Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 17:54, реферат
На сегодняшний день одним из самых прогрессивных подходов к ведению бизнеса является управление проектами. Что же такое проект? Это работа по достижению уникальной цели за ограниченное время. То есть не бывает двух одинаковых проектов, например двух в точности одинаковых рекламных кампаний или двух совершенно идентичных ресторанов. Кроме того, работа над проектом всегда ограничена по времени и ресурсам, важнейший из которых — деньги.
Что дает менеджеру
управление проектами
На сегодняшний
день одним из самых прогрессивных
подходов к ведению бизнеса является
управление проектами. Что же такое
проект? Это работа по достижению уникальной
цели за ограниченное время. То есть не
бывает двух одинаковых проектов, например
двух в точности одинаковых рекламных
кампаний или двух совершенно идентичных
ресторанов. Кроме того, работа над проектом
всегда ограничена по времени и ресурсам,
важнейший из которых — деньги.
Одна из аксиом
проектного менеджмента: за любой проект,
независимо от его размеров, всегда отвечает
один человек — менеджер проекта. Он в
проекте Царь и Бог. Он, и только он, отвечает
перед заказчиком за успех реализации
проекта. А значит, и наделяется внутри
проекта всей полнотой власти.
Что дает бизнесу
применение проектного подхода?
Во-первых, результаты
работ становятся более предсказуемыми,
так как при разработке проекта
задается четкая цель и составляется
календарный план, разбитый на этапы.
На любой стадии, если возникнет
необходимость, план можно откорректировать.
Изначально выявляются риски, которые
ставят под угрозу успех проекта, и заранее
разрабатываются меры по их предотвращению.
Во-вторых, деятельность
компании становится прозрачной, легко
контролируемой и управляемой. Ведь
о проекте всегда известно, в какой стадии
он находится: каковы результаты, сколько
ресурсов уже истрачено, и сколько
их еще потребуется при сохранении нынешних
тенденций.
И, в-третьих, повышается
эффективность работы участников проекта,
так как каждый напрямую заинтересован
в его успехе.
Известно, что
люди управляют проектами столько
же лет, сколько существует человечество.
Но почему же только во второй половине
XX столетия управление проектами выделили
в отдельную дисциплину и даже
появилась новая профессия — менеджер
проекта, т. е. особый руководитель, способный
управлять проектом в любой сфере? Все
дело в том, что бизнес к концу XX в. стал
настолько сложным и непредсказуемым,
что даже пятилетние планы стали называть
долгосрочными. Эта ситуация особенно
актуальна в современной России, на каком
бы рынке вы здесь ни работали: строительном
или фармацевтическом, нефтяном или машиностроительном.
В течение всего
XX в. разрабатывались научно-
предметной областью проекта, т. е. собственно реализацией той цели, ради которой проект предпринят;
сроками проекта, так как для его успеха важно всегда придерживаться календарного плана;
стоимостью, а значит для любого проекта при планировании составляется бюджет, где прогнозируются приход и расход денежных средств;
качеством, потому что потребитель будет покупать только ту продукцию или услугу, которые удовлетворяют его потребностям;
рисками, так как важно предусмотреть все угрозы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта;
персоналом, ведь от того, насколько эффективными будут действия команды проекта, во многом зависит его результат;
коммуникациями, так как в наше время в проекты вовлечено большое количество участников, которые зачастую территориально удалены друг от друга, а многие знакомы только заочно. Важно поддерживать эффективный документооборот проекта;
контрактами, то есть, заключая договоры с поставщиками, обеспечить максимально выгодных для обеих сторон условий, свести риски к минимуму;
изменениями, так
как редкий план проекта доходит
до успешного завершения, не претерпев
изменений. Их причины — как изменение
внешних условий, в которых выполняется
проект, так и возможные изменения целей
проекта, доступности ресурсов, включая
персонал, деньги и т. д.
На сегодняшний
день информация об управлении проектами
собрана в различных международных
и национальных документах, некоторые
из которых признаны стандартами управления
проектами. Наиболее популярны «Свод знаний
по управлению проектами» — PMBoK, впервые
изданный Американским институтом управления
проектами (PMI) в 1987 г., и Международные
требования к компетентности специалистов
— ICB IPMA, издаваемые Международной
ассоциацией управления проектами (IPMA).
Эти фундаментальные труды являются настольными
книгами каждого project-менеджера, как называют
в профессиональной среде менеджеров
по управлению проектами.
Каждый проект
за время своего существования проходит
четыре фазы:
1. На начальной
фазе инициатор проекта должен
доказать инвестору его
обоснование инициации проекта;
главную и вспомогательные цели проекта, а также критерии его успеха и неудачи;
структуру продукта проекта;
перечень ключевых заинтересованных сторон и их интересов;
основные ограничения
проекта.
Официальный запуск
проекта происходит при подписании
приказа о запуске. С менеджером
проекта заключают контракт.
2. После запуска проекта он вступает в фазу разработки, когда команда управления проекта концентрирует свои усилия на создании максимально эффективного плана реализации проекта. В процессе планирования:
вырабатывают миссию проекта, которая должна показать всем участникам проекта и его внешнему окружению, что каждый из них получит от его успешной реализации;
все работы проекта представляют в виде структурной иерархической декомпозиции работ (СДР), которая позволяет даже сложный проект разложить на обозримые, доступные для понимания составляющие;
составляют календарный план проекта, который оптимизируют исходя из доступности ресурсов, таких как финансы, персонал, оборудование, а также стремятся максимально сократить, применяя такие подходы, как метод критического пути (МКП). При разработке календарного плана учитывают также зависимости между выполняемыми видами деятельности: например, одна работа может начаться только после завершения другой. Календарный план обычно представляют в виде диаграммы Ганта, которая на сегодняшний день является, пожалуй, самым распространенным инструментом управления проектами;
разрабатывают графики потребностей проекта в ресурсах;
формируют бюджет проекта: помесячный (а иногда и понедельный) график материальных затрат и поступлений от проекта с разбивкой по статьям;
разрабатывают организационную структуру проекта и развивают команду проекта, включая в нее необходимых специалистов, подразделения, а порой и внешние организации;
создают план управления рисками, который включает в себя перечень возможных рисков, их качественную и количественную оценку, а также план действий по предотвращению рисков и реагированию в случае их возникновения;
в крупных проектах прописывают политики проекта (ключевые принципы) по качеству, работе с персоналом и с поставщиками, и по другим важным параметрам;
прорабатывают механизмы коммуникации в проекте и процедуры внесения изменений в планы;
и многое другое.
Итогом планирования
является утвержденный заказчиком сводный
план проекта, который является руководящим
документом для команды проекта
на всем протяжении его реализации.
3. Фаза реализации
— самая затратная по
все действия в рамках проекта должны быть направлены на достижение его целей;
управлять можно
только оставшейся частью проекта.
4. Основные задачи фазы завершения:
разобраться со всеми «хвостами» по проекту: закрыть контракты, разрешить конфликты;
трудоустроить персонал, который был временно привлечен к работе над проектом;
и, о чем часто
забывают, внести итоги проекта, как
положительные, так и отрицательные,
в «сокровищницу опыта», которая послужит
компании для закрепления достигнутого
успеха и в дальнейшем поможет ей не наступить
повторно на те же грабли.
Что любопытно, в организациях, работающих по проектному принципу, нередко складывается особая организационная структура. Возможны несколько ее вариантов:
Традиционная иерархическая функциональная оргструктура, при которой каждое подразделение выполняет определенную фиксированную функцию, например отдел закупок, отдел логистики и т. д. У каждого подразделения есть руководитель, жестко соблюдается принцип единоначалия. Такая форма хороша для бизнеса, работающего в стабильных условиях, но малоэффективна для реализации проектов, так как в ней много бюрократии, а решения принимаются медленно.
Проектная структура, когда большая часть сотрудников работает в том или ином проекте (иногда в нескольких одновременно) и подчиняется руководителям проектов. При этом такие функциональные подразделения, как бухгалтерия, выполняют обслуживающие функции для различных проектов.
Матричная структура,
при которой сотрудники работают
в функциональных подразделениях, но
при этом участвуют в проектах.
В этом случае возникает двойное
подчинение — сотрудником руководит
как менеджер проекта, так и его
функциональный руководитель, из-за чего
могут возникать конфликты. Как правило,
в большинстве организаций представлена
та или иная разновидность матричной структуры,
причем зачастую в рамках одной компании
можно найти элементы различных структур.
Правильный выбор
организационной структуры позволяет
резко повысить успешность компании, в
то время как ошибки в этой области могут
значительно снизить ее эффективность.
Где еще можно применить проектный подход? Работа каждой компании предполагает два рода деятельности. С одной стороны, это регулярная (циклическая) работа, где задачи повторяются раз за разом. Если вернуться к нашему примеру с рестораном, то это:
регулярное финансовое планирование и исполнение плана с последующей отчетностью;
обслуживание клиентов;
плановая аттестация персонала;
регулярное обучение персонала (например, принимаемых на работу официантов);
работа со стабильным
поставщиком.
С другой стороны — уникальные задачи. И таких задач в ресторанном бизнесе множество. Это не только открытие нового ресторана, рассмотренное выше, но и:
выход ресторана напрямую на крупного поставщика: в каждом случае есть множество особенностей, которые нужно учесть при планировании и реализации проекта;
проведение широкой рекламной кампании;
введение новых процедур, направленных на снижение объемов хищений;
организация возможности бронирования столиков через Интернет
и др.
Даже такие
регулярные задачи, как улучшение
соблюдения рецептуры или повышение
качества обслуживания клиентов, можно
решать гораздо эффективнее, если подходить
к ним с позиций проектного менеджмента:
постановка и достижение четкой цели при
ограниченных сроках и ресурсах.
Конечно, в рамках
одной статьи невозможно целиком
охватить такую обширную тему, как
управление проектами, поэтому в
следующих номерах журнала мы продолжим
ее обсуждение и рассмотрим более конкретные
аспекты, актуальные для вас, уважаемые
читатели!
Управление проектами
- основные понятия и методы
Версия для
печати
Управление проектами
за последнее время завоевало
признание как наилучший метод планирования
и управления реализацией инвестиционных
проектов. По американским оценкам применение
методологии Управления Проектами обеспечивает
высокую надежность достижения целей
проекта и на 10-15% сокращает затраты на
его реализацию.