Проблемы и перспективы совершенствования контроля таможенной стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Таможенное регулирование является наиболее эффективным способом контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами, позволяющим решать следующие задачи:
- защита отечественного производителя от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- пополнение доходной части федерального бюджета, за счет взимания таможенных платежей;
- создание оптимальной среды для развития внутреннего производства;
- стимулирование отдельных секторов экономики, путем установления, изменения, или отмены таможенных пошлин.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…….5
1 Таможенная стоимость как основа применения таможенного тарифа………...8
1.1 Понятие и сущность таможенной стоимости………………………………….8
1.2 Нормативно правовая база определения таможенной стоимости ввозимых товаров в таможенном союзе……………………………………………………...11
1.3 Понятие и виды таможенных платежей………………………………………13
1.4 Таможенная стоимость как основа расчета таможенных платежей…….…..18
2 Анализ процедур контроля таможенной стоимости товаров………………….24
2.1 Методические основы контроля таможенной стоимости………………...…24
2.2 Анализ таможенных платежей перечисленных в федеральный бюджет Оренбургской таможней…………………………………………………………...33
2.3 Особенности осуществления контроля таможенной стоимости на примере Оренбургской таможни…………………………………………………………….37
3 Проблемы и перспективы совершенствования контроля таможенной стоимости…………………………………………………………………………...45
3.1 Современные проблемы, возникающие перед таможенными органами в ходе осуществления контроля таможенной стоимости……………………………..…45
3.2 Совершенствование контроля таможенной стоимости в условиях вступления в ВТО…………………………………………………………………..53
Заключение.................................................................................................................59
Список использованных источников............................................

Файлы: 1 файл

Проблемы контроля таможенной стоимости товаров и методы их решения дипломная работа.doc

— 1.69 Мб (Скачать)

Абсолютное значение одного процента прироста показывает какое количество откорректированной таможенной стоимости входит в 1%. Так, максимальное значение одного процента прироста приходится на 2011 год – 1% включает в себя 104660,51 рубль; в 2010 году – 73228,41 рубль, а в 2009 году – 44749,01 рубль.

Средний уровень динамики ряда показывает среднюю динамику за весь исследуемый период и составляет 6431645,32 рубля откорректированной таможенной стоимости товаров.

Средний абсолютный прирост составил 2334421,11 рубля откорректированной таможенной стоимости товара за весь исследуемый период.

Средний темп роста составил 145,26%, а средний темп прироста составил 45,26%.

Такие показатели как средний уровень ряда динамики, средний абсолютный прирост, средний темп роста и средний темп прироста показывают общую динамику откорректированной таможенной стоимости за весь исследуемый период.

На основе данных о корректировке таможенной стоимости товаров необходимо провести прогноз на 2012 год. Для того, чтобы сделать такой прогноз, необходимо построить линию тренда, а на ее основе получить прогнозируемые значения на 2012 год.

На рисунке 8 представлена диаграмма корректировки таможенной стоимости товаров по месяцам в течение 4 лет.

 

 

Рисунок 8 – Корректировки таможенной стоимости товаров. Линия тренда

 

К данной динамике откорректированной таможенной стоимости товаров был подобран линейный тренд, к сожалению, точность прогноза составляет всего 0,3626, но не стоит заострять внимание на выборе тренда, так как все возможные линии тренда показали достаточно малую точность прогноза, что в свою очередь, говорит о сильном влиянии вероятностного фактора, который расчетам не поддается. Именно линейный тренд был выбран из-за простоты и удобства расчетов, т.к. при использовании других математических моделей добиться более успешного результата не представляется возможным.

Таким образом, уравнение построения прогноза на 2012 год (49-60 месяцы) выглядит следующим образом:

,

где x – номер месяца по счету (1-60).

Таким образом, подставляя значения месяцев 2012 года (49-60) мы получим следующие прогнозные значения (таблица 6):

 

Таблица 6 – Прогнозирование корректировки таможенной стоимости товаров

Тыс. рублей

Порядковый номер месяца 2012 года

Прогноз

1

2

49

986389


Продолжение таблицы 6

1

2

50

1004773

51

1023157

52

1041541

53

1059925

54

1078309

55

1096693

56

1115077

57

1133461

58

1151845

59

1170229

60

1188613


 

На рисунке 9 отражено прогнозирование динамики корректировки таможенной стоимости товаров в 2012 году.

 

 

 

Рисунок 9 – Прогнозирование корректировки таможенной стоимости на 2012 год

 

На рисунке 9 наблюдается стабильность роста динамики корректировки таможенной стоимости товаров в 2012 году, конечно необходимо также отметить, что полученные данные прогноза являются в малой степени достоверными, из-за сильного влияния вероятностного фактора, в результате чего точность прогноза составила лишь 36,26%, но об этом мы узнаем в следующем году.

С уверенностью можно предположить, что с образованием Таможенного союза, а в дальнейшем и вступлением России во Всемирную Торговую Организацию предполагается рост внешнеэкономической деятельности, а значит и поступающих таможенных платежей, а как следствие и корректировки таможенной стоимости товаров перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и Российской Федерации.

Таким образом, следует отметить, что в Российской Федерации действует четко отлаженный и нормативно урегулированный (как на уровне Таможенного союза, так и на уровне Российской Федерации) механизм контроля за таможенной стоимостью товаров перемещаемых через таможенную границу, который предусматривает два этапа контроля. А именно : контроль таможенной стоимости до выпуска товаров и контроль таможенной стоимости после выпуска товаров.

Отдельно хотелось бы выделить тот факт, что в настоящее время ФТС России принимает меры по ускорению и упрощению процесса таможенного оформления товаров, а именно широко применяется система управления рисками (основанная на выборочной проверке при возникновении подозрений согласно профилям рисков), контроль после выпуска товаров таможенными органами и электронное декларирование.

Помимо этого необходимо упомянуть тот факт, что сотрудники отдела контроля таможенной стоимости Оренбургской таможни являются высококвалифицированными специалистами, которые активно применяют на практике систему управления рисками, имеют все необходимые (и постоянно обновляют) справочники и каталоги содержащие ценовую информацию, а так же для целей получения актуальной ценовой информации о товарах активно взаимодействуют не только с другими подразделениями ФТС России, но и с таможенными органами иностранных государств, а так же с крупными производителями (а в необходимых случаях и с конкретными производителями) различной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и перспективы  совершенствования контроля таможенной  стоимости 

 

3.1 Современные проблемы, возникающие перед таможенными органами в ходе осуществления контроля таможенной стоимости

 

 

Одной из самых актуальных проблем в работе таможенных органов является контроль за определением таможенной стоимости. Проблема точного определения таможенной стоимости является одной из наиболее острых для российских таможенников. Надо отметить, что таможенные органы неоднократно пытались создать механизмы контроля за декларируемой стоимостью. Только за последние годы принят ряд документов, ликвидирующих пробелы в действующем законодательстве. В частности, были введены комбинированные ставки таможенных пошлин. Таможенники получили право определять величину пошлины не только как процент от продекларированной стоимости, но и как фиксированную сумму за каждую единицу веса, объема или площади импортируемого товара. Следующим шагом стало создание механизма контроля по каждому случаю ввоза в страну товаров, чья декларируемая стоимость заметно отличается от установленной ФТС (на территории Российской Федерации) временно-условной оценки, определяемой на основе мировых цен. Но это только временное решение, так как в настоящее время приказы, соглашения, решения и постановления всегда будут отставать от реальных проблем, и поэтому без каких-либо кардинальных изменений в области определения и контроля таможенной стоимости обойтись нельзя.

На практике существует целый комплекс проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, что в свою очередь осложняет и контроль заявленной таможенной стоимости, все выявленные проблемы отражены на рисунке 10.

 


 





 


 

 

 

 

Рисунок 10 –  Проблемы контроля таможенной стоимости

Рассмотрим выявленные проблемы более подробно:

1) манипуляции с таможенной стоимостью.

Говоря о манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно имеют в виду ее занижение. Это вполне справедливо, если подразумевать в первую очередь фискальную функцию таможенной стоимости как базы для взимания таможенных пошлин, сборов, налогов и иных платежей. В этом случае занижение таможенной стоимости действительно ведет к недополучению платежей в бюджет.

Однако помимо фискальной функции таможенная стоимость является также основой для контроля за репатриацией валютной выручки и вывозом средств в уплату за импортируемые товары. С этой точки зрения актуальной проблемой является не только умышленное уменьшение декларируемой таможенной стоимости, но и ее завышение. Оно позволяет незаконно и бесконтрольно вывозить капиталы за рубеж, повышая реальную стоимостную оценку импортируемого товара и, следовательно, отправляя за пределы Таможенного союза большую, чем следует по сделке, денежную сумму. 
Помимо этого, российские филиалы иностранных фирм, а также расположенные в Таможенном союзе совместные предприятия могут умышленно завышать стоимость ввозимых в Таможенный союз сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров на территории нашей страны, тем самым снижая налогооблагаемую базу, то есть в итоге способствуя уменьшению поступлений в бюджет.

Тем не менее, занижение таможенной стоимости также представляет собой серьезную проблему не только с точки зрения фискальной функции ее определения, но и в связи с экономической сущностью данной нетарифной меры регулирования ВЭД.

Так, при экспорте товаров занижение таможенной стоимости, так же как и в предыдущем случае, ведет к незаконному вывозу денежных средств с территории Таможенного союза, так как часть реально полученной экспортной выручки не репатриируется из-за границы. Кроме этого, занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может повлечь за собой применение санкций против государства – члена Таможенного союза, с территории которого товары были вывезены, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, если стоимость ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны.

У данной проблемы есть и еще один аспект. Вывоз товаров по заниженной стоимости может вызвать их дефицит на внутреннем рынке Таможенного союза, что повлечет за собой повышение внутренних цен и может сделать данные товары труднодоступными для внутреннего потребителя.

В целях защиты экономических интересов государств – членов Таможенного союза необходимо правильно определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с нею ни в сторону завышения, ни в сторону занижения.

Для правильного определения таможенной стоимости товаров разработаны шесть методов ее определения. Однако в настоящее время используются практически только два из них: первый и шестой. Такая ситуация уменьшает возможность наиболее точного определения действительной таможенной стоимости товара, что, соответственно, снижает эффективность деятельности таможенных органов. Существует ряд случаев, в которых не может быть применен первый метод определения таможенной стоимости товаров, как-то: отличный от купли-продажи характер коммерческой сделки, наличие зависимости между экспортером и импортером и т.д.

Так как в последнее время существует тенденция к увеличению числа подобных сделок, в которых таможенная стоимость не может быть определена первым методом, в распоряжении декларанта и сотрудника таможенных органов остается лишь шестой метод.

Отсюда и вытекает следующая проблема;

2) отсутствие полной, достоверной, а главное доступной информации по сделкам с однородными и идентичными товарами (для целей применения методов определения таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами и по стоимости сделки с однородными товарами), информации о составляющих цены на внутреннем рынке Российской Федерации (для целей применения методов на основе вычитания стоимости и метода на основе сложения стоимости).

Это связано с тем, что к сделкам, которые берутся за основу, предъявляется ряд требований и получить информацию о сделках, полностью им удовлетворяющих, в современных условиях трудно и не всегда возможно.

Для решения этой проблемы, связанной с возможностью использования второго и третьего методов, нужно создавать единую базу данных, содержащую сведения о товарах, пересекающих таможенную границу Таможенного союза. Это позволит централизованно отслеживать информацию о стоимости, условиях поставки и иных сведениях, касающихся перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Так как в настоящее время разрабатывается Единая автоматизированная информационная система таможенных органов России (далее - ЕАИС), то вполне возможно, что предлагаемая база данных будет входить в состав ЕАИС.

Сложность в применении метода на основе вычитания стоимости состоит в недостаточной информации. Для определения величины тех расходов, которые необходимо вычесть из внутренней цены товара, нужно владеть статистической информацией о средней величине этих расходов в данном регионе Российской Федерации, либо любой другой области в Таможенном союза, на территорию которой осуществляется ввоз.

Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования контроля таможенной стоимости