Технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Многие социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с пожилыми людьми. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе. Следовательно, можно как вывод говорить о важности знания теории и практики социальной работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................. 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ..... 4
1.1. Социальный статус человека в старости ......................... 4
1.2. Особенности психологического характера
пожилых людей ................................................................. 8
1.3. Социальная защита пожилых людей и
модели социального обслуживания ................................. 9
1.4. Центры социального обслуживания ................................ 12
1.5. Социальное обслуживание ............................................... 14
2. НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ............................... 15
2.1. Значение общения в социальной сфере, функции и роль 15
2.2. Общение, как инструмент социальной работы .............. 17
2.3. Этическая ответственность перед профессией ................ 19
3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛИЕН-
ТАМИ: БЕСЕДА, ОЦЕНОЧНЫЙ АНАЛИЗ, ВЕДЕНИЕ
ЗАПИСЕЙ ............................................................................. 20
3.1. Беседа с клиентами .......................................................... 20
3.2. Оценочный анализ ........................................................... 26
3.3. Ведение записей ................................................................ 31
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ.. 33
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................ 35

Файлы: 1 файл

socref.doc

— 212.42 Кб (Скачать)

    - коммуникация (общение), написание эффективных отчетов;

    - изменение рамок проблемы (предложение более широких подходов, обсуждение альтернативных путей ее решения);

    - гибкость (умение учиться у коллег);

    - руководство и оценка, измерение результатов и изменение методов  и целей в связи с этим.

 

    3.3. Ведение записей

    Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, отнимающей время от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное умение, причем в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты. В записях фиксируются водные факты, свидетельства, чувства, решения, предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и значимая информация. Они могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.

    Главной целью ведения записей является улучшение  качества услуг, но их также можно использовать как:

    - материал для преподавания и обучения;

    - для административных целей (составление бюджета);

    - исследования и оценки;

    - чтобы проиллюстрировать недостатки или отсутствие услуг;

    - для сохранения преемственности в случае замены работников;

    - как помощь в планировании и принятии решений;

    - для управления развитием;

    - чтобы облегчить участие клиента в решении проблемы.

    Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться. Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает качественной информации.

    Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные и необходимые источники и ресурсы; краткосрочные, средне-, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

    Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о расходах. Документ оценки может быть создан для сохранения баланса между структурной заранее закодированной информацией и для записей личных характеристик каждого клиента пожилого  возраста. Его шесть секций охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, источник обращения, формальные и неформальные контакты, включая информацию от помощников по дому и государственных служб, жилищные и финансовые условия и также такие детали как отопление, канализация, выплаты; возможность справляться с основными ежедневными обязанностями: уход за собой, работа по  дому; физическое и умственное здоровье отражается в пятом и в шестом разделах, сюда обычно относится и невозможность двигаться, головокружение, недержание, интеллектуальная неполноценность, отношение клиента к помощи, включая услуги неформальных помощников.

    Карта мониторинга состоит из одного листа, на котором изображена матрица - 7 дней недели.  По вертикали - дни недели, по горизонтали - критические периоды дня, такие как часы приема пищи, время сна.

    Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса или перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

    Четвертым документом является Информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, "обед на колесах", дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого года.

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ 

    Стремление к гуманизации подхода к социальному обслуживанию лиц старших возрастов требует  решения первоочередной задачи на период до 2000 года - обеспечить всех нуждающихся социальной помощью и услугами на дому, переориентировать деятельность территориальных социальных служб в расчете  на будущие  потребности  стареющего населения. Предстоит сконцентрировать усилия на развитии внутренней инфраструктуры центров  социального обслуживания, что позволит последовательно реализовать принцип индивидуального подхода к клиенту, обогатить состав предоставляемых социальных услуг.

    Важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих  предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста. В перспективе центры  социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.

    Осовременивание материально-технической базы нестационарных, полустационарных и стационарных учреждений является условием успешной работы по внедрению новых социальных технологий, расширению перечня и повышению качества предоставляемых услуг. Главным  сдерживающим фактором развития сети учреждений социального обслуживания ветеранов и пенсионеров остается проблема финансирования, что характерно не только для стран с переходной экономикой.

    Реальным выражением рыночных отношений становится постепенное внедрение платности медицинских и социальных услуг, которая  сама по себе имеет значительные преимущества, позволяя реализовать принцип индивидуального подхода, существенно расширить спектр предоставляемых услуг по сравнению с гарантированным государством перечнем услуг, предоставляемых бесплатно.

    Очевидно, что пожилые люди - наиболее многочисленная категория потребителей этих услуг. Однако конкретная жизненная ситуация значительной части пожилых, нуждающихся в социальном обслуживании, не позволяет приобретать услуги за плату, поскольку основным источником дохода доя пенсионеров была и остается пенсия, размер которой находится на грани прожиточного минимума.

    Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых современных условиях требует нового  социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход  представляется наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения России в их широком межведомственном диапазоне.

 

Л и т е р а т у р а 
 

    1. МТСУ "Теория и методика социальной работы".- Ч.2.

    2. Роберт Баркер - Словарь социальной работы.

    3. "Материалы семинара по категоральному аппарату социальной работы".- Институт Социальной работы XII.- 1994.

    4. Работник социальной службы.- Москва.- 1997.

    5. Социальная работа с пожилыми.- Институт социальной работы.- Москва.- 1995.

    6. Российский журнал социальной работы.- № 1.- Москва.- 1995.

    7. Принципы и концепция развития медико-социальной  реабилитации больных, инвалидов и лиц пожилого возраста.- Методические рекомендации.- Москва.- 1990.

Информация о работе Технология социальной работы