Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:38, курс лекций

Краткое описание

Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – слово, понятие, учение. Этот термин был введен французским философом и социологом О. Контом в 30-е гг. XIX в., и первоначально означал обществоведение.

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

Фрейд предложил следующие механизмы  защиты сознания – это вытеснение (удаление из сознания мотивов к  действию), отрицание (неприятие реальных событий и замена их вымыслом), сублимация (направление энергии инстинктов на достижение других целей, например, через творчество) и регрессия (переход к более низким, упрощенным социальным действиям).

Другую теоретическую модель социальной структуры личности разработал П. Сорокин, обосновавший положение о том, что личность формируется, развивается и действует в системе совершенно определенных социальных координат. Однако, поскольку каждый индивид принадлежит не к одной, а к целому ряду различных социальных групп (профессиональных, имущественных, политических и др.) одновременно, то своеобразная для каждой личности конфигурация групп предопределяет ее социальную структуру. Таким образом, личность предстает как мозаичная структура, одновременно целостная, но вместе с тем распадающаяся на ряд «Я», которые часто противоположны друг другу. Такая множественность «Я» одного и того же индивида, или мозаичность его личности, основана на том, что современный человек является одновременно членом многих групп, часто друг с другом не совпадающих. Соответственно, при изменении членства в группах, изменится положение человека в обществе, что неизбежно приведет и к изменению самого человека.

Наиболее значимые социальные качества личности следующие: самосознание (выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды), самооценка, активность, интересы, направленность (совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности), убеждения, ценностная ориентация, идентичность (сознательное и эмоциональное отождествление индивида с другими людьми, например, я – студент).

Как и общество, личность рассматривается как система, обладающая определенными особенностями, такими как целостность, открытость (находится в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой), динамичность (находится в процессе изменения и развития), самопознание, саморегуляция и саморазвитие (не только приспособление к окружающему миру, но и его целенаправленное изменение).

Каждый человек в процессе взаимодействия с другими людьми занимает определенное положение в обществе. Соотносительное положение личности в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями, называется социальным статусом. Понятие социального статуса характеризует место личности в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением и т. д., а также оценку деятельности личности со стороны общества. Эта оценка выражается в различных показателях: авторитете, престиже, привилегиях, уровне доходов и т. п. Каждый человек имеет ряд статусов, например, мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, православный и т. д. Совокупность статусов данной личности называется статусным набором.

В социологии принято различать  два статуса: личный и социальный. Социальный статус означает место, занимаемое человеком объективно в социальной структуре общества. Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых или малознакомых, а личный – среди знакомых людей.

Разновидностями социального статуса  выступают предписанный и достигнутый статусы. Предписанный – это статус, который человек приобретает от рождения (пол, раса, социальное происхождение, место рождения и т. д.). Достигнутый статус определяется тем, что человек достиг, сделал самостоятельно (профессия, образование, семейное положение и др.). Достигнутые статусы могут быть временными и постоянными. Чем более демократичным является общество, тем меньшее значение в нем приобретают предписанные статусы, тем большую роль играют в нем достигнутые статусы.

В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов, которое возникает в двух случаях: 1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого.

Социальный статус личности не остается неизменным, может с течением времени  изменяться. Статусный профиль отражает динамику статусов конкретного человека.

Социальная  роль – поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Каждый статус обычно проигрывается посредством социальных ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Социальная роль – это динамическая сторона социального статуса, его функции, связанные с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определенных ситуациях. Поэтому социальную роль можно определить как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.

В нормативной структуре роли можно  выделить следующие основные элементы: 1) ожидание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) нормативные предписания и требования, связанные с этим поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, т. е. последствия действий в рамках требований к данной роли.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Под процессом социализации личности можно понимать и адаптацию человека к обществу, приспособление к новым условиям. Социализация – это не просто процесс наращивания социально значимой информации, но и ее внутреннее усвоение, превращение внешних норм во внутренние правила поведения.

Процесс социализации продолжается всю  жизнь. Социализация проходит этапы, совпадающие  с так называемыми жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. Можно выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Наиболее интенсивная социализация осуществляется в детстве (от рождения до 6 лет) и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте.

Различают две основные формы социализации – ненаправленная и направленная. Ненаправленная социализация  – это стихийное формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на рынке и т. д. Направленная социализация – это специально разработанная обществом система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе ценностями, идеалами, интересами и целями.

Одним из важных способов направленной социализации является воспитание – процесс сознательно организованного и целенаправленного воздействия на сознание  и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентаций и т. п. Важнейшую роль в осуществлении процесса социализации выполняют институты: семья, школа, группа сверстников, трудовой коллектив, средства массовой коммуникации, культура.

Тема 6. Группа как система и элемент социальной структуры и социометрические методы изучения внутригрупповых отношений

Социальная  группа – это совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и считающихся членами данной группы с точки зрения других.

В социологии различают первичные  и вторичные группы. Первичные – такие группы, которые характеризуются тесными, непосредственными связями и сотрудничеством (семья, игровая группа детей, соседство). Для таких групп характерно психологическое слияние в некое целое «мы», проявляющееся в определенном типе сопереживания. Эти группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний опыт социального единства (семья, друзья) и для которых личность выступает как уникальная.

Вторичные группы характеризуются отсутствием непосредственных эмоциональных связей, взаимодействия в них обусловлены стремлением к определенным целям, в них главную роль играют не личностные качества людей, а их умение выполнять определенные функции. Поэтому личность здесь рассматривается не как уникальная, а выступает в качестве функционера, которого можно заменить на другого человека.

 Различают также социальные  группы как малые, так и большие. Малая группа – это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы подразделяются на формальные, в которых четко определены позиции и роли их членов, руководствующихся определенными групповыми нормами и ожиданиями (трудовой коллектив), и неформальные, складывающиеся стихийно, характеризующиеся отсутствием предписанных статусов, ролей, властных отношений (группа друзей). Специфический вид малой группы – референтная группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и на нормы, ценности, оценки, мнения которой ориентируются в своем поведении (например, подражание подростков поведению группы рокеров).

Большая группа – реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченная в общественную деятельность (коллектив вуза, предприятия, население страны).

Толпа (квазигруппа) обладает следующими характеристиками: случайность, стихийность образования, неустойчивость взаимодействия, анонимность (индивид чувствует себя неузнанным в толпе), преобладание эмоций над разумом, повышенная внушаемость. Толпа – это бесструктурное скопление людей, лишенных осознаваемой общности целей, но связанных между собой ситуативной общностью, сходством эмоциональных состояний и общим объектом внимания.

Существуют следующие механизмы взаимодействия и поведения индивидов в группе: социальное давление, способствующее конформизму, и социальная сплоченность.

Социальное давление – принуждение индивида к определенному поведению. Самое простое решение этой проблемы для человека состоит в подчинении групповому давлению. Таким образом, социальное давление порождает конформизм, под которым понимается принятие индивидом определенного стандарта, мнения, свойственного группе, склонность подстраивать свои суждения и свое поведение под мнение большинства. Позицией, противоположной конформизму, является самостоятельность, независимость, устойчивость к групповому давлению. На степень конформизма влияют: особенности индивида (возраст, пол, низкая самооценка, менее развитый интеллект, более низкий уровень развития сознания и др.); характер ситуации; состав, структура группы (размер группы, степень сплоченности, место человека в структуре группы и др.).

Сплоченность – групповой процесс, характеризующий степень включения индивидов в совместную групповую деятельность. Она выражается в высокой степени взаимных симпатий; единстве интересов, взглядов, ценностных ориентаций; единстве целей групповой деятельности.

Семья рассматривается как малая  социальная группа и социальный институт. Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью.  Брак – это правовое отношение между мужчиной и женщиной, порождающее их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Структура семьи – совокупность отношений между всеми ее членами. В социологии есть ряд параметров, на основе которых можно сравнивать различные семейные структуры: форма семьи, форма брака, тип властной структуры, предпочитаемый партнер и др.

Форма семьи может быть классифицирована по разным основаниям. По составу семья бывает нуклеарная (простая) и расширенная. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ нуклеарная семья считается основным социальным объединением. Расширенная семья включает нуклеарную семью и других родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

В зависимости от формы выделяют следующие типы брака: моногамия (брак между одним мужчиной и одной женщиной); полигамия (брак между одним и несколькими индивидами: полигиния - брак между одним мужчиной и несколькими женщинами и полиандрия - брак между одной женщиной и несколькими мужчинами); групповой брак (брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами).

В зависимости от типа властной структуры  может быть: патриархальная (власть принадлежит мужчине); матриархальная (власть принадлежит женщине); эгалитарная семья (власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере). В последние годы произошел переход от патриархальной семьи к эгалитарной. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин и ростом их экономической самостоятельности во многих индустриально развитых странах.

В зависимости от предпочитаемого  партнера выделяют экзогамный (партнеры принадлежат к разным группам) и эндогамный брак (заключается брак внутри определенных групп, например, касты, религиозной группы и т. д.). Самое известное правило эндогамии – запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак и половые связи между близкими родственниками (между ребенком и родителем, родными братом и сестрой и другими близкими родственниками).

Кроме супружеского брака, в современном  постсоветском обществе существуют и некоторые другие типы семейно-брачных отношений, например, неполные материнские семьи. Достаточно широкое распространение получили в последнее время и альтернативные браки, под которыми понимается длительный союз мужчины и женщины, не имеющий юридического оформления.

Информация о работе Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»