Склад временного хранения: назначение, порядок учреждения, основные проблемы, виды складов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является проведение комплексного анализа порядка учреждения, деятельности и функционирования СВХ в Российской Федерации, а также исследование основных проблем реформирования данного института таможенного права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…… 5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СКЛАДА ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ…………………………………. 11
1.1. Понятие и назначение склада временного хранения ……………... 11
1.2. Порядок деятельности склада временного хранения..…………….. 21
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ СКЛАДА
ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ.………………………….……………….…. 34
2.1. Порядок включения в Реестр владельцев складов
временного хранения…..…………………………………………………... 37
2.2. Обязанности владельца склада временного хранения …………… 44
2.3. Обязательные требования к обустройству, оборудованию
и месту расположения складов временного хранения……………….… 49
2.4. Отзыв свидетельства о включении в Реестр владельцев
складов временного хранения. Исключение из Реестра
владельцев складов временного хранения…………………………….… 54
2.5. Особенности учреждения складов временного
хранения предприятиями железнодорожного транспорта
и таможенными органами…………………………………………..……... 57
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СКЛАДОВ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………..……... 59
3.1. Проблемные вопросы административной ответственности за нарушение режима склада временного хранения………………………. 59
Перспективы развития склада временного хранения, как
таможенно-правового института………………………………………….. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

СВХ.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     В дальнейшем Государственный таможенный комитет России по данному вопросу  дал дополнительные разъяснения, в  соответствии с которыми в некоторых  случаях при решении вопроса  о привлечении к ответственности  следует руководствоваться положениями, содержащимися в ст. 284 Таможенного кодекса, устанавливающей ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных платежей.28

     Актуальность  рассмотрения вопросов правоприменительной  деятельности  таможенных органов по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение режима склада временного хранения,  а также  нормативно-правовой базы этой деятельности объясняется особым местом этого вида правонарушения в ряду нарушений таможенных правил,  борьбу с которыми ведет таможенная служба России, его распространенностью и высокой степенью его общественной опасности. В настоящее время сложилась во многом парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны существуют регулятивные таможенные  правоотношения,  связанные  с таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств,  а  с  другой стороны, эти правоотношения слабо  защищены охранительными правовыми нормами.   

     Данное  нарушение таможенных правил является длящимся, начинается с момента истечения  предельного срока нахождения товаров и транспортных средств на СВХ и выражается в бездействии.

     Норма о сроках временного хранения содержится в ТК России. Согласно ТК РФ общий  срок нахождения товаров и транспортных средств на СВХ не может превышать  двух месяцев, а в случаях, предусмотренных другими статьями ТК РФ, - указанных в них сроков; ГТК РФ вправе устанавливать более короткие предельные сроки хранения товаров отдельных категорий (более подробно вопрос о сроках хранения товаров и транспортных средств был рассмотрен в предыдущих главах настоящей работы).

     Как ни парадоксально,  ТК России, в основном, не содержит четко определенных указаний на то, какой субъект таможенных правоотношений обязан произвести те или иные действия для обеспечения  выпуска и получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, находящихся на временном хранении под таможенным контролем.  Напротив, зачастую обязанность выполнения тех или иных действий  не корреспондируется правом обязанного субъекта на выполнение необходимых смежных действий.

     В соответствии с ТК России обязанность  произвести декларирование товаров  и транспортных средств лежит  на декларанте. Между тем в ТК России и нормативных правовых актах  ГТК России говорится о том, кто  имеет право быть декларантом, а не о том, кто обязан быть декларантом.

     В соответствии с ТК России декларант - это лицо, перемещающее товары, и  таможенный брокер, декларирующие, представляющие и предъявляющие товары, и транспортные средства от собственного имени. Лица, перемещающие товары - это лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий, предусмотренных ТК России, от собственного имени. О каких конкретно действиях, “предусмотренных ТК России”, идет речь, не уточняется. 

     По  мнению ГТК России, в зависимости  от оснований принятия товаров на хранение возможны следующие “варианты  реагирования“.

     1. Неуплата таможенных платежей.

     2. Наличие запретов или ограничений  на перемещение товаров через  таможенную границу Российской  Федерации.

     Опыт  правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации  по привлечения лиц к административной ответственности за противоправные бездействия в сфере таможенного дела показывает, что законодательство Российской Федерации  нуждается в следующих изменениях и дополнениях:

     1. Необходимо вновь предусмотреть  в законе, устанавливающем  административную ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела,  статью “ Нарушение режима склада временного хранения “ изложив ее в редакции, учитывающей требования, изложенные  в решениях Конституционного Суда  Российской Федерации.

     2. Требуют совершенствования и  нормы регулятивного характера, содержащиеся в Таможенном кодексе Российской Федерации и нормативных правовых актах ГТК России, следует внести изменения и дополнения, направленные на увеличение  предельных сроков временного хранения товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации морским и речным видами транспорта (увеличение данных сроков объективно необходимо в силу особенностей организации и осуществления международных морских и речных перевозок грузов).   

     - следует внести изменения, предусматривающие, что ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения.  

     - необходимо внести изменения и дополнения, направленные на уточнение субъекта таможенных правоотношений, обязанного (а не просто имеющего право) произвести декларирование товаров и транспортных средств. При этом у иных лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и у таможенного брокера остается право выступать в качестве декларантов.

     При условии внесения предложенных  изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации впервые законодательно будет четко определено, что ответственным за обеспечение производства таможенного оформления и уплату таможенных платежей, является лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения. Соответственно, снимаются существующие в практике таможенных органов вопросы с определением надлежащего субъекта нарушений таможенных правил, объективные стороны составов которых выражаются в том или ином бездействии в сфере таможенного оформления и уплаты таможенных платежей.29

     Таким образом, анализ правоприменительной  деятельности таможенных органов по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение режима временного хранения и модернизация на его основе с учетом решений Конституционного Суда Российской Федерации правового инструментария,  находящегося в  распоряжении  таможенных органов  и участников внешнеэкономической деятельности,  крайне актуальны для целей четкой регламентации таможенных отношений, повышения уровня защиты прав лиц, перемещающих через таможенную границу России товары и транспортные средства, обеспечения законности и усиления эффективности  деятельности государственной таможенной администрации. 
 
 
 
 

 

      3.2. Перспективы развития  склада временного  хранения, как таможенно-правового  института 

     Вступивший  в 2004 году в силу Таможенный кодекс Российской Федерации серьезно изменил  правила игры в околотаможенной сфере. Например, одним из основных условий включения в Реестр владельцев СВХ стало требование о внесении 2,5 миллионов рублей в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. В прессе не раз высказывались опасения, что такого финансового давления этот сегмент рынка не выдержит, и сложившаяся инфраструктура рухнет.

     Практика  работы в новых условиях показала, что испытание выдержано, но и  потери ощутимы. В настоящее время  в реестр включено в два раза меньше владельцев СВХ, чем до вступления в силу нового Таможенного кодекса РФ.

     В настоящее время институты таможенных складов сформировались полностью. В данном контексте, необходимо остановиться на проверках. Были случаи, когда деятельность склада приостанавливали на месяцы. В  результате клиенты уходили, и СВХ практически прекращал свое существование.30

     Раньше  такие методы были оправданы, на рынок  приходили случайные люди, с нулевым  капиталом и сразу начинали воровать. Теперь другое время. Чтобы открыть  терминал нужно вложить миллионные средства, привлечь клиентов. Если терминал прекратил свое существование, в проигрыше не только его владелец, но и люди, которые там работали, и компании, которые поместили там свои товары.

     В качестве обязательного условия  для включения в реестр, определено наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, страховая сумма по которому для владельцев складов временного хранения - не менее 2 млн. рублей.

     Дальнейшее  реформирование СВХ и института  временного хранения в России связанно с государственной политикой ужесточения административных мер в данной области.

     Руководитель  Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов намерен усилить  государственный контроль за участниками  внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

     По  его замыслам, необходимо существенно сократить число внутренних таможенных постов и максимально приблизить их к государственным границам. Предлагается акционировать СВХ и довести долю государства в них до 25% плюс одна акция. По мнению экспертов, государству будет сложно войти в уставный капитал СВХ, а эффективность их управления при этом может существенно снизиться.

     Андрей  Бельянинов, руководитель ФТС  Российской Федерации неоднократно выступал с  программными заявлениями о предстоящем  реформировании таможенной структуры. Приоритетом деятельности в данной области является процесс возвращения в сферу государства разрозненной таможенной инфраструктуры.

     ФТС России категорически не согласен с  тем, что крупные компании диктуют  таможенникам, где и как оборудовать  таможенные посты.

     Решить эту проблему ФТС России намерена путем перехода таможенных пунктов пропуска в ведение государства.

     К сокращению необходимо готовиться и  внутренним таможенным постам, которых, излишне много.

     Аналогичные меры будут принять и в отношении  СВХ. Во-первых, СВХ должны быть максимально приближены к российским государственным границам, так как некоторые СВХ находятся в тысяче километров от таможенных постов.

     По  данным ФТС, в России действует 850 СВХ. СВХ занимают центральное место  в таможенном процессе: товар направляется туда, чтобы не задерживать поток на пропускном пункте. Прибыль СВХ складывается за счет предоставления услуг по хранению товара и оформлению документов, пояснил депутат.

     Государственных СВХ, бесплатно осуществляющих хранение товаров, около 10%. На коммерческих СВХ стоимость суточной аренды квадратного метра склада равна $1,5. С учетом брокерских услуг оформление одной фуры в Московском регионе обходится участнику ВЭД в $1000.31

     В Северо-Западном таможенном управлении из 130 складов только девять принадлежат таможенным органам.

       По мнению экспертов, вернуть  СВХ в госсобственность будет  крайне сложно. Мощные структуры  заинтересованы в том, чтобы  СВХ оставались коммерческими.

     Специалисты не исключают, что государство исключит из реестра СВХ те склады, которые не продадут ему блокирующий пакет акций. Вход государства в управление акционерным обществом – сложная процедура, которая займет много времени.

       Кроме того, ведется обсуждение  вопроса о необходимости вернуть  персональную ответственность таможенных брокеров, которые занимаются составлением деклараций для коммерческих фирм. Это, по мнению некоторых пециалистов, позволит сократить число "серых" схем ввоза товаров на территорию России.

     Сейчас  таможенные брокеры занимаются растаможкой  не от своего лица, а от лица фирм, которые ввозят товары, при этом всю ответственность за достоверность представленных сведений несут импортеры. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Институт  временного хранения тесно и неразрывно связан с  основной процедурой таможенного  оформления. СВХ играют значительную роль в обеспечении и организации таможенного оформления. После вступления в силу в 2004 году нового Таможенного кодекса Российской Федерации, многие проблемные вопросы были сняты, однако практика применения таможенного законодательства показывает, что не решенных вопросов осталось достаточно много. Необходим комплексный подход по улучшению, как инфраструктуры СВХ, так и нормативно-правового обеспечения деятельности в области временного хранения.

Информация о работе Склад временного хранения: назначение, порядок учреждения, основные проблемы, виды складов