Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 08:40, курсовая работа
Таможенное регулирование является наиболее эффективным способом контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами, позволяющим решать следующие задачи:
- защита отечественного производителя от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- пополнение доходной части федерального бюджета, за счет взимания таможенных платежей;
- создание оптимальной среды для развития внутреннего производства;
- стимулирование отдельных секторов экономики, путем установления, изменения, или отмены таможенных пошлин.
Введение………………………………………………………………………..…….5
1 Таможенная стоимость как основа применения таможенного тарифа………...8
1.1 Понятие и сущность таможенной стоимости………………………………….8
1.2 Нормативно правовая база определения таможенной стоимости ввозимых товаров в таможенном союзе……………………………………………………...11
1.3 Понятие и виды таможенных платежей………………………………………13
1.4 Таможенная стоимость как основа расчета таможенных платежей…….…..18
2 Анализ процедур контроля таможенной стоимости товаров………………….24
2.1 Методические основы контроля таможенной стоимости………………...…24
2.2 Анализ таможенных платежей перечисленных в федеральный бюджет Оренбургской таможней…………………………………………………………...33
2.3 Особенности осуществления контроля таможенной стоимости на примере Оренбургской таможни…………………………………………………………….37
3 Проблемы и перспективы совершенствования контроля таможенной стоимости…………………………………………………………………………...45
3.1 Современные проблемы, возникающие перед таможенными органами в ходе осуществления контроля таможенной стоимости……………………………..…45
3.2 Совершенствование контроля таможенной стоимости в условиях вступления в ВТО…………………………………………………………………..53
Заключение.................................................................................................................59
Список использованных источников............................................
В Индии вопросами контроля таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, занимаются несколько специально выделенных для этого сотрудников, которые имеют высокий уровень квалификации в данном вопросе, то есть они прекрасно разбираются в особенностях формирования лицензионных договоров, лицензионных платежей, в вопросах ценообразования на такие товары и естественно в вопросах связанных с таможенным контролем. Специальная группа специалистов в таможенных органах США так же занимается контролем таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. То есть большое значение, которое придается этому вопросу в целом ряде таможенных служб, оно как раз и проявляется в том, что выделяются определенные специалисты, занимающиеся данным вопросом. К сожалению, сейчас квалификация таможенных служащих в большинстве стран не позволяет им точно, четко, в каждом конкретном случае, определить цену лицензий и определить ту сумму лицензионных платежей, которые действительно должны быть доначислены в цене товаров, то есть таможенной стоимости.
Для решения вышеуказанной проблемы на сегодняшний день можно рекомендовать следующее:
- во-первых, на сегодняшний день по вопросам контроля таможенной стоимости ряд изменений, которые вносит Таможенный кодекс Таможенного союза, облегчают задачу и таможенным органам и участникам ВЭД. Это то, что Таможенный кодекс содержит норму, согласно которой допускается отложить определение величины таможенной стоимости товаров, если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие точные сведения необходимые для ее расчета. Собственно говоря, случаи отложенного определения таможенной стоимости, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин и налогов для таких случаев устанавливается решением комиссии Таможенного союза;
- во-вторых, есть проблема с методическим обеспечением контроля таможенной стоимости таких товаров. Требуется с одной стороны разработка методических разъяснений по условиям включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров, а с другой стороны единая методика не сможет охватить всю ту гамму вопросов, все то многообразие условий лицензионных договоров и уплату платежей по роялти, которые содержатся в лицензионных договорах. Для облегчения таможенного контроля и контроля таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и которые перемещаются с наличием лицензионного договора, участникам ВЭД можно порекомендовать, в лицензионном договоре четко прописывать, за что предусмотрены те или иные платежи. То есть, то, что связано с выплатой роялти, например, по расходам на рекламу и на продвижение товаров и то, что связано с суммой роялти за ввозимые товары.
В этом случае определение таможенной стоимости и конкретной суммы таможенной стоимости будет более четкой. В противном случае таможенные органы всегда будут идти по пути максимального определения таможенной стоимости на данный товар;
- в-третьих, повышение квалификации таможенных служащих, создание отдельных подразделений в таможнях, основной задачей которых будет являться контроль за правильностью исчисления таможенной стоимости на объекты интеллектуальной собственности.
3.2 Совершенствование контроля таможенной стоимости в условиях вступления в ВТО
Путь во Всемирную торговую организацию (ВТО) для России - многотрудный и длительный, причем чаще всего очередными препятствиями для членства в этой организации оказываются не экономические, а политические проблемы, вследствие чего дата вступления все время отодвигается.
Тем не менее, кропотливая работа по согласованию идет, в том числе и по вопросам, касающимся таможенной сферы. В настоящий момент сложившееся на территории Таможенного союза и Российской Федерации таможенное законодательство, регулирующее таможенную сферу, в частности, Таможенный кодекс Таможенного союза, Закон о таможенном тарифе, практически полностью соответствуют принципам таможенного дела, действующим в странах-членах ВТО. Так что, по сути, задача таможенных органов сводится к тому, чтобы более четко и профессионально администрировать те положения законодательных актов, которые уже прописаны.
В то же время вступление в ВТО не означает, что страна широко поднимет пограничный шлагбаум и начнется полная и бесконтрольная либерализации внешнеэкономической деятельности. Ведь все основные задачи, которые решает таможенная служба, в том числе борьба с контрабандой, недостоверным декларированием, коммерческим мошенничеством, были как до вступления в ВТО, так и останутся после вступления в эту организацию.
Решением вышеназванных проблем занимаются все таможенные администрации стран-членов ВТО. К тому же Россия присоединилась к Рамочным стандартам безопасности, соглашениям по борьбе с незаконным ввозом наркотиков, оружия и другим международным актам.
Партнеры Российской Федерации по переговорному процессу как в ЕС, так и в США прежде всего озабочены проблемами защиты интеллектуальной собственности, лицензирования, хотя тема лицензирования в меньшей степени относится к сфере таможенного регулирования, а в большей степени касается компетенции Минэкономразвития. Кроме того, это, конечно же, вопросы контроля таможенной стоимости, а также вопросы принципов взимания таможенных сборов.
Что касается вопросов таможенной стоимости, то на сегодняшний день ФТС России вместе с Минфином на всех этапах переговорного процесса констатировали, что нормативная база по таможенной стоимости в Российской Федерации сформирована полностью, и что она соответствует нормам ВТО, то есть VII-й статье ГАТТ. Так что задача таможенных органов состоит в грамотном администрировании положений Закона о таможенном тарифе, Соглашения об определении таможенной стоимости товаров перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, соответствующих данной статье.
При этом действия таможни должны быть предсказуемы и прозрачны. В рамках меморандума между ЕС, США и Россией, готовящегося сейчас к подписанию, достаточно четко сформулированы наши обязательства при контроле таможенной стоимости. В частности, меморандум констатирует, что в России отсутствует такая терминология, как "минимальные цены", о которой достаточно часто говорят западные партнеры, однако таможенная система применяла и планирует в дальнейшем в рамках системы управления рисками (СУР) применять ценовую информацию по чувствительным товарам.
В рамках СУР таможенные органы работают не только исходя из технологии сравнения заявляемой таможенной стоимости и справочной стоимости, находящейся в распоряжении таможенных органов, но и в рамках категорирования участников ВЭД по степени законопослушности. Это означает индивидуальный подход к участникам ВЭД, исходя из истории их работы на рынке, условий заключения контрактов и так далее. То есть исходя именно из тех принципов работы СУР, которая существует в мировом сообществе. Так что обязательства по контролю таможенной стоимости не будут являться для таможенных органов совершенно новыми.
Кроме того, в рамках обсуждения таможенной тематики на переговорном процессе и американцы, и европейцы поднимали вопрос о порядке взимания таможенных сборов. При этом ЕС поднимает вопрос об отмене сборов за совершение операций связанных с выпуском товаров, тогда как в нормах ВТО однозначного требования на этот счет нет.
Есть общий принцип, что сборы за совершение операций связанных с выпуском товаров должны равняться стоимости трудозатрат таможенников, связанных с таможенным контролем и таможенным оформлением. Данное требование, содержащееся в нормах ВТО, получило отражение в ТК ТС и в настоящий момент соблюдается.
На сегодняшний день есть определенные стандарты установления ставок таможенного тарифа в соответствии с требованиями ВТО и, несомненно, российская сторона будет приводить ставки импортной пошлины в соответствие с этими нормами. Однако никакого обвала пошлин с момента вступления в ВТО не произойдет, потому что этот процесс будет "растянут" по времени на семь лет. Следовательно, у любого нашего производства за этот немалый срок будет вполне реальный шанс адаптироваться к либерализации внешней торговли и значительному увеличению объема импортных товаров на внутреннем российском рынке.
Минэкономразвития в рамках защиты отечественного производителя обязан и будет заблаговременно информировать о предполагаемых изменениях ставок импортного тарифа, в том числе и Федеральную таможенную службу. Информация должна быть прозрачной и открытой. Пока же некоторые производители, кровно заинтересованные в такого рода информации, стремятся получить ее разными путями, в том числе основанными на личных контактах.
Открытость необходима еще и для того, чтобы пресечь представление о том, что после вступления в ВТО будет обвал пошлин. ФТС России полностью готова, в случае необходимости, подключить своих специалистов для участия в семинарах и встречах, чтобы освещать вопросы таможенного администрирования.
Сейчас в первую очередь сам бизнес должен заботиться о себе и грамотно работать, чтобы быть конкурентоспособным. При этом, конечно, и государство должно быть обеспокоено нуждами отечественного производителя, в свою очередь грамотно выполняя функции регулятора. В итоге же - все хотят предсказуемости и стабильности.
Именно для того чтобы бизнес сообщество имело возможность заранее обдумать складывающуюся ситуацию и принимать наиболее эффективные меры, ФТС России и предусмотрена Концепция развития таможенных органов, где грядущие изменения и преобразования расписаны по годам.
Вступление в ВТО так же позволит более эффективно решать проблему недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров. Эта проблема имеет много аспектов и в той или иной степени актуальна и для стран-членов ВТО. Хотя практика показывает, что при высоком совокупном таможенном платеже на какой-то товар в дальнейшем его ввоз становится криминальным и уходит "в тень". Таможенная служба на конкретных примерах, в частности, по обуви, видит, что снижение ставок привело к выводу товара "из тени", уменьшению процента недостоверного декларирования и контрабанды, что самым положительным образом сказалось на увеличении суммы платежей, поступающих в бюджет.
Так что ФТС России, как правило, всегда поддерживает снижение ставок импортного тарифа на межведомственной комиссии в Минэкономразвития, особенно по товарам, где высока степень недостоверного декларирования, несмотря на то, что перед таможенными органами стоит непростая задача по наполнению федерального бюджета.
И хотя членство в ВТО - это далеко не панацея от занижения таможенной стоимости и недостоверного декларирования, при вступлении в эту организацию мы получим еще один действенный инструмент для борьбы с этим, а именно - информационный.
ВТО позволит перевести наши контакты и взаимодействие на более высокий уровень, вследствие чего вырастет эффективность взаимодействия с таможенными администрациями стран, полноправных ее членов при обмене информацией и в рамках предварительного информирования. Это очень важно в борьбе с недостоверным декларированием и коммерческим мошенничеством.
В качестве вывода можно сказать, что не смотря на то что в таможенной сфере в Таможенном союзе и в Российской Федерации в частности, была проделана огромная работа, в настоящее время все еще остается ряд нерешенных проблем.
К ним относятся:
1) манипуляции с таможенной стоимостью;
2) отсутствие полной, достоверной, а главное доступной информации по сделкам с однородными и идентичными товарами (для целей применения методов определения таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами и по стоимости сделки с однородными товарами), информации о составляющих цены на внутреннем рынке Российской Федерации (для целей применения методов на основе вычитания стоимости и метода на основе сложения стоимости);
3) в результате применения Системы управления рисками при контроле таможенной стоимости сотрудники таможенного органа сталкиваются с неадекватными контрольными показателями таможенной стоимости;
4) проблема взаимодействия с иностранными таможенными органами;
5) противоречивость контрольных показателей подразделений снижает эффективность контроля таможенной стоимости;
6) особенно следует выделить проблему контроля таможенной стоимости объектов интеллектуальной собственности.
В ходе исследования указанных выше проблем, были сформулированы предложения по их решению, все предложенные решения проблем отражены на рисунке 11.
Рисунок 11 – Предложения по решению выявленных проблем
Рассмотрим вышеуказанные предложения более подробно:
1) разработка более современного таможенного законодательства, позволяющего максимально точно определять таможенную стоимость товаров;
2) создание единой базы данных
по перемещаемым через
3) более тщательная разработка
профилей рисков, в соответствии
с системой управления рисками,
в которых должны быть
4) установление договоренностей
о сотрудничестве между
Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования контроля таможенной стоимости