Технология социальной работы с мигрантам

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Одной из характерных особенностей современного общества и современного мира является значительное повышение степени «открытости» как социальных, так и территориальных структур. Это явление влечёт за собой большой спектр возможных последствий, одно из которых – различные по своим масштабам, интенсивности, направлениям и темпам миграционные потоки. Сегодня миграция стала одной из важнейших черт общественной жизни и одним из оснований для возникновения, существования и обострения многих социальных и личностных проблем.

Оглавление

Введение………………………………………..3
Мигранты – объект технологизации………….3
Цели, задачи работы……………………………8
Этапы и направления работы…………………..9
Специфические формы и методы……………..12
Заключение……………………………………..12
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа мигранты.docx

— 33.66 Кб (Скачать)

 

 

 

Контрольная работа

по предмету: «Технология социальной работы»

на тему:

 «Технология социальной работы с мигрантам».

 

 

 

 

План

  1. Введение………………………………………..3
  2. Мигранты – объект технологизации………….3
  3. Цели, задачи работы……………………………8
  4. Этапы и направления работы…………………..9
  5. Специфические формы и методы……………..12
  6. Заключение……………………………………..12
  7. Список литературы…………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из характерных особенностей современного общества и современного мира является значительное повышение степени «открытости» как социальных, так и территориальных структур. Это явление влечёт за собой большой спектр возможных последствий, одно из которых – различные по своим масштабам, интенсивности, направлениям и темпам миграционные потоки. Сегодня миграция стала одной из важнейших черт общественной жизни и одним из оснований для возникновения, существования и обострения многих социальных и личностных проблем.

Мигранты –  объект технологизации

 

Миграция - это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных административно – территориальных образований и государств, в целях временного или постоянного изменения места жительства(4,9).

 Миграционный процесс – это перемещение, переселение людей, 
связанное с изменением места пребывания и проживания сроком не менее чем на шесть месяцев (5,12). Такие перемещения могут быть следствием разнообразных причин, как социального характера (войны и притеснения по каким-либо признакам и основаниям), так и природного (стихийные бедствия) и осуществляться в не менее разнообразных границах. 
Будет ошибкой рассматривать миграцию как явление, которое свойственно 
только современному обществу. Примеры более чем масштабных миграционных процессов можно найти в истории многих стран и народов: исход евреев из Древнего Египта, Великое переселение народов, происходившее на европейском континенте в VIII-IX веках и сформировавшее во многом этническую карту современной Европы, потоки эмигрантов и беженцев, явившихся следствием войн и революций в ХХ веке. В современных исследованиях принято выделять и анализировать следующие типы миграции: 
     1.По направлению миграционных перемещений: 
- эпизодическая, разовая миграция. Например, поездка в другой регион для получения образования, на лечение и т.п.; 
- маятниковая миграция, т.е., перемещение людей по относительно стабильным маршрутам, предполагающее возвращение на прежнее место жительства. Например, перемещение больших масс людей в южные и западные регионы страны летом и столь же массовое возвращение обратно осенью; 
- сезонная миграция, перемещение людей в определённых направлениях, 
связанное с необходимостью или желанием участвовать в каком-либо сезонном виде деятельности.  Например, участие в рыбной путине, уборке урожая ит.п. 
     2.По возможностям возвращения на прежнее место жительства: 
- возвратная миграция, с необходимостью предполагающая возвращение 
людей на прежнее, постоянное место проживания. Например, все рассмотренные выше виды миграционных процессов; 
- безвозвратная миграция, связанная с окончательным изменением места 
пребывания и проживания человека или группы людей. 
    3.Поотношению людей к процессам перемещения: 
- добровольная миграция, перемещения людей на новое место пребывания 
по собственной воле, по собственному желанию. Например, участие в освоении новых территорий, переезд на новое место жительства; 
- вынужденная миграция, процессы перемещения людей по собственной 
воле, но против собственного желания, это ситуация, когда человек понимает, что ему необходимо оставить место своего прежнего проживания, т.к. дальнейшее пребывание здесь невозможно по независящим от него обстоятельствам(стихийное бедствие и вооружённый конфликт); 
- принудительная миграция, или перемещение людей под давлением, по 
приказу или под угрозой (насильственная депортация, вывоз в другую страну или регион, насильственное переселение или изгнание). 
    4.Постепени управляемости миграционных процессов: 
- организованная миграция, миграционные процессы, которые осуществляются при участии государственных, общественных и других учреждений и организаций. Например, организация массового притока населения в какие-либо регионы; 
- неорганизованная, стихийная миграция, которая осуществляется силами самих мигрантов. Например, бегство от какой-либо опасности (война, стихийное бедствие). 
    5.По отношению к государственным или региональным границам: 
- внутренняя миграция, которая осуществляется в пределах одной страны или одного региона, например, поездка на учёбу; 
- внешняя миграция, осуществляется за пределы государственных или региональных границ, например, переезд на постоянное место жительства в другой регион и за границу.

   Мигранты – это люди, которые в большей или меньшей степени попадают в ситуацию маргинализации в силу потери своих «территориальных корней»(5,24). Привязанность к определенному месту пребывания оказывает влияние на соматическое и психическое здоровье человека, его этику, чувство хозяина, восприятие природы, а также внутреннего пространства (чувство дома). Приведенная цитата из Всеобщей Декларации прав человека как раз и характеризует социальные естественно-антропологические права. Таким образом, мигранты – это люди, которые или добровольно, или вынужденно изменяют (теряют) прежнюю территориальность, что влечет за собой, как правило, временное или постоянное «поражение» многих из перечисленных прав человека. (4,16). Дело не только в том, что могут резко ухудшаться жилищные и материальные условия человека. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека: из одной природной и социальной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая множество естественно-антропологических связей и искусственно создавая такие связи на новом месте. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами, потерпевшими «поражение» в социальных естественно-антропологических правах. Причинами, побуждающими или вынуждающими людей втягиваться в 
процессы перемещений по территориям, могут быть явления и факторы разного порядка. Чаще всего, к основным причинам миграции относят следующие: 
- социально-экономические (поиск рабочих мест, возможностей для само- 
реализации, получения образования, вступление в брак и т.п.); 
- политические (преследование по политическим мотивам, политический 
протест, стремление к распространению своих политических взглядов и принципов); 
- этнические (этническая рознь, угнетение и преследование по этническим 
признакам, стремление к этническому воссоединению); 
- религиозные (религиозная нетерпимость и рознь, религиозное паломничество); 
- военные (военные действия на определённой территории и желание людей избежать их возможных последствий); 
- экологические (неблагоприятные природные условия региона, экологические катастрофы и т.п.).

Рассматривая внутреннюю структуру такой социальной общности, как мигранты, необходимо анализировать  её по таким основаниям как, во-первых, по направлениям перемещения людей и, во-вторых, по причинам, которые вынудили их к перемещению. 
    По первому основанию можно выделить такие категории мигрантов как 
эмигранты (выезжающие из страны)(4,18) и иммигранты (въезжающие в страну)(4,19). В этих случаях возникающие проблемы, в основном, носят менее острый характер, так как человек, сознательно принимая решение о въезде или выезде из страны, рассчитывает на определённую поддержку (наличие приглашения на работу или на учёбу, наличие родственников или друзей, у которых можно найти пристанище и т.п.). Безусловно, проблемы возникают и здесь, но, одновременно, имеется и определённая основа для их скорейшего решения. 
    По второму основанию выделяются беженцы и вынужденные переселенцы. Именно эти люди нуждаются в социальной поддержке и помощи со стороны государства и общества, в которое 
они попадают. Для того, чтобы такая помощь была организована как можно более эффективно, необходимо учитывать следующие обстоятельства. 
Согласно Конвенции ООН о статусе беженцев, беженцы – это мигранты, 
которые были вынуждены покинуть свою страну из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по каким-либо причинам (расовым, религиозным, политическим, за принадлежность к какой-либо группе или организации). Иначе говоря, согласно основополагающему международно-правовому акту, направленному на защиту прав мигрантов, беженец – это иностранец, прибывший в чужую страну. Такая же категория мигрантов, но уже внутри страны считается перемещёнными лицами или вынужденными переселенцами. Эти категории мигрантов нуждаются в том, чтобы необходимые им социальная поддержка и помощь были оказаны как можно быстрее. Поэтому, социальная работа с мигрантами – это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочной или экстренной социальной помощи. Основным способом решения социальных проблем мигрантов и регулирования миграционных потоков на территории Российской федерации является миграционная политика, представляющая собой совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов

Цели и задачи работы

Основными задачами государственной  миграционной политики являются:

· защита прав и интересов  мигрантов;

· развитие системы иммиграционного  контроля;

· соблюдение государственных  интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий;

· регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов  и климатических особенностей мест расселения;

· создание условий для  приема и размещения мигрантов, стимулирующих  их активное участие в процессе адаптации  к существующему социально-экономическому положению.

Исходя из поставленных задач  государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

· стимулирование рационального  территориального распределения потоков  вынужденных мигрантов;

· недопустимость дискриминации  мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

· личное участие вынужденных  переселенцев в обустройстве на новом  месте жительства, осуществляемом при  государственной поддержке;

· квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища;

· запрещение высылки или  принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме  случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Российской Федерации.

 

Этапы и направления работы

Социальная работа с мигрантами осуществляется по следующим основным направлениям. 
1.Трудовая и профессиональная адаптация реализация этого направления деятельности предполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях. Эта деятельность может и должна включать в себя такие элементы как трудоустройство мигрантов с учётом имеющейся у них квалификации и потребностей рынка труда в месте их нового пребывания, создание новых рабочих мест, которые могут быть предложены мигрантам, развитие системы самозанятости и организация системы профессиональной подготовки и переподготовки мигрантов. 
2.Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами 
ущерба. Это направление деятельности предполагает работу по предоставлению мигрантам какого-либо жилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесённого ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации. 
3.Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимо- 
отношений мигрантов с местным населением. Как показывает опыт нашей 
страны и многих стран мира, это одно из самых сложных и болезненных на- 
правлений работы по социальной поддержке мигрантов. Резкий наплыв ми- 
грантов в регион создаёт для живущих в нём людей серьёзные проблемы, связанные с напряжением, которое испытывает инфраструктура, с обострением конкуренции на рынке труда, с возникновением социокультурных конфликтов и т.п. Однако, если эти проблемы своевременно не решаются, то ситуация в регионе пребывания мигрантов существенно обостряется. Вместе с тем, реализация данного направления деятельности предполагает, что значительные усилия 
по преодолению негативной реакции со стороны местного населения должны 
предпринимать и сами мигранты, принимая те правила, традиции и образ жизни, которые характерны для него (33.С.178). 
4.Формировнаие и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом, собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными, социокультурными ит.п. 
5.Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. В этом случае 
речь идёт о профессиональной деятельности таких специалистов как психологи 
и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты. Эта работа должна 
быть направлена на преодоление негативных психических и психологических 
последствий причин, побудивших человека оставить прежнее место жительства, создание условий и возможностей для последующей, активной и полноценной жизни. 
6.Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них общество. Это направление деятельности предполагает принятие 
мер для достижения реального социального равенства мигрантов и местного 
населения, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов и т.п. (17.С.271). 
Реализуя на практике эти и другие возможные направления деятельности 
по социальной защите и социальной поддержке мигрантов, социальные работники и сотрудники миграционных служб должны учитывать их демографические, этнические, социокультурные и т.п. характеристики. Международный опыт показывает, что успешное решение социальных проблем мигрантов без ущерба для страны или региона, которые их принимают, возможно, при соблюдении основополагающих принципов, перечисленных далее. 
1.Необходимо исходить из предположения, что большинство мигрантов 
останется в стране или регионе пребывания навсегда либо надолго и, следовательно, может внести существенный вклад в их последующее развитие. 
2.Основными субъектами деятельности по решению большинства социальных проблем мигрантов (реабилитация, адаптация и интеграция) являются органы государственной власти на различных уровнях её организации. 
3.Необходимо поощрять в мигрантах стремление развить в себе чувство 
принадлежности к новым обществу, культуре и государству. 
4.Важнейшим и необходимым условием эффективной социальной поддержки мигрантов является достижение и сохранение реального равенства между мигрантами и местным населением. 
5.Необходимо учитывать, что интеграция мигрантов в новое общество, 
гармонизация системы социальных связей и отношений между ними и местным населением – это процесс, рассчитанный на длительное время. 
Соблюдение этих принципов позволит решать социальные проблемы ми- 
грантов своевременно и эффективно, используя тот потенциал и те возможности, которые имеются в распоряжении общества и государства.

Специфические формы  и методы

Основным способом решения  социальных проблем мигрантов и регулирования миграционных потоков на территории Российской Федерации является миграционная политика, представляющая собой совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов. Основными направлениями реализации миграционной политики являются: 
- учёт и постоянный анализ миграционной ситуации в обществе; 
- деятельность по оказанию практической помощи, необходимой конкретным категориям мигрантов; 
- реорганизация социальной среды для более эффективной адаптации мигрантов в новых условиях. 

Заключение

Завершая работу, можно прийти к выводу, что проблема беженцев продолжает оставаться сегодня вызовом для международного сообщества. В то время как государства, принимающие беженцев, должны выполнять свои обязательства по обеспечению их защиты и способствовать созданию обстановки терпимости по отношению к представителям других народов государства происхождения беженцев обязаны предотвращать действия порождающие массовый уход их населения. В то же время мировое сообщество должно определить наиболее эффективные пути предотвращения новых потоков беженцев. Следует продолжить изучение глубинных причин этих явлении и деятельность по улучшению положения. Если главной причиной потоков беженцев является нищета, то одним из вариантов решений могло бы стать предоставление помощи в целях развития или технической помощи. Если основными причинами массового ухода являются нарушения прав человека, то решение проблемы может заключаться в постоянном наблюдении за ходом развития событий со стороны органов системы Организации Объединенных Наций по правам человека, осуждении нарушений международным сообществом и назначении специальных докладчиков для изучения конкретных ситуаций и подготовки рекомендаций. Если причинами потоков беженцев являются конфликты с применением насилия, то решения могут быть найдены в области превентивной дипломатии, в содействии посредничеству, как средству урегулирования конфликтов, а также в соблюдении положений гуманитарного права.

Однако международное  сообщество всегда должно быть готово к действиям в чрезвычайных ситуациях.

 

Список литературы

1. Беженцы и вынужденные переселенцы в государствах СНГ. - М., 1995.

2. Витковская Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. - М., 1993.

3. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993.

4. Основы социальной работы. Учебник. – М.,2007.

5. Фролова Н. Миграция: судьбы людей и судьба государства. // Волга (Астрахань). - №20 (24133). - 8 февраля 2002 г.

6. Хохлов А. А. Социальная работа с мигрантами. - М., 1992.

 

 


Информация о работе Технология социальной работы с мигрантам