Технологии социальной работы с военнослужащими

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:22, доклад

Краткое описание

Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями различается в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контактному контингенту, составу военнослужащих, длительностью пребывания на военной, службе.

Файлы: 1 файл

Технологии социальной работы с военнослужащими.doc

— 56.50 Кб (Скачать)


Технологии социальной работы с военнослужащими

Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями различается в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контактному контингенту, составу военнослужащих, длительностью пребывания на военной, службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальные ограничения, которые имеются у солдат срочной службы и их семей (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от жены и ребенка, если таковой имеется) могут не распространяться на ряд солдат особых специальностей (музыканты, спортсмены), которые порой и живут в семье, и получают определенной вознаграждение за труд в период воинской службы. Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятиях, чтобы выработать привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы в постоянном окружении других людей.
Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы тех, кому оказывается помощь; скорректировать личностные установки клиентов, научив их правильно воспринимать принудительные стороны своей жизни; внести элементы социальной справедливости в рамки субординационных отношений, характерных для военной службы.
Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, в первую очередь социальная зашита военнослужащих является их функциональной обязанностью, ею занимаются также военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений. Однако строевые командиры, руководители любого ранга также должны держать эти вопросы в поле своего внимания, обеспечивая в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач – соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством; контроль за обеспечением таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу.
Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых проявлений того, что диктуется наличием неформальных систем отношений в Вооруженных Силах в рамках «дедовской» и «земляческой» статусных систем. К сожалению, в настоящих условиях не представляется возможным устранить полностью наличие этих уродливых явлений. Это задача, безусловно, выходящая за рамки только армии. Для ее решения требуется изменение морально-психологического климата в обществе, преодоление культа жестокости, столь распространенного в современных условиях, улучшение криминогенной обстановки. Необходимо предотвратить приход в Вооруженные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психиатрическими отклонениями. Повышение авторитета воинской службы в целом, офицеров в частности, также могло бы способствовать стабилизации проблемы неуставных взаимоотношений. Однако и в существующих условиях защите военнослужащих срочной службы способствовало бы улучшение социального контроля в воинских коллективах, создание более доверительных взаимоотношений между солдатам, младшими командирами и офицерами, неотвратимость наказания за каждый случай насильственного поведения одного из военнослужащих по отношению к другому. В этой связи безусловно необходимо покончить с практикой замалчивания преступлений против военнослужащих срочной службы; информирование военнослужащих об их правовом статусе, разъяснение механизма пользования этими правами, консультирование по поводу конкретных ситуаций и конфликтов также относится к социальной работе с военнослужащими.
Семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на облегчение их существования вплоть до возвращения кормильца. Так, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальных зарплаты. Социальный работник в первую очередь помогает в информировании семьи о наличии этих льгот и в обеспечении их доступности для членов семьи. К сожалению, поскольку эти пособия выплачиваются за счет средств местных бюджетов, встречаются случаи его длительной задержки. В этой ситуации семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная материнская семья, в связи с чем социальные работники должны оказывать содействие в трудоустройстве жены военнослужащего, если она в нем нуждается, в устройстве ребенка автономии в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.
Также и социальная работа с пенсионного возраста родителями (одиноким родителем) военнослужащих срочной службы сходна с социальной работой с другими пожилыми клиентами.
Возможно, в период частых вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих нуждаются особо в информировании о жизни и здоровье своих родственников, но организовать такую работу в состоянии только Министерство обороны РФ и другие министерства и ведомства, чьи служащие находятся в зоне боевых действий – учреждения социального обслуживания сделать это не в состоянии.
Основные социальные проблемы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, могут быть сходными, вне зависимости от того, к какому составу принадлежит военнослужащий-контрактник: офицерскому, прапорщикам, старшинам или солдатам.
Малообеспеченность обусловлена тем, что ставки оплаты труда невысоки и не соответствуют специфическим требованиям военной службы, часто задерживается выплата денежного содержания, которое является если не единственным, то, во всяком случае, основным источников средств существования для семьи. Отсутствие постоянного жилья приводит к тому, что нередко большие суммы приходится отдавать за аренду частного жилья. Жены военнослужащих имеют ограниченный выбор рабочих мест с низкой заработной платой, а возможность дополнительного заработка самих военнослужащих юридически запрещена законом, а фактически блокирована ненормированным рабочим днем, охватывающим практически сутки целиком.
Проблемы с образованием и воспитанием детей возникают из-за невозможности выбора мест обучения, неоднократной смены учебных заведений, отдаленности от культурных и академических центров. Перегруженность служебными обязанностям мешает контактам с детьми, препятствует участию в их воспитании. Нередки смысловые конфликты: дети не разделяют ценностных ориентации родителей. Низко оценивают их статус, относятся к ним как к неудачникам.
Проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи объясняются напряженностью и интенсивностью физических и психологических нагрузок в процессе несения службы, возможным воздействием радиации, вибрации, вредных излучений, агрессивных химических реагентов, однообразным некачественным питанием, неблагоприятными и экстремальными климатическими условиями в месте проживания. Кроме того, экономические трудности последнего времени сокращают возможности военно-медицинских учреждений по предоставлению квалифицированной специализированной медицинской помощи, обеспечению эффективными видами медикаментов; распад системы курортно-рекреационных учреждений, многие из которых остались за границами России, ухудшает возможности восстановления и поддержания здоровья военнослужащих.
Проблемы с жильем вызваны в первую очередь общим дефицитом жилого фонда в стране в целом, а в Вооруженных Силах -в особенности. Неподготовленный вывод частей из государств Европы и Прибалтики вынудил значительное количество семей военнослужащих жить в неприспособленных помещениях, лишенных основных современных удобств. Сокращение жилищного строительства в стране, его резкое удорожание привело к тому, что бесплатное получение квартиры, гарантированное законом ряду категорий военнослужащих, фактически откладывается на долгие годы. Ожидая ее, многие уволенные с военной службы лица не в состоянии освободить занимаемую ими служебную жилплощадь, так что вновь прибывшие военнослужащие и их семьи нередко годами снимают комнаты и квартиры за свой счет. Предназначенная для этих целей денежная компенсация покрывает лишь незначительную часть этой суммы, кроме того, имеют место также длительные задержки с ее выплатой.
Проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего объясняются тем, что рабочие места для женщин с высшим профессиональным образованием в месте службы мужа весьма ограничены, поэтому найти работу по специальности жене военнослужащего трудно. В отдаленных гарнизонах и закрытых военных городках рабочих мест не хватает вообще, что вынуждает жен военнослужащих оставаться без работы. Статус безработного и пособие по безработице, которое могут получать женщины в этой ситуации, не спасают положение, ибо не могут избавить семью от малообеспеченности. Поступление женщин по контракту на военную службу ограничено целым рядом препятствий, одно из которых – наличие ребенка в возрасте до 8 лет, а также немногочисленность самих вакансий для контрактников. К тому же, задержки выплат денежного довольствия этой категории военнослужащих усугубляют социальные проблемы семей. Поэтому для многих жен военнослужащих типичны утрата социального статуса, деквалификация и синдром «несостоявшейся карьеры , что приводит к психологическим проблемам у самой женщины и напряженности в семье.
В крупных населенных пунктах достаточно распространенной является ситуация многолетнего существования семьи военнослужащего в условиях отсутствия «прописки», что затрудняет устройство женщин на работу, обслуживание в учреждениях здравоохранения, занятие научной работой из-за недоступности библиотек и т.п.
Напряженность в семье военнослужащего может обусловливаться, помимо общих семейных проблем, целым рядом специфических факторов: разочарование и неуверенность, усталость от материальных лишений и частых переездов на необустроенные места; утомление мужа от трудной и напряженной службы и недовольство жены его слабым участием в семейной жизни и воспитании детей; ощущение нереализованное™ своих возможностей у жены военнослужащего; тревога за судьбу детей и неуверенность в будущем.
Такое состояние может усиливаться от ощущения вынужденности своего пребывания на военной службе, когда нет возможности или желания изменить свою жизнь, когда вероятное в будущем увольнение с военной службы страшит неизвестностью или влечет за собой утрату права на какие-то льготы – не секрет, что для значительной части лиц, несущих по контракту военную службу, это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилплощадь для семьи.
Проблемный комплекс военнослужащих, находящихся перед увольнением с военной службы и сразу после него, характеризуется серьезным социальным и психологическим кризисом, глубина которого зависит от длительности пребывания индивида на военной службе, его возраста и характерологического склада, вынужденного или добровольного ухода его с военной службы, степени решенности его социальных проблем (наличия квартиры, подходящей гражданской специальности, устроенности детей и т.д.).
Непредсказуемость и стохастичность отношений среди гражданских лиц мысленно противопоставляется четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людьми не всегда оказываются применимыми в условиях коллектива штатских. Кроме того, военнослужащие, личности которых формировались в рамках планово-распределительной системы, с трудом воспринимают закономерности рыночных отношений, тем более эксцессы дикого рынка. Обычный для мужчин личностный кризис, вызванный выходом на пенсию, нередко переживается увольняемыми с военной службы глубже и болезненнее.
В задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, входит социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с правами и возможностями лиц, несущих военную службу, увольняемых военнослужащих и членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует их восстановлению. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные в разрешении конфликта.
Важную роль играет социально-педагогическая помощь семьям и детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции, направленной на ликвидацию трудностей в обучении, устранение воспитательных дефектов, социальную реадаптацию проблемных детей и подростков. Немалый воспитательный потенциал военной педагогики может быть применен для того, чтобы через систему детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков возродить у подростков представление о высоком социальном статусе воинской службы, уважение к труду судьбе родителей.
Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах – обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Сами по себе факторы военной службы бывают достаточно трудны и неблагоприятны, но нередко они отягощаются плохой организацией быта, невниманием к условиям работы и проживания военнослужащих, антропогенным загрязнением окружающей среды, которое могло бы было быть предотвращено или которое может быть устранено. Деятельность по устранению этих негативных факторов, по улучшению условий труда и быта военнослужащих несомненно будет способствовать повышению возможностей их трудоспособности и способностей к социальному функционированию.
Развитие социальных коммуникаций, ликвидация напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов, особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, на долгий срок оторванных от широких социальных контактов, на судах Военно-морского флота, совершающих длительные плавания, составляет одну из важных функций социальной работы. Здесь применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам. Важны также возможности личностной диагностики психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.
Технологии психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции вообще относятся к наиболее распространенным в работе с большими группами, к которым, безусловно, относится социальная работа с военнослужащими. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или безопасное отреагирование негативных необходимы в условиях постоянного пребывания в недобровольно избранном коллективе. Здесь нужно учить людей смягчать отрицательные проявления характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать возникающие проблемы на доконфликтной стадии. Большое значение имеют здесь аутотренинговые методики, при помощи которых военнослужащие могут научиться управлять своим самочувствием, выражением своих эмоций, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Проведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, с созданием групп самопомощи и взаимоподдержки.
Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей может внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выступить тут в роли консультантов и менеджеров, посредников контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями, предприятиями, которые могут нуждаться в их услугах или результатах труда.
Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания далеко от больших городов наличие такой службы будет являться единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи. Если в городах, где работают центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно о экономическим или иным соображениям, необходимо, чтобы специалисты центров получали дополнительную подготовку в области проблем военнослужащих и их семей, без чего оказание им квалифицированной помощи будет невозможно.
Специфический раздел деятельности социального работника в Вооруженных силах – подготовка военнослужащих к жизни после увольнения с военной службы; обучение и переобучение военнослужащих и их жен гражданским профессиям, имеющим применение на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, которые способны смягчить страх перед неизбежным изменением образа жизни, научиться положительно реагировать на него.
Культурно-досуговая деятельность играет в Вооруженных Силах весьма важную роль, возможно, превосходящую ее роль в других сферах жизнедеятельности. Это не только область рекреации, восстановления утраченных сил, но реализация возможности сплочения коллектива, нарушение монотонии воинской действительности, сфера проявления свободы в предельно зарегулированных условиях. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, организует- возможности более широкого приобщения к ней всех желающих, наблюдает за обеспечением оборудованием и инвентарем для социально-культурной активности.

Литература:
1. Закон «О воинской обязанности и военной службе».
2. Закон «О статусе военнослужащих».
3. Закон «Об обороне».
4. Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».
5. Закон «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».
6. Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
7. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной защите военнослужащих и членов их семей»
8. Афганистан в нашей судьбе. М., 1989;
9. «Дедовщина» в армии //Сборник социологических материалов / Под ред. С.А.Белановского. М., 1991;
Ю.Профориентаця и социальная поддержка военнослужащих, уволенных в запас / Под ред. И.В.Стазаевой. Саратов, 1995.
11 .Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
12.Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и иных граждан Российской Федерации //Сборник нормативных актов и образцов документов. СПб.1994.

 



Информация о работе Технологии социальной работы с военнослужащими