Технология социальной работы с военнослужащими, гражданами уволенными с военной службы, и членами их семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы- изучить сущность социальной работы с военнослужащими, гражданами уволенными с военной службы, и членами их семей, на основе проведенного анализа выявить пути совершенствования применения данного инструмента.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
1. рассмотреть сущность социальной работы с военнослужащими;
2. проанализировать нормативно-правовую базу;
3. выявить проблемы и недостатки в организации и проведении социальной работы.
4. на основе проведенной работы сделать выводы о роли социальной работы с военнослужащими и возможности повышения её эффективности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 5
1.1 Становление социальной помощи воинам в условиях единого Российского государства 5
1.2 Специфика социальных проблем военнослужащих 10
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 18
2.1 Организация работы по социальной защите военнослужащих и членов их семей 18
2.2 Ожидаемые социально-экономические результаты 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ: Мероприятия государственной программы "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы 28

Файлы: 1 файл

К.р. поТехнологии социальной работы Ильин.doc

— 366.00 Кб (Скачать)


ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

2.1 Организация работы по социальной защите  военнослужащих и членов их семей

Технологии социальной работы с военнослужащими и их семь­ями различаются в зависимости от характера и глубины их соци­альных проблем, что в значительной степени определяется при­надлежностью к призывному или контрактному контингенту, оп­ределенному составу военнослужащих, длительностью их пребыва­ния на военной службе.

Так, безусловно, материальные трудности и социальные огра­ничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семь­ями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специ­альностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы.

Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведе­нии воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в доста­точно монотонных условиях военной службы, в постоянном окру­жении одних и тех же людей.

Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военно­служащих, скорректировать их личностные установки, научив тер­пимо относиться к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отно­шения, характерные для военной службы.

Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязан­ностью только заместителей командиров по работе с личным со­ставом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны зани­маться социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учрежде­ний. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач – соблюдение всех прав и льгот, которые по­ложены военнослужащим в соответствии с действующим законо­дательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, ко­торые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несу­щих военную службу.

Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых про­явлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках «дедовской» и «земляческой» статусных систем.

К сожалению, в настоящих условиях не представляется воз­можным полностью устранить эти уродливые явления – тре­буется изменить морально-психологический климат в общест­ве, преодолеть столь распространенный культ жестокости, сни­зить степень криминогенности, предотвратить приход в Воору­женные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом и офицеров в частности. Однако и в существующих условиях можно предпринять по­пытки защитить военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младши­ми командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи без­условно необходимо покончить с практикой замалчивания пре­ступлений против военнослужащих срочной службы, инфор­мировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуаций и конфликтов. Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на об­легчение их существования вплоть до возвращения из армии кор­мильца (например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), соци­альный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно – в этом случае семье воен­нослужащего срочной службы может быть оказана адресная соци­альная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денеж­ных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудо­устройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Социальная работа с родителями пенсионного возраста воен­нослужащих срочной службы аналогична социальной работе с дру­гими пожилыми клиентами.

Разумеется, в период вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье своих родственников, но организовать такую ра­боту в состоянии только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых нахо­дятся в зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания.

Основные социальные проблемы военнослужащих-контракт­ников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными:

      малообеспеченность;             

      проблемы с образованием и воспитанием детей;

      проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;

      проблемы с жильем;

      проблемы с работой и социальным положением жены военно­служащего.

Напряженность в семье военнослужащего может обусловли­ваться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов: неуверенность в будущем, уста­лость от материальных лишений и частых переездов на необустроенные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей и др.

Такое состояние может усугубляться невозможностью изменять свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной части воен­нослужащих-контрактников военная служба – это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилпло­щадь для семьи).

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с воен­ной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длитель­ности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с воен­ной службы, степени решенности их социальных проблем.

Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определеннос­ти военной службы; навыки директивного обращения с людь­ми не всегда оказываются применимыми в гражданских усло­виях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти при­менение своим способностям в условиях рыночных отноше­ний, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, социальное и юридическое консультиро­вание по всем вопросам, связанным с их правами и возможностя­ми до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанция­ми, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офи­цер, осуществляющий социальную работу, направляет информа­цию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановле­нию прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетент­ные разрешить конфликт.

Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система дет­ских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном ста­тусе воинской службы, уважение к труду родителей.

Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах – обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий тру­да и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязне­ния окружающей среды, несомненно, будет способствовать повы­шению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

Одна из важных функций социальной работы – развитие со­циальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологи­ческие процедуры, технологии посредничества, методы группо­вой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обуче­ние коммуникативным навыкам, выявление психологической со­вместимости или несовместимости индивидов для комплектова­ния наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов. Технологии психологического тренинга, психотерапии, и пси­хокоррекции наиболее распространены в работе с больши­ми группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологиче­ских реакций и подавление или сглаживание негативных ре­акций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать от­рицательные черты своего характера, практиковать аттрак­тивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует воз­можную агрессию со стороны окружающих, разрешать про­блемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоция­ми, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Прове­дение такой работы возможно также в форме групповой те­рапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимо­поддержки.

Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, органи­зация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, раз­витие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединении жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами
и учреждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, пре­дотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значе­ние имеет развитие специальной системы семейного консультиро­вания и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военно­служащих нецелесообразно по экономическим или иным со­ображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи.

Специфическими задачами социального работника в Воору­женных Силах являются обучение и переобучение уволенных во­еннослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориента­ция и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному измене­нию образа жизни.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, воз­можно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жиз­недеятельности, Она предоставляет возможность не только рекреа­ции, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более ши­рокому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответ­ствующим оборудованием и инвентарем.

В рамках выполнения мероприятий государственной программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей на 2002-2005 годы» утвержден Перечень образовательных учреждений, на базе которых реализуется совместная программа Минобороны РФ и Общероссийского национального военного фонда по профессиональной переподготовке военнослужащих. Обучение проводится в соответствии с Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» без взимания платы за обучение.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 года № 922 «Об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти (далее военнослужащие) жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами» осуществление соответствующих выплат возложено на органы социальной защиты населения.

 

2.2 Ожидаемые социально-экономические результаты

      Создание сети учреждений социального обслуживания военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы.

      Повышение уровня жизни граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

      Социальная адаптация и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

      Социальная помощь и материальная поддержка членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в Афганистане или при исполнении обязанностей военной службы в военное время.

      Снижение социальной напряженности в военных городках и в местах компактного проживания граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

      Осуществление профессиональной ежегодной переподготовки по гражданским специальностям.

      Привлечение граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей в малое предпринимательство.

      Создание ежегодно новых рабочих мест для граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей.

      Улучшение жилищных условий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.


      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

                 Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.

Перечисленные основные проблемы социальной защищенности не исключают наличия других проблем, воздействие которых на военнослужащих в определенные периоды времени могут быть значительными.

Проявляя заботу о военнослужащих необходимо исходить из того, что это одна из категорий трудовых ресурсов, которая обязана выполнять свои функциональные обязанности, жертвуя, если понадобится, жизнью

                 Для того чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить социологические исследования проблем. Для систематизации информации создать единый банк данных по району.

                 Понимая необходимость совершенствования системы социального обслуживания и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две задачи – изыскание  дополнительных средств  на оказание социальной помощи и внедрение новых форм и методов обслуживания.

              Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепить материально-техническую базу социальных служб.

Информация о работе Технология социальной работы с военнослужащими, гражданами уволенными с военной службы, и членами их семей