Технология социальной работы с военнослужащими, гражданами уволенными с военной службы, и членами их семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы- изучить сущность социальной работы с военнослужащими, гражданами уволенными с военной службы, и членами их семей, на основе проведенного анализа выявить пути совершенствования применения данного инструмента.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
1. рассмотреть сущность социальной работы с военнослужащими;
2. проанализировать нормативно-правовую базу;
3. выявить проблемы и недостатки в организации и проведении социальной работы.
4. на основе проведенной работы сделать выводы о роли социальной работы с военнослужащими и возможности повышения её эффективности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 5
1.1 Становление социальной помощи воинам в условиях единого Российского государства 5
1.2 Специфика социальных проблем военнослужащих 10
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 18
2.1 Организация работы по социальной защите военнослужащих и членов их семей 18
2.2 Ожидаемые социально-экономические результаты 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ: Мероприятия государственной программы "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы 28

Файлы: 1 файл

К.р. поТехнологии социальной работы Ильин.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

Итак, исторический опыт организации социальной защиты военнослужащих России многогранен и противоречив. Он включал в себя систему мер, предусматривавшую высокий общественный статус, достойное материальное содержание профессионального ядра Вооруженных сил, создание законодательных основ карьерного движения, установление социальных льгот, гарантированное призрение за счет государства по инвалидности и старости, государ­ственное пенсионное обеспечение. Однако оценка этого опы­та не может быть однозначно положительной. Реальное положение военнослужащих досоветской России свидетель­ствует об их недостаточной социальной защищенности, что было связано с всевластием высшего командного состава, делением воинского состава на сословные группы с соот­ветствующими привилегиями для одних и ограничениями для других. Законы дореволюционной России лишали офи­церов и других военнослужащих права на государственную пенсию за проступки по службе, пребывание под судом, дисциплинарное взыскание с занесением в послужной спи­сок, отрицательные аттестации исполнения служебных обя­занностей, причисление к «политически неблагонадежным». Изучая, этот богатый и в то же время неоднозначный опыт в контексте современных проблем социальной защи­ты военнослужащих, важно творчески использовать остав­ленные нам предшествующими поколениями добрые тра­диции заботы государства и общества о защитниках Отече­ства и извлекать соответствующие уроки из тех элементов организации призрения воинов, которые не выдержали суда истории.

1.2 Специфика социальных проблем военнослужащих

 

Социальная работа - это оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военно­служащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельст­вах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здо­ровья находится под неусыпным профессиональным наблюдени­ем, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наибо­лее уважаемых социальных институтов, обладают высоким соци­альным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

Однако сама специфика профессиональной деятельности, свя­занной с воинской службой, содержит в себе определенные объек­тивные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для воо­руженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Российской Федерации обусловли­вают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые в соответствии с действующим законодательством уста­навливают статус определяемых явлений.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужа­щим и имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба -- особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (погра­ничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорож­ные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), ор­ганах внешней разведки и федеральных органах государственной безо­пасности (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Для проходящих военную службу устанавливаются составы во­еннослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; пра­порщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно – состояние здоровья, семейные обстоятель­ства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в из­вестной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.

Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат
и матросов, сержантов и старшин) или по контракту – для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимуще­ственно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.              .

Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на ос­вобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

      признанные негодными или ограниченно годными по состоя­нию здоровья;

      проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;

      прошедшие военную службу в вооруженных силах другого го­сударства;

      имеющие неснятую или непогашенную судимость за соверше­ние тяжкого преступления;

      гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Некоторым категориям призывников устанавливается отсроч­ка от призыва (например, на время обучения на дневном отделе­нии высшего учебного заведения и в других случаях), условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодатель­ными органами и могут изменяться.

Сроки военной службы по призыву устанавливаются законода­телем, для проходящих военную службу по контракту – контрактом.

Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возло­женными на них обязанностями по вооруженной защите государст­ва, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это опре­деляет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура являет­ся жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсужда­ются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, про­ходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию не­благоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства,  постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащи­ми, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты.

Все проблемы и кризисы российского общества находят от­ражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серь­езными соматическими или психическими заболеваниями (с дру­гой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным, белково-витаминным дефицитом приво­дят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масшта­бов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

Одна из острых проблем современных российских Вооружен­ных Сил –  наличие нескольких статусных систем в ее рядах:

      офи­циальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, оп­ределяемая общим законодательством и ведомственными докумен­тами (уставами, инструкциями и т.д.);

      «дедовская» система, т.е. не­формальный, но, тем не менее, широко распространенный при­оритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угне­тение, унижение новобранцев;

      «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке.

Наличие несколь­ких статусных систем является отражением характерной для совре­менного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных сис­тем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, рас­пространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обу­словлено «неформальными» отношениями в воинских коллекти­вах, но и среди офицеров.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотиз­ма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсут­ствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризи­са многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового ук­лонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправдан­ной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно доб­ровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие га­рантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех ка­тегорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности – все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.

Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без пре­доставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода – между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действи­тельности.

Особую группу составляют проблемы участников войн и воо­руженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-пер­вых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие пол­ностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и соци­альных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у госу­дарства в настоящее время не хватает ресурсов. Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются но­сителями так называемого «посттравматического стрессового син­дрома». Впервые подобное состояние было диагностировано у амери­канских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии – у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его ос­новные симптомы: слабость психики, при которой незначи­тельные проблемы воспринимаются как непреодолимые пре­пятствия, толкающие людей на проявление агрессии или са­моубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остал­ся жив), негативное или пренебрежительное отношение к со­циальным институтам, причем такие явления со временем не исчезают. Психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину боль­ше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со сред­ними показателями по стране.

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн ока­зывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил общественного при­знания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здо­ровье, не имеют должного социального обеспечения. Напри­мер, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС – это серьезная социальная проблема. Ее решение может быть толь­ко комплексным: принятие социальных мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской служ­бы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологической поддержки, изме­нение отношения общества к лицам, которые выполняли свой долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и под­держки.

Семьи военнослужащих испытывают на себе все проблемы, характер­ные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его зара­ботка – нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени  его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат не­редко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей ка­ждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Су­ществование в условиях военного городка, отгороженного от внеш­него мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

Еще одна проблема семьи военнослужащего – малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимо­сти жизни, тем более от специфических потребностей существо­вания в условиях воинской службы, а дополнительный заработок; запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут} устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

Информация о работе Технология социальной работы с военнослужащими, гражданами уволенными с военной службы, и членами их семей