Технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Многие социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с пожилыми людьми. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе. Следовательно, можно как вывод говорить о важности знания теории и практики социальной работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................. 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ..... 4
1.1. Социальный статус человека в старости ......................... 4
1.2. Особенности психологического характера
пожилых людей ................................................................. 8
1.3. Социальная защита пожилых людей и
модели социального обслуживания ................................. 9
1.4. Центры социального обслуживания ................................ 12
1.5. Социальное обслуживание ............................................... 14
2. НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ............................... 15
2.1. Значение общения в социальной сфере, функции и роль 15
2.2. Общение, как инструмент социальной работы .............. 17
2.3. Этическая ответственность перед профессией ................ 19
3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛИЕН-
ТАМИ: БЕСЕДА, ОЦЕНОЧНЫЙ АНАЛИЗ, ВЕДЕНИЕ
ЗАПИСЕЙ ............................................................................. 20
3.1. Беседа с клиентами .......................................................... 20
3.2. Оценочный анализ ........................................................... 26
3.3. Ведение записей ................................................................ 31
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ.. 33
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................ 35

Файлы: 1 файл

socref.doc

— 212.42 Кб (Скачать)

    В целом, невостребованность пожилого человека входит в противоречие с общественной сущностью человека. Значит, надо ее подкрепить, в том числе социально. В частности, средствами социальной работы, в доступных ей сферах, чтобы по возможности смягчить ситуацию.

    Смысл социальной работы - социальная реабилитация. В данном случае такая реабилитация - это действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми (пусть в меньшей мере и в иных статусах), но превращение - и это самое главное! - пожилого человека из объекта социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы, невостребованности происходит на основе собственного житейского ( в т.ч. профессионального, семейного) опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение  доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается нужным. Очень часто пожилые люди живут отдельно от семей, и поэтому им бывает не под силу справиться со своими недомоганиями и одиночеством. И если раньше основная ответственность за пожилых лежала на  семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты населения.

    1.3. Социальная защита пожилых людей и модели

                             социального обслуживания.

    Социальная защита пожилых людей на современном этапе осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

    В соответствии с действующим законодательством социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания людей.

    Однако несмотря на постоянный рост минимального размера пенсий, на 1 ноября 1994 г. он составлял всего 34440 руб., тогда как прожиточный минимум, например, только в г.Москве составлял в ноябре 1994 г. 60 тыс.руб. Статистика показывает, что свыше 80% пенсионеров получают пенсию в размере 1,0-1,5 минимума, а каждый десятый пенсионер - в размере только минимального размера пенсий. Предполагалось, что в 1994 г. пенсия должна была возрасти на 250-280%, а практически же была увеличена всего на 150%, т.е. в 2 раза меньше. В то же время число пенсионеров только за первое полугодие 1994 г. увеличилось на 0,5 млн.человек.

    Правительство РФ совместно с органами социальной защиты населения принимает конкретные меры для того, чтобы обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования, введения механизма учета трудового вклада работающих граждан, развития негосударственных пенсионных фондов и др.

    Значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти.

    Так, например, правительство Москвы с 1 июля 1993 г. увеличило дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам. Установлены льготы различным категориям престарелых по оплате жилья, бесплатному отпуску лекарств по рецептам врачей, по оплате телефона и др.  Ежегодно дополнительно к федеральным бюджетным средствам выделяется около 10 млрд.рублей из средств Москвы на социальное обеспечение. Органы социальной защиты Москвы обслуживают 2,4 млн. получателей пенсий, пособий.  Правительство столицы ежегодно утверждает и реализует программы по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, в т.ч. пенсионеров.

    В Российской Федерации сложилось и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей.

    Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

    Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.

    Важнейшими моделями  социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных ломах для престарелых и т.д.

    В 1994 г. в системе социальной защиты РФ действовало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 9000 отделений социальной помощи на дому, а также  целый ряд других учреждений социальной помощи, в том числе  и психолого-педагогической и экстренной психологической помощи и т.п.

 

    1.4. Центры социального обслуживания

    Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.

    В соответствии с Положением, центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др.

    В задачи центра входит выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

    К примеру, центры социального обслуживания пенсионеров имеются сейчас в каждом административном округе г.Москвы и их организация продолжается. В 1993 г. в 34 таких центрах и созданных при них 647 отделениях социальной помощи на дому обслуживалось 52 тыс.пенсионеров. В 13 центрах социального обслуживания функционировали отделения дневного пребывания, в 27 - пункты  срочной социальной помощи, а задачу последних входило оказание экстренной помощи медикаментами, продуктами, одеждой и обувью, бесплатным питанием и ночлегом нуждающихся в этом граждан и т.д.

    Важнейшей частью работы центра является социальной обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация  уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.

    Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам.

    Анализ  основных направлений деятельности центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу  с пожилыми людьми, получила наибольшее распространение и признание, является наиболее типичной. Однако она еще не охватывает многие категории пожилых людей, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым условиям.

    Характерно, что проведенное в 1993 г. социологическое исследование деятельности ряда центров социального обслуживания г.Москвы, показало высокую оценку их деятельности.

    Так, почти 1/3 клиентов ЦСО указали, что социальный работник посещает их через день. К 65,7% обслуживаемых соцработники приходят два раза в неделю.

    Центры социального обслуживания населения становятся эффективными нестационарными формами социальной поддержки пожилых людей и других категорий населения РФ.

    В 1993 г. Коллегия Министерства социальной защиты населения обсудила опыт и одобрила работу территориальных центров социального обслуживания Челябинской области.

    Было отмечено, что надомное обслуживание престарелых и инвалидов получило начало еще в 1985 г., затем через два года, был открыт первый территориальный центр социального обслуживания населения и 10 отделений социальной помощи на дому. Уже к началу 1990 г. 10,5 тысяч человек пользовались помощью отдельных работников и до 200 человек посещали дневные отделения в трех таких центрах.

    1.5. Социальное обслуживание на дому

    Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

    К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и  др.); помощь в оформлении документов, в т.ч. для установления оценки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

    Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах  социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.

    В соответствии с действующим Положением социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 мес.). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности - не менее  120 пенсионеров и инвалидов.

    Социальное обслуживание на дому производится бесплатно,  с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также проживающих в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.

    Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся  в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.

    Отделения социальной помощи на дому были созданы в порядке эксперимента в 1987 г. и получили широкое признание со стороны пожилых людей и инвалидов нашей страны и быстрое развитие во всех регионах Российской Федерации. 
 

2.  НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В 
                  РАБОТЕ В ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

     2.1. Значение общения в социальной сфере, функции и роль.

     Общение как универсальная форма жизнедеятельности  человека и способ человеческого бытия возникло в глубокой  древности вместе с появлением человека. Сущность и  специфика разных форм общения отражены в трудах многих  ученых, политиков, современных ученых и исследователей  прошлых лет. В русской истории различные формы общения  также получили свое развитие.

    Большой вклад в развитие форм и методов устного  общения внесли М.В.Ломоносов, Н.Г.Чернышевский,  самобытны такие формы общения как "хождение в народ". В  наше время общение определяется как универсальный  способ жизнедеятельности человека. Оно важно в любой  сфере человеческой деятельности. В социальной сфере  общение обретает особую значимость, здесь это главный  способ деятельности. В процессе общения происходит  рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие  индивидов, формируется общность чувств, настроений,  мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание.

    Условно общение можно разделить на два блока:

    1 -стихийное общение в процессе жизни человека

    2 -целенаправленный процесс, осуществляемый  специальными  
       учреждениями или отдельными  лицами и непосредственно в 
        социальной работе

Информация о работе Технология социальной работы