Технология социальной работы с военнослужащими, гражданами уволенными с военной службы, и членами их семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы- изучить сущность социальной работы с военнослужащими, гражданами уволенными с военной службы, и членами их семей, на основе проведенного анализа выявить пути совершенствования применения данного инструмента.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
1. рассмотреть сущность социальной работы с военнослужащими;
2. проанализировать нормативно-правовую базу;
3. выявить проблемы и недостатки в организации и проведении социальной работы.
4. на основе проведенной работы сделать выводы о роли социальной работы с военнослужащими и возможности повышения её эффективности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 5
1.1 Становление социальной помощи воинам в условиях единого Российского государства 5
1.2 Специфика социальных проблем военнослужащих 10
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 18
2.1 Организация работы по социальной защите военнослужащих и членов их семей 18
2.2 Ожидаемые социально-экономические результаты 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ: Мероприятия государственной программы "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы 28

Файлы: 1 файл

К.р. поТехнологии социальной работы Ильин.doc

— 366.00 Кб (Скачать)


2

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный социальный университет

Факультет социальной работы педагогики и ювенологии

 

Кафедра: «Социальных технологий»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Технология социальной работы»

 

на тему: « Технология социальной работы с военнослужащими, гражданами уволенными с военной службы, и членами их семей»

 

 

 

Выполнил студент СРБ-3с 5-2-3

Ильин Сергей Александрович

Руководитель:________________

________________

 

 

 

 

 

Москва 2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

 

ГЛАВА I. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.                               5

1.1 Становление социальной помощи воинам в условиях  единого                          Российского государства                                                                                                                              5

1.2 Специфика социальных проблем военнослужащих                                                            10

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ                                                                                                                        18

2.1 Организация работы по социальной защите  военнослужащих и членов их семей                                                                                                                 18

2.2 Ожидаемые социально-экономические результаты                                                                                           24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                                    26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                                27

ПРИЛОЖЕНИЕ: Мероприятия государственной программы "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы                                                                            28


ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе Вооруженных сил, обусловили необходимость усиления социально-экономической защищенности военнослужащих.

Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют ответственные функции, возложенные на них государством и обществом и, как все люди, нуждаются в жилье, услугах, в предметах обустройства быта, все, что необходимо им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказываются на полноте выполняемых обязанностей.

Сложные политические события, перерастающие порой в вооруженные конфликты, недальновидные политические решения, приводящие военнослужащих и членов их семей к лишению самого необходимого для существования, приводят к трудно разрешимым проблемам, которые обостряются с резким сокращением численности Вооруженных Сил.

Задача социальной работы с военнослужащими - решение проблем защищенности военнослужащих путем комплексного взаимодействия всех факторов, обеспечивающих нормальные условия для повседневной жизнедеятельности и качественного выполнения возложенных на них специфических задач.

Предмет – законодательная база (в настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены конституцией РФ[1] пакетом законов[2], юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей), а также практическая реализация социальной политики с трудностями по некоторым направлениям, несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие решения. Сюда следует отнести: обеспечение жильем, трудоустройство увольняемых военнослужащих и членов их семей.

Объект - военнослужащие, граждане уволенными с военной службы, и члены их семей.

Цель курсовой работы- изучить сущность социальной работы с военнослужащими, гражданами  уволенными с военной службы, и членами их семей, на основе проведенного анализа выявить пути совершенствования применения данного инструмента.

В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:

1. рассмотреть сущность социальной работы с военнослужащими;

2. проанализировать нормативно-правовую базу;

3. выявить проблемы и недостатки в организации и проведении социальной работы.

4. на основе проведенной работы сделать выводы о роли социальной работы с военнослужащими и возможности повышения её эффективности.

Источниками для написания данной курсовой работы являются конституция, федеральные законы, приказы, постановления и положения Министерства социальной защиты населения РФ, а также учебные пособия и периодические издания.


ГЛАВА I. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Становление социальной помощи воинам в условиях единого Российского государства

Многовековое прошлое нашей страны убедительно свидетельствует, что через всю историю России красной нитью проходит традиция всенародного «попечения» о «воинах», «служивых людях», глубокое уважение к профессии «защитника Отечества». Российское государство проявляло постоянную заботу о высоком общественном статусе достойном уровне жизни военнослужащих. Среди государственных мер социальной поддержки военных были относительно более высокое жалованье, законодательно закрепленные возможности успешного продвижения по службе за выслугу лет и отличия, целый ряд социальных льгот, определенные привилегии в общественном положении, государственное страхование жизни и здоровья, гарантированное пенсионное обеспечение по ранению, болезни, ста­рости. Правительство российского государства рассматривало военную службу как особый вид государственной службы. Особенности заключались в том, что, выполняя обязанности по защите Отечества, военнослужащие рискуют своей жизнью. Их деятельность, уклад жизни и быта детально регламентированы, на них возлагается повышенная юридическая ответственность за несение воинских обязанностей, они ограничиваются в политических, социально-экономических и других правах. В связи с этим Российское государство принимало меры по известной компенсации частично или полностью отчужденных у военнослужащих прав посредством создания специальных гарантий, которые обеспечивали благоприятные условия службы, достойный уровень удовлетворения материальных и духовных интересов, соответствующее социальное обеспечение.

Прослеживая изменения оснований для систем социального распределения, русский социолог П. Сорокин заметил, что на определенном этапе исторического развития древних государств каста жрецов уступает в своем социальном статусе представителям военных защитников государства. Поэтому лозунг «каждому по заслугам» получает формулу: «каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы и участия в управлении». Со­ответственно росту социальной роли военных, писал П. Сорокин, «росли и их привилегии».

Российское государство не избежало этой тенденции всемирно-исторического характера. Как и другие государства с учетом общественной важности, степени сложности и ответственности военной службы, оно разрабатывало политику социальной защиты военнослужащих, накопило в этой области значительный опыт, который представляет интерес для всех, кто изучает историю социальной работы в России.

Документальные сведения об участии государства в судьбах воинов, пострадавших на войне, относятся к XVII веку. Из этих документов следует, что уходящие в отставку «служилые люди» в зависимости от сословной принадлежности, ратных заслуг и срока службы Государю пользовались различными формами социальной поддержки со стороны государства. Уже в то время стал формироваться такой вид помощи раненым в битвах, как их трудоустройство или «кормление» посредством назначения на различные административные должности при условий, что состояние здоровья позволяло им выполнять свои служебные обязанности.

Другой формой социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление «прожиточного поместья» или «прибавки» к поместьям.

В отдельных случаях в силу тяжести ранения в царствование Алексея Михайловича и Федора Алексеевича могло назначаться денежное жалованье до конца жизни, что было прообразом будущей государственной пенсии. Наконец, распространенным видом социального призрения в XVIII в. стало пожизненное «пропитание до веку живота», т. е. содержание за счет общественной и частной благотворительности. Неимущие воины, в том числе безземельные дворяне и простые ратники из низших слоев общества, не способные существовать без посторонней помощи ввиду тяжести ранения или старости, помещали в монастырские или воинские богадельни. Специальные приюты для раненных воинов начали функционировать в 1606-1612 гг. при Троице Сергиевом монастыре. В 1665 г. богадельни для престарелых и раненных воинов были построены в Москве.

Для офицеров армии и флота главным источником удов­летворения потребностей было жалованье. И хотя их жалованье во времена Александра II удвоилось и утроилось, оно значительно отставало от стоимости жизни. Не случайно в царствование Николая I правительство нашло, что оклады недостаточны и 6 декабря 1838 г. утвердило новую Табель жалованья. В целом по сравнению с 1816 г. жалованье младшим офицерам было увеличено до 80%, а старшим офицерам до 7%. Кроме того, во время корпусных сбо­ров и караулов им стали выдавать суточные порционные на питание.

При Петре I средства на жалованье офицерскому и рядовому составу, обеспечение армии продовольствием и фуражом собирались с населения. В этих целях каждой гу­бернии приписывались отдельное количество полков пехо­ты и кавалерии.

Наряду с жалованьем офицеры пользовались рядом социальных льгот. Им гарантировалось обеспечение жильем.. Служившие в отдаленных местностях, получали социальную поддержку в виде денежных пособий на воспитание детей до 13 и до 17 лет, а также на их обучение в низших, средних и высших учебных заведениях.

В целом, в сравнении с доходами других социальных групп населения, денежное содержание офицеров российской армии было высоким, что позволяло до середины XIX в. относить офицерский корпус к высшему классу, а в конце XIX в. –  к среднему классу общества.

В царствование Петра I призрение военнослужащих стало адресным. Социальной помощью государства стали пользоваться главным образом те офицеры и рядовые, которые находились в тяжелом материальном положении, не имели собственного крова, не могли рассчитывать на поддержку со стороны родственников.

В то же время в области призрения Петр I продолжил многие полезные начинания прежних государей. Его правительство стремилось «пристроить» увечных, раненых и престарелых воинов таким образом, чтобы они имели источник существования.

Послепетровские правительства продолжили практику трудоуройства отставных военнослужащих, способных по состоянию здоровья заниматься каким-либо трудом.

Вместе с призрением раненых, больных и инвалидов государство не оставляло без специального обеспечения «служилых людей», которые честно выполняли воинский долг и посвятили свою жизнь службе в вооруженных силах. Военные в России относились к тем немногим категориям служащих, которые пользовались правом получения государственной пенсии за выслугу лет.

В XIX в. государственные пенсии стали ведущей формой социального обеспечения военнослужащих. На основе общего пенсионного устава право на получение государственной пенсии предоставлялось прежде всего офицерам и чиновникам военного ведомства по нормативам, единым всех государственных служащих. Соответствующие пенсии получали офицеры и чиновники, прослужившие от 10 до 20 лет, от 20 до 30 лет и от 30 до 35 лет.

Социальное призрение военнослужащих включало пра­вительственные меры по оказанию помощи семьям «слу­живых людей».

Практика социальной помощи вдовам и детям погиб­ших обогащалась и развивалась в петровское и в послепет­ровское время. В 1720 г. Петр I утвердил положение, со­гласно которому вдовам убитых и умерших воинов уста­навливалось пособие в размере восьмой части годового жалованья мужа, а детям – в размере двенадцатой части.

В эпоху Александра I попечение о вдовах и сиротах военнослужащих умерших от ран, взял на себя Комитет по призрению раненых. Комитетом практиковались такие формы призрения вдов и сирот, как назначение пенсий из инвалидного капитала и ходатайствования о них в военное министерство, выделение единовременных денежных пособий, определение сирот в учебные заведения.

Примечательно, что довольно рано военное ведомство и сама армия стали брать на себя призрение части сирот военнослужащих. По петровским указам 1719 и 1721 гг. в гарнизонах создавались школы, где за счет армейского бюджета содержались и учились дети погибших «всякого чина» вплоть до офицерских детей недворянского сословия.

Информация о работе Технология социальной работы с военнослужащими, гражданами уволенными с военной службы, и членами их семей