевом плане; частота получения заказов;

Чем больше, тем лучше: нужно избегать дублирование собственной сбытовой сети; сбытовая сеть дилера должна покрывать основные сегменты (группы потребителей); увеличение частоты получения с началом работы.

7. Запасы и складские помещения: вид и уровень запасов; складские помещения.

Главное - готовность в любой момент осуществить поставку продукта потребителю: наличие полного ассортимента и комплекта поставки; высоко ценится уровень технической оснащенности.

8. Управление сбытом и стратегия.

Главное оценить степень агрессивности  на рынке и стремление стать лидером  в своей отрасли.


 

Методы достижения сотрудничества в канале сбыта, представлены в таблице 1.5.

Выбор методов в каждом конкретном случае определяется целями сбыта, его структурой, принципами построения каналов сбыта и особенностями каждого посредника. Следует иметь в виду, что в ситуациях, связанных с выбором средств достижения сотрудничества, не всегда активную (или даже решающую) роль играет фирма - изготовитель. Зачастую условия диктуют посредники, тем более, если они имеют какие - либо преимущества, которые позволяют им это делать.

 

Таблица 1.5 - Методы достижения сотрудничества в канале сбыта

Метод

Задача

Средства

Мотивирование участков.

Добиться заинтересованности посредников в сбыте товара, улучшать собственное конкурентное положение в их глазах.

Положительные мотивации: скидки, торговые наценки бесплатные поставки, материальное стимулирование, конкурсы, обучение и  информирование, реклама.

Отрицательные мотивации: угрозы разорвать отношения, штрафы.

Формализация отношений.

Обеспечить регулярность контактов  с посредником.

Договоры, соглашения, интеграция деятельности (вертикальная и горизонтальная); фиксирование ритма поставок, порядок оплаты, оформление заказа.

Программирование будущей деятельности.

Создать условия для сотрудничества в будущем.

Совместные с партнерами изучения рынка, разработка способов лучшего  обслуживания потребителей, прогнозирование  объемов сбыта и его рентабельности.


 

Пятый этап - разработка технологии контроля сбытовой деятельности в целом, по каждому каналу распределения и отдельным посредникам. Контрастируемыми параметрами здесь могут быть достигнутый объем сбыта, сложившийся уровень издержек на сбыт и рентабельности продаж, качество работы с потребителями, оперативность в решении проблем сбыта, отношения сотрудничества, завоеванный у потребителя имидж и др.

Данные показатели могут  быть использованы при оценке эффективности  каналов сбыта и деятельности посредников. Полученные значения показателей подвергаются анализу, результаты которого являются основанием для принятия последующих решений о продолжении сотрудничества или отказе от него, а также о путях дальнейшего совершенствования работы по сбыту.

Таким образом, при выборе канала наилучшим является тот, который охватывает все необходимые функции по промежуточной обработке продажи товаров конечному потребителю лучше конкурентов и при наиболее низких относительных расходах.

Информация о работе Сбытовая политика предприятия