Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:38, курс лекций

Краткое описание

Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – слово, понятие, учение. Этот термин был введен французским философом и социологом О. Контом в 30-е гг. XIX в., и первоначально означал обществоведение.

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

По характеру функционирования институты делятся на формальные и неформальные. Формальные институты – это институты, деятельность которых основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции) и санкциях (награды, официальные звания, повышение в должности или административное и уголовное наказание). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа и т. д. Формальные институты чаще всего являются бюрократическими организациями. Неформальные институты – это институты, деятельность которых основана на неофициальных нормах и санкциях (одобрение, осуждение, негодование и др.). Например, институт общественного мнения.

Каждый социальный институт включает в себя следующие элементы: цель, определенная сфера деятельности, набор статусов и ролей в рамках определенного социального института, система правил и норм поведения, система санкций, средства и учреждения.

Процесс возникновения, формирования и развития социальных институтов называется институциализацией, который начинается с возникновения в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности, проходит этап создания новой системы статусов и ролей и заканчивается усвоением индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту.

Рассмотрим подробнее государство как социальный институт. Государство характеризуется рядом устойчивых общеисторических признаков: территория, суверенитет, система суверенной политической власти, население (граждане), монополия на легальное применение силы, физического принуждения, собственная финансовая система и право взимания налогов с населения, государственный язык.

Различают государства:

1) по форме правления: монархия (абсолютная, конституционная), республика (парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская);

2) по форме государственного устройства: унитарное, федерация, конфедерация;

3) по форме политического режима: демократическое, тоталитарное, авторитарное.

Государство как основной социальный институт политической системы общества выполняет две главные функции: посредническую и управленческую. Обе они находят свое выражение в деятельности государства по регулированию как своих внутренних, так и внешних проблем. Эти функции также можно расчленить на ряд еще более узких по своему характеру и содержанию.

К внутренним функциям государства относятся: защита существующего способа производства, обеспечение экономического развития страны, регулирование социальных отношений, защита конституционного строя, обеспечение охраны общественного порядка, защита окружающей природной среды и др. Внешние функции составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны, защита интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и др.

Тема 9. Сущность социального взаимодействия:

основные концепции

Социальное  взаимодействие – это двунаправленный процесс обмена действиями между двумя и более индивидами. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, жестами, символами, материальными предметами. Социальное взаимодействие – центральное понятие ряда социологических теорий, в основе которого лежит представление о том, что социальный деятель – актор, или общество в целом всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей – акторов и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.

В рамках социологического анализа наибольшую известность приобрели такие теории межличностного взаимодействия, как теория обмена, символический интеракционизм и теория «зеркального Я».

Согласно теории обмена Дж. Хоманса, поведение человека в данный момент обусловлено тем, вознаграждались ли его действия в прошлом и как именно. Он вывел следующие принципы обмена:

1. Чем чаще вознаграждается определенный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться.

2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от каких-либо условий, то человек стремится воссоздать эти условия.

3. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

В общем виде Хоманс рассматривал социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Но поведение людей сложнее, чем предполагает теория обмена.

Оригинальную концепцию обмена предложил П. Блау, осуществив попытку конструктивного синтеза ряда положений функционализма, интеракционизма и теории социального конфликта. Блау стремился ответить на вопросы, связанные с причинами и механизмами возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальной организации. В силу этого Блау определяет обмен как специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от вознаграждений от других лиц и которые прекращаются  при прекращении этих ожиданий. Таким образом, обмен может иметь место лишь в границах таких отношений, при которых данные «вознаграждения» ожидаются и получаются от определенных посторонних индивидов. Социальная жизнь рассматривается им в качестве «базара», где социальные акторы торгуются между собой с целью извлечения наибольшей выгоды. Организации в обществе, по мысли Блау, должны извлекать выгоду из отношений друг с другом и тем самым создавать ситуацию одновременного взаимного притяжения и конкуренции, результатом которой является их иерархическая дифференциация, которая, в свою очередь, обусловливает стремлении к специализации в самых разнообразных сферах среди менее удачливых организаций.

Другая теория межличностного взаимодействия – символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) Дж. Мида. Центральное понятие теории      Дж. Мида – межиндивидуальное взаимодействие, под которым понимается, что именно в совокупности взаимодействий формируется общество и индивидуальное сознание. При этом взаимодействие происходит на основе обмена жестами. Жест рассматривается здесь как начало контакта, т. е. он является стимулом, на который реагируют другие участники взаимодействия. Жест предполагает наличие некоторой «идеи» и выступает в качестве символа, который нужно расшифровать. Например, вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать – пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться. В качестве жеста может выступать не только физический жест, но и слово, мимика и т. п. В случае сложного взаимодействия, т. е. происходящего с участием многих индивидов, учитывается и обобщающее мнение группы, которое можно определить, следуя Миду, как «роль обобщенного другого».

Необходимо отметить, что для  Мида стимул, жест – это лишь возможность  действия, а не автоматический бездумный  ответ. Отсюда сущность социального  действия заключается в том, что  в силу возникающего социального взаимодействия индивид может действовать по-разному: немедленно отреагировать на стимул, отложить реакцию или вовсе не реагировать на него. Откладывание реакции – это тоже социальное действие, но обусловленное социальным опытом действующего.

Согласно теории «зеркального Я» Ч. Кули, в процессе взаимодействия и поведения люди смотрят на себя как бы со стороны глазами другого человека, т. е. смотрят на себя как в «зеркало». В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными «зеркалами», поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами. Таким образом, теория «зеркального Я» основывается на следующих трех постулатах: 1) в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются другими; 2) люди способны осознавать характер ответных реакций других; 3) люди развивают самопредставления в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других. Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей. В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы. Так, если в семье уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем: ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях.

Выбор в общении, с точки зрения Кули, также зависит от зеркального  отражения. Так, индивиды выбирают круг общения с теми людьми, которые  поддерживают их самоидентификацию. И  напротив, люди избегают иметь дело с теми, кто не разделяет их самоидентификации. На основании этого Кули делает вывод о том, что каждая общественная структура имеет свой механизм производства самоидентификаций, и индивиды находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их самоидентификациям.

Тема 10. Социальное поведение в его норме и отклонении.

Социальный контроль

Обычно под поведением понимается взаимодействие индивидов и их групп с окружающей средой, опосредованное их двигательной активностью и внутренними потребностями. Деятельность – это сознательная целенаправленная активность, связанная с изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.

Т. Парсонс исследовал поведение  людей как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий» в том смысле, что их поступки ориентированы на определенные ожидания партнера. На поведение человека оказывает формирующее воздействие не только система ожиданий его партнеров по взаимодействию, но и нормы, ценности культуры, господствующие в обществе.

Парсоновская теория социального действия вплотную подводит к проблеме нормативности и ненормативности (антинормативности) социального поведения. Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуют как «нормальные». Те же, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимся (от норм), либо девиантным, поведением. Девиация чрезвычайно многолика. К ее различным проявлениям относятся и алкоголизм, и наркомания, и проституция, и рэкет, и коррупция, и подделка банкнот, и наркомания, и убийство и др. Девиация – это отклонение от общепринятой в социальной группе или обществе нормы, правила, которое влечет за собой моральное осуждение, изоляцию, наложение штрафа, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

Правила, закрепляемые в обычаях, традициях, а затем (в некоторой своей части) и в законодательных актах, становятся социальными нормами. В связи с тем, что сами нормы, границы их применимости, степень отклонения от них понимаются разными людьми по-разному, существуют серьезные трудности с определением самого понятия девиации. Во-первых, проблема определения поступка как девиантного связана с тем, что в разных общества имеются разные нормы, т. е. один и тот же поступок в одном обществе будет оцениваться как нормальный, а в другом – как девиантный (например, в мусульманских странах многоженство рассматривается как норма, в православных как девиация). Во-вторых, девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых тем или иным поступкам различными людьми. Один и тот же поступок одни люди склонны считать девиацией, другие – нормой. В-третьих, оценивание поступка или поведения с учетом ситуации (например, убийство в мирное время – девиация, на войне – норма и геройский поступок). В-четвертых, существует проблема согласия относительно того, что считать девиацией (для студента списывание на экзамене – норма, для преподавателя – девиация). В-пятых, с развитием общества происходит развитие и изменение самих норм (пирсинг еще двадцать лет назад в нашем обществе оценивался как девиация, сейчас – это норма, диктуемая модой).

Отклонения от нормы могут быть как в положительную (гении, творящие новые нормы), так и в отрицательную сторону. К группе с максимально одобряемыми отклонениями относятся национальные герои, выдающиеся спортсмены, ученые, писатели, художники, политические лидеры и др.

Виды отклоняющегося поведения  с «отрицательным знаком» различаются  в зависимости от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе или обществу в целом и от типа нарушаемых норм.

  1. Деструктивное поведение причиняет вред только самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам – мазохизм, жадность и др.
  2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семье, друзьям, соседям и др.) – алкоголизм, наркомания, самоубийство и др.
  3. Противоправное поведение представляет собой нарушение как моральных, так и правовых норм и наносит вред обществу, социальной группе, а также индивиду – убийство, террористический акт и др.

В социологии большое значение придается  не только определению девиации как антинормативного поведения и выявлению его основных видов, но и выяснению причин девиантных поступков. В истории социологии можно выделить несколько основных направлений по анализу причин девиации: биологическое, психологическое и социологическое.

В основу биологического объяснения положены идеи Ч. Ломброзо. Согласно теории Ломброзо, «криминальный тип личности» является результатом деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Для этого типа характерны определенные физические черты: выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и др., на что было указано еще в концепции Шелдона. Он утверждал, что наиболее склонны к девиации мезоморфы – индивиды, отличающиеся физической силой, повышенной активностью и пониженной чувствительностью. Однако, как показывает практика, преступник может иметь ангельскую внешность.

Психологическое объяснение связано, прежде всего, с именем    3. Фрейда, который усматривал в основе формирования личности и мотивации ее поведения инстинкты, бессознательные влечения. Источником девиации является инстинкт агрессии, для снятия которого важное значение для человека имеет процесс социализации.

Социологическое объяснение впервые было предложено в теории аномии Э. Дюркгейма. Источником девиации, по Дюркгейму, является аномия, т. е. пренебрежение или отрицание существующих в обществе норм большинством индивидов. Отклоняющееся поведение ощутимо возрастает в случае, когда общество оказывается в ситуации социально-экономического кризиса. Концепцию аномии Дюркгейма развил Р. Мертон, который источником девиации считал конфликт между системой культуры, культурными целями, диктуемыми обществом, с одной стороны, и доступностью социально одобряемых средств к их достижению для различных социальных групп, с другой стороны.

Информация о работе Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»