Проблемы и перспективы совершенствования контроля таможенной стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Таможенное регулирование является наиболее эффективным способом контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами, позволяющим решать следующие задачи:
- защита отечественного производителя от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- пополнение доходной части федерального бюджета, за счет взимания таможенных платежей;
- создание оптимальной среды для развития внутреннего производства;
- стимулирование отдельных секторов экономики, путем установления, изменения, или отмены таможенных пошлин.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…….5
1 Таможенная стоимость как основа применения таможенного тарифа………...8
1.1 Понятие и сущность таможенной стоимости………………………………….8
1.2 Нормативно правовая база определения таможенной стоимости ввозимых товаров в таможенном союзе……………………………………………………...11
1.3 Понятие и виды таможенных платежей………………………………………13
1.4 Таможенная стоимость как основа расчета таможенных платежей…….…..18
2 Анализ процедур контроля таможенной стоимости товаров………………….24
2.1 Методические основы контроля таможенной стоимости………………...…24
2.2 Анализ таможенных платежей перечисленных в федеральный бюджет Оренбургской таможней…………………………………………………………...33
2.3 Особенности осуществления контроля таможенной стоимости на примере Оренбургской таможни…………………………………………………………….37
3 Проблемы и перспективы совершенствования контроля таможенной стоимости…………………………………………………………………………...45
3.1 Современные проблемы, возникающие перед таможенными органами в ходе осуществления контроля таможенной стоимости……………………………..…45
3.2 Совершенствование контроля таможенной стоимости в условиях вступления в ВТО…………………………………………………………………..53
Заключение.................................................................................................................59
Список использованных источников............................................

Файлы: 1 файл

Проблемы контроля таможенной стоимости товаров и методы их решения дипломная работа.doc

— 1.69 Мб (Скачать)

В настоящее время подобная информация практически отсутствует: статистические органы нашей страны и стран участниц Таможенного союза мало занимаются сбором, обработкой и обобщением такого рода информации. Те результаты, которые публикуются, зачастую не доходят до сотрудников таможенных органов. Такая ситуация значительно усложняет работу таможенных органов по определению таможенной стоимости четвертым методом.

Таким образом, чтобы обеспечить возможность применения метода на основе вычитания стоимости, необходимо наладить взаимодействие таможенных статистических органов по сбору и анализу информации в Российской Федерации и Таможенном союзе в целом с целью представления всем заинтересованным лицам, в том числе декларантам и сотрудникам таможенных органов, полной и достоверной информации о средней стоимости предоставляемых посреднических, транспортных, складских и т.п. услуг в данном регионе страны. Для этого будет целесообразно издавать специальные периодические статистические сборники для таможенных органов (в которых будут более подробно описаны стоимость каждого вида товаров и оказываемых услуг).

Метод на основе сложения стоимости оказывается трудно применимым в практике таможенной деятельности, так как иностранный производитель не предоставляет в пользование декларанта калькуляцию себестоимости товара. Это связано с тем, что подобная информация чаще всего носит конфиденциальный характер и представляет собой коммерческую тайну.

Таковы основные причины того, что в практике таможенной деятельности чаще всего применяются только первый и последний методы;

3) в результате применения Системы управления рисками при контроле таможенной стоимости сотрудники таможенного органа сталкиваются с неадекватными контрольными показателями таможенной стоимости.

Установленные пороговые показатели величины таможенной стоимости товаров не дифференцируются в зависимости от условий продаж и поставок. В результате при выявлении отклонения заявленной стоимости от показателя риска на 2 - 5% проводится комплекс мер, направленных на минимизацию риска, хотя такое отклонение вполне может быть вызвано особенностями поставки товара, условиями оплаты, качеством, репутацией товарных марок.

В то же время, если таможенная стоимость заявлена выше индикатора риска, она также подлежит контролю. В результате теряет действенную силу принцип выборочности осуществления таможенного контроля и как результат - нерациональное использование ресурсов таможенного органа.

Должностные лица таможенного органа в процессе поиска и последующего анализа ценовой информации сталкиваются с несовершенством имеющихся программных средств. Недостатки выражаются в отсутствии возможности осуществлять выборку ДТ по определенным основаниям (условиям поставки и характеру сделки). Данные параметры поиска имеют существенное значение при определении таможенной стоимости на основе методов по стоимости сделки идентичными/однородными товарами.

Данный программный недостаток:

- препятствует эффективному контролю таможенной стоимости товаров на этапе таможенного оформления;

- повышает трудоемкость поиска ценовой информации и увеличивает срок проверки каждой ДТ должностным лицом ОКТС;

- порождает необходимость запроса соответствующих данных в других таможенных органах;

- повышает вероятность возможного ненахождения искомой информации и как итог - принятия необоснованного решения о невозможности применения 2-го, 3-го методов определения таможенной стоимости.

В процессе контроля правильности определения таможенной стоимости таможенные органы вынуждены прибегать к использованию средней рыночной цены на соответствующий товар. В условиях, когда ввозом специфических товаров занимается достаточно ограниченное количество участников ВЭД, возможно возникновение сговора между поставщиками, что приводит к появлению недостоверных сведений у таможенных органов относительно средней таможенной стоимости. Для цели проверки заявленной величины таможенной стоимости таможенный орган имеет право направить участника ВЭД в Торгово-промышленную палату (ТПП) для цели проведения оценочной экспертизы. При этом полученные результаты экспертизы ТПП не могут быть проверены таможенным органом на предмет объективности, что способствует возникновению сомнения;

4) проблема взаимодействия с иностранными таможенными органами.

В рамках контроля таможенной стоимости товаров, выпущенных под заявленную таможенную процедуру, если рассматривать на примере Российской Федерации, таможенный орган для цели получения ценовой информации от производителей, расположенных, для примера, в КНР, осуществляет ее запрос через представительство ТПП РФ, находящееся на территории иностранного государства.

При этом таможенный орган сталкивается со сложностями в длительности ответов на данные запросы, что обусловливается следующим:

- таможня имеет право осуществлять запрос данной информации исключительно через РТУ;

- отсутствие единого стандарта запроса данной информации порождает сложности перевода на китайский язык, что также не способствует ускорению получения данной информации;

- отсутствием четкой регламентации срока представления данной информации китайской компанией ТПП России.

В результате такого запроса в иностранное государство сроки выпуска ввозимых товаров как минимум затягиваются;

5) противоречивость контрольных показателей подразделений снижает эффективность контроля таможенной стоимости.

Каждое подразделение таможни имеет контрольные показатели эффективности деятельности (КПЭД), установленные РТУ, обязательные к исполнению. Процесс выполнения КПЭД порождает столкновение интересов ОКТС и Правового отдела (ПО) в процессе отстаивания обоснованности корректировки таможенной стоимости, проведенной таможенным органом в суде.

Эффективность деятельности ПО напрямую зависит от количества дел, выигранных в рамках судебного разбирательства, в то время как результативность ОКТС формируется из количества проведенных корректировок таможенной стоимости и величины довзысканных таможенных платежей.

Ввиду отрицательной судебной практики по данной категории дел правовой отдел осторожно подходит к принятию к производству дел, которые не имеют явных признаков недостоверного заявления величины таможенной стоимости. Если же суд первой инстанции становится на сторону декларанта, у правового отдела отсутствует стимул для обжалования принятого решения в вышестоящем суде. В результате чего таможенный орган в лице ОКТС, имевший уверенность в неправильности определения величины таможенной стоимости, соглашается с заявленной величиной, что порождает возврат уплаченных таможенных платежей. Как следствие, происходит занижение эффективности деятельности одного подразделения посредством искусственного повышения результативности другого;

6) особенно следует выделить проблему контроля таможенной стоимости объектов интеллектуальной собственности.

Вопросы защиты интеллектуальной собственности помимо вопросов, связанных с нарушением прав на интеллектуальную собственность, связаны также и с экономическими аспектами.

Контроль таможенной стоимости товаров, в которых содержатся объекты интеллектуальной собственности сегодня одна из наиболее сложных проблем, как для таможенников, так и для участников ВЭД. Все что связано с так называемым серым импортом, ввозом товаров с заниженной таможенной стоимостью, товаров не подлинных, это вопросы экономические. 

Серый импорт - занижение таможенной стоимости.

Крупные компании за рубежом борются с этой проблемой самыми разными способами. Дело в том, что это не только наша проблема, России или территории Таможенного союза, проблема серого импорта существует во всех государствах. Разница в ценах на один и тот же товар, на аналогичный товар, в различных государствах приводит к тому, что ввозится товар из страны, где он более дешев в ту страну, где цены на него более высокие. Возникают вопросы серого рынка, возникает проблема непоступления таможенных платежей и так далее.

Занижение таможенной стоимости в странах Европейского союза всегда воспринимается как один из факторов риска, один из признаков контрафактности товара.

Вопросы контроля таможенной стоимости таких товаров, содержащих интеллектуальную собственность, товарные знаки, объекты патентного права, объекты авторских и смежных прав тесно связаны с вопросами ценообразования на эти товары.

Дело в том, что есть способы оценки именно объекта интеллектуальной собственности - это доходный, затратный подходы и подходы, связанные с анализом рынка, но в ценообразовании используются другие методики. На товар, в котором содержатся объекты интеллектуальной собственности, будут, в первую очередь, применятся, или затратный или ценностной методы ценообразования.

Затратный - слово понятно. Цена будет определяться именно затратами на создание данного товара. В первую очередь этот метод будет применяться в том случае, если объект интеллектуальной собственности компания создает для себя, для собственных нужд.

Если объект создается на продажу, то здесь всегда будет использоваться ценностной подход, связанный с тем какова ценность данного товара и данного объекта интеллектуальной собственности в глазах покупателя. Приобретая зажигалку «Big» и оплачивая ее цену, мы с вами только 5% этой суммы уплачиваем за саму зажигалку, за материалы из которых она сделана, около 95% - стоимость товарного знака.

Проблема, связанная с тем, что на мировом рынке товары, маркированные брендами, раскрученными товарными знаками, как правило, на 20-25% дороже, чем товары, маркированные обычными не известными товарными знаками, сегодня встает очень остро. 

Разница в ценах на однотипные товары в зависимости от того, какой бренд имеет этот товар, может быть самой различной. Например, по газонокосилкам двух фирм «John Deere» и «Murray» разница в цене составляет 95%. Разница в первую очередь связана с раскрученностью бренда, с раскрученностью товарного знака. Кетчупы «Heinz» и «Делмонте» по цене будут различаться на 60%, учитывая, что качество этих кетчупов примерно одинаково. Вот он товарный знак, вот объект интеллектуальной собственности, который влияет на цены товаров [17]. 

Индустрия авторского права, индустрия, основанная на объектах авторских и смежных прав, сегодня приносит огромные доходы их создателям. США получают доход от экспорта товаров, содержащих объекты авторского и смежного права, сопоставимые с доходом от экспорта сельскохозяйственной продукции.

Сегодня в мировой торговле, в международной торговле такой фактор как интеллектуальная рента, интеллектуальная составляющая цены товаров является тем фактором, который не может игнорировать ни одна страна, ни одно государство. Это то, что связано с перемещением товаров с основы, с обменом продуктами труда между экономически развитыми и развивающимися странами. И эта проблема ценообразования для таможни выливается в проблему определения таможенной стоимости товаров. 

Сегодня на территории Таможенного союза вопросы контроля таможенной стоимости регулируются, во-первых, главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза, плюс четыре соглашения:

- соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

- соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

- соглашение о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товара, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

- протокол об обмене информации для определения и контроля таможенной стоимости товаров между таможенными органами трех стран участниц Таможенного союза.

С 1 января на территории Российской Федерации действует Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ». Глава 11 этого закона соответственно регулирует вопросы контроля таможенной стоимости на территории нашей страны.

В соответствии со статьей 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товара, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ним, то есть цена, практически уплаченная за эти товары при их продаже. При этом данное Соглашение в статье 5 предусматривает, что дополнительные платежи и дополнительные расходы, то есть дополнительные доначисления, которые должны быть обязательно начислены при соблюдении определенных условий, всегда добавляются к этой цене. Отдельно оговорено, что одним из таких платежей являются лицензионные платежи и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности.

Дело в том, что цена товарного знака, как правило, уже включена в цену этого товара. Покупая, товар мы оплачиваем, в том числе и стоимость товарного знака. 

Вопросы лицензионных платежей являются достаточно сложными. Дело в том, что условия включения лицензионных платежей в таможенную стоимость определены и в Соглашении по таможенной оценке Всемирной торговой организации, ГАТТ/ВТО. Поскольку таможенная стоимость является основой для начисления таможенных платежей, а сегодня таможенная служба Российской Федерации дает более половины доходов государственного бюджета, вопросом исчисления правильной таможенной стоимости уделяется большое внимание.

Надо сказать, что вопрос верного контроля таможенной стоимости таможенными органами зависит как от имеющейся нормативной базы, от имеющейся законодательной базы, так и от уровня квалификации сотрудников таможенных органов.

Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования контроля таможенной стоимости