Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – изложение тпрактических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.
Основными задачами являются:
1) проведение анализа организационной структуры предприятия;
2) разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.
Введение 3
1. Анализ организационной структуры ООО «Grand-Prix» 4
1.1 «Характеристика предприятия 4
1.2. Цели предприятия……………………………………………………………7
1.3. Оценка эффективности системы управления предприятия 10
2. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Grand-Prix» 13
2.1 Недостатки настоящей организационной структуры 13
2.2.Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия 15
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 19
Данный показатель необходимо скорректировать на сумму вклада подсистем в достижение цели организации. Для этого необходимо провести оценку показателей эффективности целеполагания каждой подсистемы. Для каждой подсистемы можно выделить собственные показатели эффективности. В таблице 4. для каждого структурного подразделения выделен один показатель эффективности работы подразделения, который наиболее характерен ему. В результате сбора информации по данным показателям по структурным подразделениям были получены данные по соотношению результатов и целей подразделений (таблица 4).
Таблица 4.
Оценка эффективности целеполагания структурных подразделений ООО «Grand-Prix»
Структурное подразделение | Показатель эффективности | Результативный показатель (результат – Рi) | Целевой показатель (цель – Цi) | Аi = Рi / Цi | Коэффи-циент весомости (qi) | Ai* qi |
Отдел полиграфии | Общий тираж (тыс. экз.) на одного работника отдела | 1,84 | 1,6 | 1,15 | 0,1 | 0,115 |
Дизайн-бюро | Количество внедренных проектов на одного работника | 7 | 8 | 0,88 | 0,2 | 0,175 |
Отдел сувениров | 58 | 50 | 1,16 | 0,1 | 0,116 | |
Отдел размещения | 35 | 40 | 0,88 | 0,1 | 0,0875 | |
Отдел по рекламной деятельности | Количество внедренных рекламных предложений на одного работника | 34 | 40 | 0,85 | 0,2 | 0,17 |
Отдел по работе с клиентами | Рентабельность продаж | 4,5 | 6 | 0,75 | 0,1 | 0,075 |
Бухгалтерия | Эффективность учетной политики (экспертная оценка от 1 до 10 баллов) | 9 | 10 | 0,90 | 0,1 | 0,09 |
Отдел по управлению персоналом | Уровень текучести кадров, % | 8 | 8 | 1,00 | 0,1 | 0,1 |
|
|
|
|
|
| 0,929 |
Производим окончательный расчет коэффициента механизма целеполагания: .
Таким образом, отклонение коэффициента от единицы свидетельствует о сбоях в системе целеполагания ООО «Grand-Prix», а также об экономических проблемах предприятия. Как видим, проблемы возникли в дизайн-бюро (выполнение плана по выпуску дизайн-проектов в данном отделе составляет 88%), отделе размещения (соответственно, 88%), отделе по рекламной деятельности (85%), отделе по работе с клиентами (план по рентабельности продаж выполнен на 75%), бухгалтерии (по оценке руководителей, оперативность, точность и своевременность бухучета на предприятии составляет 90%). При этом в других подразделениях (например, в отделе полиграфии, отделе сувениров) наблюдается перевыполнение плана. Следовательно, работа структурных подразделений организации недостаточно эффективно скоординирована. Для повышения эффективности системы целеполагания в ООО «Grand-Prix» необходимо разработать дерево целей решения возникших экономических проблем в структурных подразделения организации. Решение проблем возможно при совершенствовании оргструктуры компании.
Для характеристики эффективности механизма управления в ООО «Grand-Prix» используем показатели оценки организации управленческих процессов на предприятии, таких как: длительность управленческого цикла, непрерывность управленческого цикла, ритмичность управления, оперативность принимаемых решений, экономичность системы управления, уровень исполнительности аппарата управления, уровень качества подготовки управленческих решений, уровень использования рабочего времени в аппарате управления. Для их оценки используем экспертный метод. В качестве экспертов выступают работники предприятия: выпускающий дизайнер, директор рекламного отдела, коммерческий директор и начальник отдела полиграфии.
Таблица 5.
Экспертная оценка показателей организации управленческих процессов ООО «Grand-Prix»
Показатель | Оценка в баллах (от 1 до 10) | ||||
Выпускающий дизайнер | Директор рекламного отдела | Коммерческий директор | Начальник отдела полиграфии | Средняя оценка | |
Длительность управленческого цикла | 7 | 7 | 8 | 8 | 7,5 |
Непрерывность управленческого цикла | 8 | 7 | 9 | 8 | 8,0 |
Ритмичность управления | 7 | 6 | 7 | 8 | 7,0 |
Оперативность принимаемых решений | 5 | 6 | 7 | 7 | 6,3 |
Экономичность системы управления | 8 | 7 | 8 | 7 | 7,5 |
Уровень исполнительности аппарата управления | 8 | 7 | 7 | 9 | 7,8 |
Уровень качества подготовки управленческих решений | 8 | 8 | 8 | 9 | 8,3 |
Уровень использования рабочего времени | 9 | 9 | 9 | 10 | 9,3 |
На основе полученных средних оценок показателей организации управленческих процессов в ООО «Grand-Prix» рассчитаем коэффициент эффективности механизма управления Кму (таблица 6).
Таблица 6.
Расчет коэффициента эффективности механизма управления
Показатель | Коэффициент весомости (qi) | Оценка в баллах (Аi) | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Длительность управленческого цикла | 0,1 | 7,5 | 0,75 |
Непрерывность управленческого цикла | 0,1 | 8,0 | 0,80 |
Ритмичность управления | 0,13 | 7,0 | 0,91 |
Оперативность принимаемых решений | 0,21 | 6,3 | 1,32 |
Экономичность системы управления | 0,13 | 7,5 | 0,98 |
Уровень исполнительности аппарата управления | 0,07 | 7,8 | 0,55 |
Уровень качества подготовки управленческих решений | 0,16 | 8,3 | 1,33 |
Уровень использования рабочего времени | 0,1 | 9,3 | 0,93 |
Итого | 1 | - | 7,56 |
Таким образом, коэффициент эффективности механизма управления для ООО «Grand-Prix» равен 7,56. Данное значение попадает в интервал, что означает, что организационная структура предприятия обеспечивает эффективность целесообразных взаимоотношений между элементами структуры, однако ее механизм управления недостаточно эффективно регламентирует взаимодействие структурных подразделений предприятия и их целенаправленное развитие, не обеспечивает реализацию некоторых целевых установок (например, выработку рекламных предложений и дизайн-проектов на одного работника), а также имеет необоснованно высокие затраты на достижение стратегических целей предприятия. Так, как показал анализ финансовых результатов ООО «Grand-Prix» себестоимость продукции и оказанных услуг в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросла на 50,2%, а коммерческие расходы – на 11,1%.
ООО «Grand-Prix» – динамично развивающаяся коммерческая организация. Объемы его деятельности непрерывно увеличиваются. Современное положение на рынке предприятие обрело благодаря высококвалифицированному персоналу, а также действующей системе управления.
Однако в рассматриваемой организации наблюдается рост себестоимости производства и уровня издержек обращения, а также снижение рентабельности от основного вида деятельности. На протяжении 2010-2011 годов платежеспособность организации снизилась, возросла задолженность перед кредиторами. Причиной этому стало возрастание сроков выполнения работ по изготовлению рекламных предложений, разработки фирменного стиля для компаний, их имидж-рекламы и подготовки представительских материалов. Увеличение сроков выполнения работ, в свою очередь, обусловлено возрастанием требований клиентов-компаний к качеству услуг и продукции, появлению новых пожеланий в характере, содержании услуг. Этого можно было бы избежать, имея хороший прогнозный блок (департамент стратегии), маркетинговую службу и более совершенную организационную структуру, быстрее реагирующую на изменения предпочтений покупателей.
Снижение рентабельности деятельности, возрастание издержек производства и управления, снижение платежеспособности организации – следствия недостаточной эффективности ее организационной структуры. Недостаточная эффективность линейно-функциональной оргструктуры ООО «Grand-Prix» обусловлена наличием недостатков в данной системе, характерным для всех механистических структур.
Система управления в ООО «Grand-Prix» имеет также и ряд недостатков, которые необходимо устранить.
Во-первых, в данной организационной структуре отсутствуют какие-либо звенья, занимающиеся вопросами стратегического планирования, в работе руководителей практически всех подразделений оперативные проблемы доминируют над стратегическими.
По этой же причине в ООО «Grand-Prix» отсутствует практика построения дерева целей с адекватной системой показателей. Системно не упорядоченные плановые показатели не согласуются со структурой организации, не соответствуют направлениям использования ресурсов и получению результатов, поэтому оценить вклад каждого блока в целевую эффективность системы сложно.
Наличие стратегического управления необходимо для долгосрочной эффективности.
Во-вторых, в механистической структуре существует тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений. Как показал анализ, практически любой заказ клиента требует участия всех подразделений предприятия, а существующая организационная структура значительно усложняет процесс выполнения работ, так как работа структурных подразделений организации недостаточно эффективно скоординирована.
Таким образом, действующая в ООО «Grand-Prix» организационная структура имеет малую гибкость и приспособляемость к изменению ситуации.
В-третьих, в механистической структуре существует перегрузка управленцев верхнего уровня, в то же время существует и повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев. Таким образом, с одной стороны, результаты работы предприятия с такой структурой зависят в основном от уровня профессионализма управляющих работников, а с другой стороны, те же управляющие работники являются перегруженными работой, что снижает качество принимаемых ими решений, следовательно, сказывается на результатах работы компании.
В-четвертых, в организационной структуре ООО «Grand-Prix» выявлено несоответствие функций управления, обусловленных целями предприятия и фактически выполняемых функций, дублирование функций, а также выявлены некоторые нереализуемые функции, например, функции отдела по управлению персоналом и коммерческого отдела.
Работоспособность организационной структуры управления ООО «Grand-Prix» является недостаточной в современных условиях, характеризующихся высокой нестабильностью внешней среды и изменением вкусов, требований и предпочтений потребителей. Следовательно, организационная структура управления ООО «Grand-Prix» требует совершенствования.