Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:38, курс лекций
Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – слово, понятие, учение. Этот термин был введен французским философом и социологом О. Контом в 30-е гг. XIX в., и первоначально означал обществоведение.
В концепции «понимающей
«Понимающая социология» у Вебера
тесно связана с его теорией социального действия. Социальное
действие имеет две характерные черты: а) наличие субъективного смысла
или субъективной мотивации; б) ориентация
на поведение, возможную реакцию других
людей. «Понимающая социология» изучает
поведение индивидов, вкладывающих в свои
действия определенный смысл, выявляет
и понимает этот смысл. Вебер выделяел четыре типа
Выделение основных типов действий и отношений привело Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и обоснования категории «идеальный тип». Под «идеальным типом» он понимал идеальные в логическом смысле теоретические конструкции, позволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных эмпирических фактов действительности и сконцентрировать внимание на основных особенностях целого класса, сходных в каком-либо отношении, и повторяющихся социальных явлений и процессов, их взаимосвязанных причин и следствий.
Главное содержание социологии Вебера – концепция» прогрессирующей рациональности» как определяющего вектора исторического развития. Речь идет о постоянной тенденции к рационализации социального действия, всех сфер жизни западного общества. Это выражается в формировании и развитии рациональной экономики (экономика капиталистического способа производства), рациональной религии (протестантизм), рационального управления (рациональная бюрократия) и т. д. Вебер говорил о прогрессирующей рациональности как о неизбежной судьбе Запада. Особое внимание он уделял выявлению факторов, способствующих возникновению рациональной европейской культуры, и пришел к выводу, что движущим фактором общественного развития является религия. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер описал, каким образом религия способствовала зарождению и развитию капиталистической экономики.
Интегральная социология Питирима Сорокина (1889–1968) базируется на понимании общества как определенной совокупности индивидов, находящихся в процессе общения и взаимодействия друг с другом, причем взаимодействие выступает основной единицей социологического анализа общества. Под взаимодействием Сорокин понимал любое событие, с помощью которого человек реагирует на действия, слова и жесты другого. Но взаимодействие будет значимым только тогда, когда в нем задействованы не просто индивиды, а личности. Родившись, человек еще не является личностью, личностные черты он приобретает в процессе взаимодействия с другими людьми, т. е. вступая в определенное социокультурное пространство. Следовательно, процесс взаимодействия структурируется и приобретает специфические черты благодаря не только биофизическим чертам вступающих в него людей, но и тем значениям, которые вкладываются людьми в свои действия, слова и жесты. Например, кусок ткани на палке может стать национальным флагом страны.
На основании рассмотрения взаимодействия как значимого и основанного на смысле Сорокин раскрывает и саму структуру взаимодействия, которая включает в себя три взаимосвязанных компонента: личность, общество, культуру. Последняя выступает как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие люди, а также совокупность носителей этих ценностей, т. е. самих людей, которые создают и раскрывают эти значения в своих действиях. Таким образом, не существует личности как носителя, создателя и пользователя значениями и ценностями без связанных с ней культуры и общества, как нет и не может быть общества без взаимодействующих друг с другом личностей в их взаимодействии с культурой. В свою очередь, взаимодействие личности и общества порождает культуру. Поэтому, по мнению Сорокина, по отдельности личность, общество, культуру нельзя исследовать, а нужно только в их интеграции.
Взаимодействие совершается в социальном пространстве и социальном времени. Социальное пространство подразумевает социальную стратификацию, т. е. дифференциацию определенной совокупности людей на классы (страты) в иерархическом ранге. Социальные страты подвержены изменениям, которые называются социальной мобильностью и представляют собой перемещения индивидов и социальных групп от одного социального положения к другому.
Толкотт Парсонс (1902–1979), американский социолог, является создателем социологической теории структурно-функционального анализа и общей теории действия и социальных систем. В качестве основной проблемы социологии он выделял исследование процессов интеграции социальных систем. Социальная система состоит из действий индивидов и функционирует как «открытая», взаимодействующая с окружающей средой. Общая модель действия представлена у Парсонса как «единичный акт», включающий в себя два основных компонента: субъект действия и ситуационное окружение. Ситуация не просто влияет на действующих индивидов, ее элементы выступают по отношению к ним как «знаки и символы», приобретающие значение и выступающие поэтому элементами культуры.
Ситуационное окружение действующих индивидов состоит из четырех факторов, таких как биологический организм, личностная подсистема, культурная подсистема, социальная подсистема. Эти факторы в своем взаимодействии образуют иерархию систем, приводящую в процессе функционирования к интегративному, целостному состоянию общества. Система действий выполняет четыре взаимосвязанных функции вышеперечисленных четырех факторов: адаптация, нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действия и окружающей средой; целедостижение, заключающееся в определении целей системы и ресурсов для их достижения; мотивация, направленная на воспроизводство образца, норм и ценностей системы во взаимодействиях индивидов; интеграция, нацеленная на поддержание связи между частями системы, ее целостности.
Переход от одного состояния общества к другому, более высокому, обусловлен возникновением в социальной системе, в поведении индивидов новых нормативных структур, ценностей, воплощенных в системе культуры. Поэтому, из четырех компонентов структурной иерархии систем, Парсонс особо выделил системообразующую роль культуры.
Развитие отечественной социологии приходится на 20-е гг. ХХ в. и связано в первую очередь с открытием Белорусского государственного университета в 1921 г. (первый ректор В. И. Пичета) и на его основе факультета общественных наук, а также с созданием в 1929 г. Академии наук Беларуси. В эти годы проводились систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. М. Карский, С. М. Некрашевич), исследовалась динамика социальной структуры белорусского общества (В. М. Игнатовский, М. В. Довнар-Запольский), уделялось внимание социологии семьи и религии (С. Я. Вольфсон, Б. Э. Быховский), социологии образования и воспитания (С. М. Василевский, А. А. Гаваровский, С. М. Ривес), проблем молодежи (Б. Я. Смулевич, П. Я. Панкевич).
В 30-е гг. ХХ в. в связи с репрессиями и идеологической обработкой общества социология как наука не рассматривалась, потому и не развивалась, это коснулось и социологических исследований. Такая ситуация продолжалась до 60–70-ых гг. ХХ в. В 80-е гг. ХХ в. начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, центры социологических исследований (Г. Н. Соколова, С. А. Щавель, А. А. Раков, И. Н. Лущицкий, С. И. Деришев, Ю. Г. Юркевич, Г. П. Давидюк, А. Н. Елсуков, Д. Т. Ротман и др.). В 1990 г. открыт в рамках Национальной академии наук Институт социологии (возглавил Е.М. Бабосов).
Таким образом, можно отметить, что на данном этапе в нашей стране происходит полноценное развитие социологии как самостоятельной науки об обществе.
Тема 3. Системно-структурная характеристика общества;
социология культуры
Общество – это динамично развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их различные общности (семейные, профессиональные, территориальные и т. п.), составляющие в своей совокупности целостную систему. Основные социальные характеристики общества: 1) системность; 2) динамизм; 3) целостность.
В системном подходе Д. Истона, американского социолога и политолога, общество рассматривается как система, целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой (природой и другими обществами). Это взаимодействие осуществляется по двум каналам: «вход», т. е. канал влияния окружающей среды на общество, и «выход» – обратное воздействие системы на среду. Согласно Истону, различают два типа «входа»: требования и поддержка. Например, требование можно определить как обращенное к органам власти мнение по поводу распределения ценностей и ресурсов в обществе. Поддержка является выражением лояльности к существующему обществу и тем социальным процессам, которые в нем происходят, однако она может выражаться и в протесте.
Общество как система в
Поэтому системный подход дополняется функциональным подходом, при котором общество также рассматривается как система, реагирующая на воздействия окружающей среды, но, кроме того, дается анализ структуры общества исходя из тех функций, которые выполняют те или иные подсистемы общества. Таким образом, функциональный подход представляет собой изучение взаимосвязей функций различных подсистем общества.
Функциональный подход по изучению общества был предложен Т. Парсонсом. Подсистемами общества, по Парсонсу, являются экономическая, политическая, социальная и система социализации или культуры, каждая из которых выполняет свою функцию. Так, экономическая подсистема осуществляет функцию адаптации, т.е. приспособления общества к природной среде, эффективного управления ресурсами и удовлетворение материальных потребностей индивида и общества. Политическая подсистема выполняет функцию целеполагания, т. е. принятия рациональных решений и мобилизации ресурсов на их выполение. Функцию интеграции реализует социальная подсистема, а система социализации – функцию воспроизводства и поддержания образца, т. е. осуществлении процесса «включения» человека в социальную систему, общество. Все эти подсистемы в своем взаимодействии создают непрестанно функционирующую целостную систему общества.
В процессе активной деятельности люди включаются в одну или несколько подсистем единой и целостной системы общества и, тесно взаимодействуя друг с другом, образуют определенные структурные компоненты общества. Основными из таких компонентов являются следующие: 1) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями; 2) социальные статусы (социальные положения), занимаемые людьми в обществе; 3) социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами; 4) социальная структура, включающая в себя социальные страты (рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т. п.), территориальные, этнонациональные и иные общности; 5) социальные взаимодействия людей; 6) социальные институты и организации, придающие обществу целостность и устойчивость (семья, государство, школа, церковь и т. п.).
Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура. Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является изменяющаяся система идеалов, ценностей и норм. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», в отличие от естественной природы.
Различают культуру материальную и духовную. Материальная культура включает физические объекты, созданные человеком (плуг, книга, паровая машина и др.). Духовная культура – это совокупность результатов духовной деятельности людей и сама эта деятельность, в состав которой входят идеи, знания, нормы, ценности, язык и др. Вместе с тем, рассмотренное разделение культуры на духовную и материальную далеко не бесспорно, так как явления духовной культуры записаны на материальных носителях: например, музыка на кассете или диске.
Так, некоторые авторы, в частности П. Сорокин, считают целесообразным структурировать постоянно развивающуюся систему культуры в зависимости от господствующей на том или ином этапе ее развития первоценности, или первосмысла, на три основных типа: 1) чувственная; 2) идеациональная или рациональная; 3) идеальная (идеалистическая) культура.
В европейской философско-
Информация о работе Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»