Технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Многие социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с пожилыми людьми. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе. Следовательно, можно как вывод говорить о важности знания теории и практики социальной работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................. 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ..... 4
1.1. Социальный статус человека в старости ......................... 4
1.2. Особенности психологического характера
пожилых людей ................................................................. 8
1.3. Социальная защита пожилых людей и
модели социального обслуживания ................................. 9
1.4. Центры социального обслуживания ................................ 12
1.5. Социальное обслуживание ............................................... 14
2. НАВЫКИ И УМЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ............................... 15
2.1. Значение общения в социальной сфере, функции и роль 15
2.2. Общение, как инструмент социальной работы .............. 17
2.3. Этическая ответственность перед профессией ................ 19
3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛИЕН-
ТАМИ: БЕСЕДА, ОЦЕНОЧНЫЙ АНАЛИЗ, ВЕДЕНИЕ
ЗАПИСЕЙ ............................................................................. 20
3.1. Беседа с клиентами .......................................................... 20
3.2. Оценочный анализ ........................................................... 26
3.3. Ведение записей ................................................................ 31
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ.. 33
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................ 35

Файлы: 1 файл

socref.doc

— 212.42 Кб (Скачать)

    Каковы основные функции общения?

    1. Информативная

    2. Политическая

    3. Нравственно-этическая

    Роль нравственно-этической функции наиболее важна в  работе социального работника. К функциям  профессионального общения можно отнести функцию  социальной защиты, адаптирующую, интегративную .

    Но прежде всего это принципы нравственно-этического характера, включая такие общечеловеческие ценности, как  добро, истину, сопереживание. Это относится к тем, кто  работает в социальной сфере непосредственно с людьми.

    Оказание помощи индивидам и группам  поддерживающего, реабилитирующего, защитного или  корректирующего воздействия показывает, что круг задач  включает в себя широкий диапазон навыков и умений  социального работника, и выполняется посредством  общения. В процессе своего общения социальный работник  выполняет и свои профессиональные обязанности - организационные, информативные, выступает в качестве  адвоката, консультанта.

    Социальные работники часто находятся между  властными структурами и безвластными просителями услуг,  стараются достигнуть сотрудничества с другими в интересах  своих клиентов.

    Функции общения многоплановы:

    - информативная

    - воспитательная

    - нравственно-этическая

    - психолого-педагогическая

    2.2. Общение, как инструмент социальной работы.

    Социальный работник должен быть опытным психологом, педагогом, оба эти качества должны быть  неразрывны, так как стержневая идея всех слагаемых  профессий социального работника - умение и желание  помочь людям, найти формы общения. Общение с другими  людьми предполагает в психологическом плане готовность  не только познавать мир чувств другого человека, но и  принять его, т.е. уметь сопереживать.

    Социальный работник должен быть чутким педагогом,  умеющим предвидеть воспитательные последствия  предпринимаемых в отношении клиента мер, гибко и тактично  реагирующим на изменение в поведении и настроении  человека, а также тонким психологом, способным избрать  наиболее эффективный метод работы с конкретным  человеком.

    В работе с клиентом необходимо ориентироваться на  лучшее, что в нем есть, побуждать самого преодолевать  недостатки, необходим индивидуальный подход к каждому,  учитывая особенность характера. социальное положение,  жизненный опыт личности.

    В работе социального работника существуют контакты с  другими людьми, имеющие целью выполнение какого-то  дела, т.н. деловое общение. Оно является очень важным, т.к.  процесс поддерживания и развития уровня общества  рождает разнообразные формы контактов. Для успешного  делового общения требуется овладение искусством общения.

    Основные этапы включает подготовку к контакту с  учетом психологических особенностей собеседника, осуществление контакта, применяя план беседы или  импровизацию, не упуская главной цели, оценку результата  контакта.

    К важнейшим требованиям делового общения следует  отнести: предельное внимание к чужим мыслям и словам,  корректность и чувство такта, умение слышать то, что скрыто  за словами. Социальная работа многопланова; это и деловое  общение, и межличностное, и групповое. Различаются цели,  характер и содержание.

    Социальное общение -это живая, эмоционально- нравственная основа социальной работы, всех ее видов.  Можно сделать вывод, что социальное общение - интегрированное свойство всех видов, форм и методов  социальной работы, обеспечивающее непосредственное  взаимодействие социального работника с клиентом. На  практике сущность общения состоит в умении налаживать,  устанавливать контакты, завоевать доверие, облегчить  трудности и страдания.

    Если брать этический аспект делового и других видов  общения, то он определяется "кодексом этики". Этический  Кодекс Российских социальных работников еще находится в  стадии разработки. Социальная работа - это  профессиональная деятельность, в которой нередко  возникают этические проблемы и ответственность за их  разрешение лежит на работнике. Основная цель кодекса  состоит в том, чтобы определить безусловные принципы  работы в интересах защиты клиента. Это предполагает  постоянную переоценку методов в работе, т.к. социальная  работа имеет развитые методы практики, которые  основываются на постоянном росте знаний и опыта.

    Подготовка социальных работников, в частности  овладение ими искусством общения, специфическими  обязанностями, конкретными правилами, навыками в работе  с людьми, имеет важное значение. Поэтому практическая и  теоретическая подготовка социального работника, его  профессионализм способны реализовать потенциальные  возможности в таких аспектах, как:

    - совершенствование самой личности;

    - позитивное влияние на других лиц;

    - создание нравственно-психологической атмосферы 
          в группах и т.д.;

    - влияние на стабилизацию в обществе, снятие;

    - социальной напряженности.

    2.3. Этическая ответственность перед профессией.

    Социальный работник должен придерживаться и умножать цельность, знание и миссию социальной работы.

    Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии.

    Социальный работник должен критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы.

    Социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами.

    Социальная работа, как и любая отрасль знаний, находится в процессе постоянного развития и обогащения новыми знаниями, новым опытом. Приведенные выше этические стандарты не являются единственными и всеобъемляющими, но они могут оказать какую-то помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям, стремление сделать общество более процветающим и совершенным. 

 

3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛИЕНТАМИ:  
    БЕСЕДА, ОЦЕНОЧНЫЙ АНАЛИЗ, ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ
 

    Работа с каждым клиентом, с одной стороны, предполагает индивидуальный подход, а с другой - овладение определенными технологиями, которые могут применяться социальным работником в работе с разными категориями клиентов, в данном случае с пожилыми людьми.

    3.1.  Беседа с клиентом.

    Первая беседа обычно имеет цель  выяснить право клиента получать социальные услуги.  Очень многое при этом зависит от качества беседы.

    Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

    Люди могут говорить одно, но их поведение может свидетельствовать об обратном. Практики-эксперты по семейной терапии способны использовать словестные (вербальные) послания вместе с так называемыми метапосланиями как часть их беседы.

    Иллюстрацией этому может быть такой критический этап как покидание дома подростком; в этом случае им посылаются смешанные послания родителям (выражаемые в скобках). Могу я (вы разрешите мне) уйти? Если начинающие не смогут использовать этот способ при проведении беседы, стоит хотя бы отметить эти типы внутренней мотивации.

    К основным навыкам, необходимым для введения  беседы, относятся такие 10 принципов. Вначале информировать клиента о продолжительности беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия  человека таким как он есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить, не домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент напряженно думает).

    Каждая беседа обычно фоксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

    В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже отрицание их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать внимание на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек  может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.

    Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений. Рассмотрим последние аспект подробнее. Первая встреча социального работника и клиента помимо чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный работник старается понять мысли и чувства  клиента;  старается вселить в клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы . Если не принимать эти факторы во внимание, то управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается негативная реакция со стороны клиента.

    Иногда социальные работники переживают, что порой они сталкиваются с необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать, какая помощь  им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее. Одной из причин этого является то, что встреча с незнакомым человеком может вызвать  чувство стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Социальный работник не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие  факты о клиенте или о себе самом, поскольку это может вызвать негативную реакцию клиента.

    Практики часто бывают расстроены, если те, кто пользуются их услугами, не являются на встречу после первой беседы. Исследования показывают, что около 50% обратившихся за помощью не возвращаются для участия во второй  встрече. Причем даже если первая беседа  привела к положительным результатам, то существует и множество других причин неявки на вторую встречу. Например, для кого-то первой беседы оказалось достаточно, кто-то не хочет продолжительного вмешательства в свою жизнь, кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.

    Удачные беседы не зависят только от содержания разговора, важно, если к работнику после этого интервью относятся как к человеку, способному понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и как социальный работник реагирует на субъективные чувства клиента и использует их в рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если работник попытается устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

    Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Но даже и опытные работники порой предвосхищают события  или додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально. Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы. Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, и т.д., так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них поспешные выводы.

    Задавание "хороших"вопросов. Тема задавания вопросов как навыка межличностного общения весьма актуальна.

    Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросов в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Слова здесь менее важны, чем тон и манера говорящего. Вы можете попытаться задать вопрос: "Вы ищете работу?"совершенно разным тоном.

Информация о работе Технология социальной работы