Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 13:11, реферат
Вебер, Макс (1864-1920) - классик немецкой и мировой социологии. Вебер учился в Гейдельбергском университете, где изучал право, политическую экономию, экономическую историю. В дальнейшем наибольшее внимание он уделял исследованию социологических проблем, особенно вопросов методологии социальных наук, социологии религии и политики.
Великие
социологи
Макс Вебер
Вебер,
Макс (1864-1920) - классик немецкой и мировой
социологии. Вебер учился в Гейдельбергском
университете, где изучал право, политическую
экономию, экономическую историю. В дальнейшем
наибольшее внимание он уделял исследованию
социологических проблем, особенно вопросов
методологии социальных наук, социологии
религии и политики. Основные труды Вебера:
“Протестантская этика и дух капитализма”,
“Хозяйственная этика мировых религий”,
“Хозяйство и общество”. Вебер определял
социологию как науку, стремящуюся понять
социальное действие и дать ему причинное
объяснение. Социология изучает поведение
людей, вкладывающих в свои действия определенный
смысл. Субъектом социального действия,
согласно Веберу, может быть лишь отдельный
индивид, а не социальная группа или общество
в целом. Основным методологическим орудием
социологического исследования выступает
идеальный тип - теоретическая конструкция,
служащая своего рода эталоном, с которым
сопоставляются реальные явления. Вебер
рассматривал четыре типа социального
действия (целерациональ-ное, ценностно-рационалное,
традиционное, аффективное), позволяющих
описывать все многообразные формы человеческого
поведения. С точки зрения Вебера, для
современного общества характерно возрастание
роли целерационального действия. Процесс
рационализации охватывает самые различные
сферы общественной жизни. В сфере экономики
происходит постепенное вытеснение традиционных
форм ведения хозяйства промышленным
капитализмом, который предполагает рациональную
организацию формально свободного труда.
Распространению “духа” современного
капитализма дала толчок религиозная
Реформация XVI в., которая привела к возникновению
протестантской хозяйственной этики,
оказавшейся наиболее адекватной экономической
системе капитализма. Важнейшим вкладом
Вебера в социологию политики стала разработка
концепции легитимного господства и выделение
трех типов такого господства (легальное,
традиционное, харизматическое). Структуру
господства образуют политический лидер,
аппарат управления и подчиненные господству
массы. В условиях традиционного господства
управленческий аппарат состоит из чиновников,
руководствующихся требованиями традиции
и связанных с правителем узами личной
преданности. Харизматическое господство
предполагает наличие у последователей
политического лидера веры в его необычайные
личные качества. С переходом к легальному
господству формируется система рационального
бюрократического управления, основанного
на формальных правилах. Вебер считал
рациональную бюрократию наиболее эффективной
формой управления в современном обществе.
Вместе с тем он подчеркивал, что бюрократия
представляет собой не просто безличное
орудие управления, но также и особую социальную
группу со своими собственными взглядами
и ценностными ориентациями, которая стремится
к расширению своей власти. Одной из центральных
для Вебера была проблема ограничения
власти бюрократического аппарата. Влияние
идей Вебера в истории социологии всегда
было значительным, но оно особенно возросло
с середины 70-х годов с началом “веберовского
ренессанса” в западной теоретической
социологии.
Гарольд
Гарфинкель
Гарфинкель,
Гарольд (р. 1917) - американский социолог,
представитель феноменологической социологии.
Предметом исследования Гарфинкеля и
других этнометодологов стало практическое
функционирование обыденных типов, т.е.
неосознаваемых ожиданий того, как должно
идти нормальное взаимодействие (или стабильных
культурных моделей взаимодействия). "Гарфинкелинг"
- особый тип социально-психологического
экспериментирования осуществляющий
сознательное нарушение экспериментатором
нормального хода взаимодействия и исследующий
реакцию на это. Этот эксперимент показывал
каким могло бы быть взаимодействие в
норме. Было выявлено, что разрушение стабильных
культурных модулей вызывает среди людей
панику, смятение и т.д.
Ирвин
Гофман
Гофман,
Ирвин (1922-1982) - американский социолог,
примыкающий к символическому интеракционизму,
но осуществляющему т.н. социодраматический
подход к исследованию социальных процессов.
Гофман своей задачей видит анализ обыденных
повседневных взаимодействий для раскрытия
неосознаваемых участниками моделей их
организации. В основе его описаний учение
Джеймса о "мирах опыта", развитое
Щютцем в теории "конечных областей
значений", переработанное Гарфинкелем
в концепции "фоновых ожиданий". Этот
факт показывает глубинное идейное родство
символического интеракционизма и феноменологической
социологии. Социальный мир сторонники
социодрамы (К.Берк, Х.Данкен) трактуют
как социальный процесс, как процесс выработки
и изменения социальных значений, как
постоянное определение и переопределение
ситуаций взаимодействия их участниками.
Различные группы вырабатывают различные
миры, и эти миры. меняются, когда объекты
их составляющие, меняют свои значения.
Ральф
Дарендорф
Дарендорф, Ральф (Dahrendorf, Ralf) (р. 1929), немецко-британский социальный мыслитель и общественный деятель.
Ранние публикации Дарендорфа так или иначе связаны с теорией конфликта. В противовес господствующим концепциям он утверждал, что конфликт и изменение представляют собой жизненную силу общества. В исправленной и дополненной книге о социальных классах, а также в Очерках по теории общества (Essays in the Theory of Society, 1968) Дарендорф детально разрабатывал методологические проблемы анализа конфликтных обществ и теорию конфликта групповых интересов, развивая определенные элементы марксистского подхода таким образом, чтобы они могли стать «фальсифицируемыми» (научными) утверждениями (в смысле Логики исследования Карла Поппера). Теория конфликта Дарендорфа представлена в немецком издании книги Современный социальный конфликт (Der moderne soziale Konflikt, 1992).
Свой подход к теории конфликта ученый разрабатывал в двух направлениях. Дарендорф приобрел известность прежде всего как теоретик либерализма, настаивающий на желательности изменений и реформ ради улучшения жизненных перспектив граждан. Такие его работы, как Новая свобода (The New Liberty, 1975), Жизненные перспективы (Life Chances, 1979), Закон и порядок (Law and Order, 1985), а также многочисленные статьи (часть которых включена в книгу Фрагменты нового либерализма (Fragmentes eines neuen Liberalismus, 1987) развивают концепцию либерализма, соединяющего внимание к гражданским правам с потребностями развития экономики и ростом чувства социальной солидарности. Идеи Дарендорфа нашли свое практическое воплощение в Нюрнбергском манифесте Свободных немецких демократов (1969), в программных документах Либерального интернационала (Будущие задачи либерализма, 1988), а также у британских либеральных демократов, заключивших союз с т.н. «новыми лейбористами» (Обеспечение благосостояния и социальная сплоченность в свободном обществе, 1985). «Зрелой версии» либеральной философии Дарендорфа до сего дня не существует, он надеется изложить ее в книге под рабочим названием Testamentum Liberale.
Другим направлением работы Дарендорфа по развитию теории конфликта является анализ обществ, в частности анализ ключевых исторических событий с точки зрения их воздействия на общества. В книге Общество и демократия в Германии (Gesellschaft und Demokratie in Deutschland, 1966) аналитической и эмпирической проверке подвергаются либеральные теории, ориентированные на проблематику конфликта. Перспективу этой критической проверки задают глобальные социальные изменения, произошедшие в 20 в. Общедоступный вариант своей теории общества Дарендорф представил в книге О Британии (On Britain, 1982), которая возникла на основе подготовленной им серии телевизионных передач. На события 1989 года в Восточной Европе Дарендорф откликнулся брошюрой, в которой попытался прояснить причины, ход и перспективы распада коммунистической системы. Эта небольшая публикация – Размышления о революции в Европе (Reflections on the Revolution in Europe, 1990) – стала наиболее популярной книгой Дарендорфа, если судить по количеству переводов на иностранные языки. Некоторые публичные лекции, посвященные этой же теме, впоследствии вошли в сборник После 1989. Нравственность, революция и гражданское общество (After 1989. Morals, Revolution and Civil Society, 1997).
Статьи
Дарендорфа неоднократно появлялись в
периодических изданиях разных стран.
В ряде работ ученый сочетал публицистику,
политологию и социологию, преследуя
определенные политические цели. В
последнее время Дарендорф
Дарендорф
- один из основных представителей концепций
конфликта социального, резкий критикик
"односторонних", "утопических"
концепций социального равновесия (гл.
обр. функционалистских). Под влиянием
позитивизма Дарендорф определяет социологию
как "опытную науку, которая озабочена
тем, чтобы открыть социальный мир нашему
пониманию при помощи предложений, относительно
правильности или ложности которых могут
дать обязательное решение систематические
наблюдения". В поведении людей такое
наблюдение быстро установит вмешательство
"досадного факта" - обществава. Социология
как раз и занимается поведением людей
в точке пересечения общества и отдельного
человека. Общество при этом понимается
в смысле, близком зиммелевскому: как любой
вид социальной связи, от самой узкой до
самой обширной, а также в смысле референтной
группы. В каждой группе, каждом обществе
люди выступают как носители определенных
позиций. "Но позиционная структура
общества получает жизнь лишь благодаря
тому, что мы, поскольку мы есть нечто,
всегда делаем что-то определенное, или,
точнее, что всякая социальная позиция
не только помещает нас в поле иных позиций,
но и в горизонт более или менее специфических
ожиданий нашего действования. Каждой
позиции принадлежит социальная роль,
т. е. множество способов поведения, заданных
носителю позиции в определенном обществе".
Личные желания и мнения окружающих не
столь важны. "Социальные роли суть
принуждение отдельного человека, все
равно, переживается ли оно им как оковы
его частных желаний или как опора, дающая
гарантии. ...Чтобы мы не уклонялись от
этой обязательности,- об этом заботится
система социальных санкций, т. е. значимых
поощрений конформного и наказаний отклоняющегося
поведения". Таким образом, принудительный
характер нормирования поведения является
важнейшим признаком социальных групп,
которые Дарендорф именует "принудительно
координированными ассоциациями". Но
кроме следования нормам есть еще их производство,
истолкование и осуществление санкций.
Послушное следование устоявшимся нормам
может дать лучшие шансы на социальное
продвижение к высшим позициям, дающим
полномочия на нормополагание, истолкование
норм и применение санкций против ненормативного
поведения. Это аналогично власти законодательной,
юрисдикции и власти исполнительной. Совокупность
данных полномочий (но главным образом
право нормополагания) означает наличие
господства. Наличие господства и подчинения
ведет к конфликту, который порождается
теми же структурами, что и интеграция.
Под конфликтом Дарендорф понимает "все
структурно произведенные отношения противоположности
норм и ожиданий, институтов и групп".
Отсюда - определение классов, которые,
по Дарендорфу, "суть конфликтующие
социальные группы, основание определения
которых состоит в участии в господстве
или исключении из него внутри любых сфер
господства". Если один облик общества
показывают нам концепции стратификации,
интеграции, равновесия, то другой - концепция
господства и конфликта. Признавая резоны
первого подхода, Дарендорф почти исключительно
сосредоточивается на втором как более
универсальном и плодотворном. Он различает
конфликты между различными ожиданиями
применительно к одной роли (ожидания
бывают ожиданиями строгого долженствования,
нестрогого долженствования и возможности
поведения), между ролями, внутри социальных
групп, между группами, конфликты на уровне
всего обществава и конфликты между странами.
Эмиль
Дюркгейм
Дюркгейм, Эмиль (1858-1917) - французский социолог, представитель классической западной социологии - позитивист, один из создателей современной социологической теории. Дюркгейм учился во Франции и Германии, где увлекся трудами В.Вундта. Первый профессор социологии во Франции, Дюркгейм стал основателем школы этой науки, национального социологического журнала "Социологический ежегодник", в котором участвовали и русские социологи.
Четыре
изданные при жизни Дюркгейма
труда содержат все основные его
концепции относительно природы
социальной реальности и методов
ее исследования: "Общественное разделение
труда" (1883), "Метод социологии"
(1895), "Самоубийство" (1897), "Элементарные
формы религиозной жизни" (1912). Предметом
социологии Дюркгейм называл социальные
факты, которые не могут существовать
без людей, но и не существуют в конкретных
индивидах. Социальные факты, являющиеся
коллективными представлениями и действиями
нужно изучать "как вещи", т.е. как
объекты изучения любых наук. Природа
и характер социальной связи лежат в основе
механической и органической солидарности.
Эволюция общества есть переход от первого
типа ко второму в результате углубляющегося
разделения труда, которое имеет моральный
характер в силу органической зависимости
индивидов друг от друга и укрепления
солидарности общества. От степени солидарности
зависит нормальность или патологичность
состояния общества, а состояние аномии
- верный признак его патологии. Социальное
нужно объяснять социальным же, утверждал
Дюркгейм и объяснял углубление общественного
разделения труда ростом численности
населения, возникновение религии - интенсивностью
социального общения, самоубийств - социальной
дисциплиной, возникновение морали - авторитетом
общества. Общество - по Дюркгейму - особая
реальность, несводимая к сумме составляющих
его элементов, а позже он говорил об обществе
как о Боге, превосходящем по моральной
и материальной силе индивида и навязывающим
ему определенное поведение и мышление.
Дюркгейм - наследник традиций социальной
мысли и особенно органицизма О.Конта
- сделал дополнительный упор на понятиях
“социальное целое", "функции",
"потребности", что завело его в “телеологические
сети" , выхода из которых Дюркгейм Э.
не нашел. Однако социология этого ученого
является основной структурно-функционального
анализа, который затем развивали Б.Малиновский,
А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс, Р.Мертон.
Георг Зиммель