Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:38, курс лекций

Краткое описание

Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – слово, понятие, учение. Этот термин был введен французским философом и социологом О. Контом в 30-е гг. XIX в., и первоначально означал обществоведение.

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

В модели управленческого цикла  рассматривают следующие стадии: целевая, дескриптивная, прескриптивная, реализационная, ретроспективная. Каждая стадия решает конкретную задачу. На целевой стадии осуществляется выявление проблемы, формулировка целей и задач. Дескриптивная стадия решает задачу всестороннего анализа и описания состояния объекта и субъекта управления. На прескриптивной стадии осуществляется выработка и принятие управленческих решений. Организация их выполнения – это реализационная стадия. На этой стадии распределяются ресурсы, силы, обязанности, ответственность между исполнителями, выбираются и реализуются оптимальные варианты организационных действий. Главная задача ретроспективной стадии заключается в сравнении запланированных результатов с фактическими, в оценивании целесообразности принятого решения и обосновании необходимости новых или дополнительных действий.

Задачи управленческой деятельности: определение цели, организация мотивации, формирование организационного порядка и стабильных иерархических связей между людьми, разработка технологии изменений, диагностика управления, контроль.

М. Вебер разработал «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». В соответствии с этой теорией управленческая деятельность для достижения стоящих перед организацией целей и задач расчленяется на ряд операций, что предполагает строгое, формальное определение задач этой организации. Максимально возможное разделение труда создает условия для использования во всех звеньях управляемой системы специалистов-экспертов, которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии. Каждый служащий отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только свои собственные, но и всех подчиненных ему лиц. Всей деятельностью организации руководит специальный управленческий персонал.

П. Блау, Р. Мертон сделали акцент на таком аспекте управления как неформальные отношения. В процессе управленческой деятельности необходимо учитывать и качество скрытых функций, которые не бросаются в глаза, не поддаются формализации, но очень важны для эффективной деятельности управляемой организации. Особенно существенное значение в данном отношении имеют неформальные, дружественные человеческие отношения, так как именно они способствуют сплоченности группы, усилению в ней взаимопомощи, а значит, и повышению эффективности совместной                деятельности.

Р. Блейк и Дж. Мутон сконструировали широкоизвестную «управленческую решетку». В ней выделяется пять основных стилей управления:

1. Жесткий стиль управления, при котором производственный результат – все, а человек, его потребности – ничто. Такой стиль приводит к высокому эффекту в чрезвычайных обстоятельствах, но в нормальных условиях ведет к конфликтным ситуациям.

2. Управление в духе загородного клуба ставит во главу угла внимание к человеку, но приводит к низкой эффективности производства. Здесь никто ни за что не отвечает. Все это ведет к «текучести кадров».

3. «Обедненное управление» проявляется в том, что управляющий прикладывает минимум усилий как для достижения производственных результатов, так и для удовлетворения потребностей              работников.

4. Организационное управление стремится к среднему уровню в производстве и к удовлетворению нужд работников.

5. «Групповое управление» приводит к высоким производственным результатам, что достигается при максимальном учете интересов и потребностей работников. Такое упраление предоставляет сотруднику не только хороший заработок, но и возможности для самореализации.

М. Вебер подразделял управление (лидерство/господство) на три основных типа: 1) традиционное, при котором власть поддерживается традицией и передается по наследству; 2) легальное, при котором властные полномочия даются через механизм демократических выборов; 3) харизматическое, при котором человек, в силу необыкновенных качеств, получает властные полномочия.

В социологии управления рассматриваются  стили руководства, т. е. стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с подчиненными, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности. Выделяют три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный (или попустительский).

Демократический стиль управления предполагает учет руководителем интересов и потребностей сотрудников организации, привлечение их к разработке и реализации решений. Таким образом, принимаются общие решения. Авторитарный стиль управления ориентирован на единоличное управленческое воздействие руководителя на подчиненных, осуществляющееся через санкции и приказы.  Попустительский стиль управления предполагает незначительное влияние руководителя на работников, организационная деятельность осуществляется стихийно, никто не берет на себя ответственности за принятие решения.

 Тема 13. Методология и методы прикладного социологического исследования

Прикладная  социология – совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Главный акцент в прикладной социологии делается на практическую пользу, а не на прирост знания.

Социологическое исследование – форма научного познания, система последовательных (методологических и организационно- технических) процедур получения достоверных данных о социальных явлениях и процессах в целях приращения научных знаний или решения конкретных социальных задач.

В зависимости от масштаба и сложности решаемых задач выделяют исследование пилотажное (разведывательное), описательное и аналитическое. Задача пилотажного исследования – проверка качества подготовки основного исследования. В ходе его уточняются задачи и гипотезы, инструментарий исследования, проверяется качество анкеты и т. д. В результате пилотажного исследования собираются оперативные социологические данные. Цель описательного исследования – выявить основные структурные элементы, основные характеристики изучаемого социального объекта, наличие или отсутствие связей между ними. Цель аналитического исследования заключается в  выявлении не только структуры изучаемого явления, но и причин, которые лежат в его основе.

В зависимости от того, изучается объект в статике или в динамике выделяют точечное и повторное исследование. Точечное исследование – это однократный сбор информации о каком-либо явлении. Такое исследование позволяет охарактеризовать явление или процесс в момент его изучения. Повторное исследование – многократный сбор информации через определенные промежутки времени. Такое исследование дает ответ на вопрос о тенденциях изменения изучаемого объекта во времени. Повторные исследования бывают: трендовые (когортные, исторические), цель которых заключается в изучении изменений на уровне социальных возрастных групп; панельные, представляющие собой изучение одних и тех же явлений через определенные интервалы времени; лонгитюдные, объектом изучения которых являются изменения в молодежной группе.

При проведении повторных исследований используется социальный мониторинг, т. е. система непрерывного и оперативного сбора, обработки и хранения информации на компьютере по наиболее актуальным проблемам жизни общества.

Социологическое исследование имеет  ряд этапов:

1. подготовительный;

2. сбор первичной социологической информации;

3. подготовка и обработка информации;

4. анализ информации и подготовка итоговых документов.

Программа социологического исследования разрабатывается на подготовительном этапе социологического исследования. Не исключена ее доработка на более поздних этапах. Качество программы обеспечивает достоверность информации, которая будет получена в результате исследования. Программа – это научный документ, в котором содержится теоретико-методическая основа всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. В программе отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования.

Социологическое исследование направлено не на постижение проблемы, а на изучение проблемной ситуации, так как проблема представляет собой объективное противоречие, а проблемная ситуация – это отражение реальной проблемы в сознании людей.

Генеральная совокупность – общее число единиц, составляющих объект исследования (например, коллектив завода, жители города или республики в целом). Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, элементы которой становятся объектом наблюдения. Выборочная совокупность должна отвечать требованию репрезентативности, т. е. она должна воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.

Основные методы сбора социологической информации: опросные методы (анкетирование, социологическое интервью), социологический эксперимент, социологическое наблюдение, анализ документов, социометрия, контент-анализ.

Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к респондентам (опрашиваемым) с вопросами по теме исследования. Опрос является самым распространенным методом сбора первичной социологической информации.

Анкетный опрос – это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой.

Анкета представляет собой опросный лист, самостоятельно заполняемый респондентом по указанным в нем правилам. Поэтому содержащиеся в ней вопросы должны быть доступны его пониманию.

Структура анкеты включяет три части: вводную, основную и заключительную («паспортичку»). Во введении указывается организация, которая проводит социологическое исследование, цель исследования, подчеркивается анонимный характер заполнения анкеты, выражается благодарность за участие в анкетировании, имеется инструкция по заполнению анкеты. В основной части содержатся вопросы, раскрывающие тему исследования. Заключительная часть состоит из блока вопросов о статусе личности и демографических данных.

Для получения достоверных данных большое значение имеет подбор и  формулировка вопросов анкеты или интервью, т. е. вопросы должны отвечать определенным требованиям. Например, соответствовать теме исследования, психологии, культуре и интеллектуальному уровню респондентов; быть нейтральными; в закрытых вопросах необходимо указывать все возможные варианты ответов или заменять полузакрытыми вопросами, предполагающими свой вариант ответа и др. Анкета должна включать и контрольные вопросы, целью которых является проверка правдивости и непротиворечивости ответов. Одним из главных преимуществ анкетного опроса является то, что это экономичный и оперативный метод. С его помощью можно в относительно короткий срок опросить большое количество респондентов, иногда до нескольких тысяч.

Интервью – это непосредственное вербальное взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. По сравнению с анкетным опросом интервью имеет ряд преимуществ: информация, полученная с помощью интервью, является более полной и определенной, чем анкетная, так как неопределенные и противоречивые ответы могут быть уточнены; интервью дает возможность наблюдения за респондентом. К недостаткам интервью относится: проблема обеспечения анонимности; большие финансовые и временные затраты.

Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социологической информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и ситуации, в которой они имеют место. Основное преимущество наблюдения в том, что оно позволяет фиксировать событие непосредственно в момент его проявления. К недостаткам наблюдения относятся: вмешательство исследователя в естественный ход событий; локальность изучаемой ситуации; субъективность оценки наблюдателя.

В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают:

1. Невключенное наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта и регистрирует события, не участвуя в них. Обычно невключенное наблюдение используется для изучения массовых процессов, в которых задействованы большие группы людей. 

2. Включенное наблюдение, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми и принимает участие в их деятельности, т. е. включен в исследуемый процесс. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое и открытое. При скрытом наблюдении исследователь входит в изучаемую группу как бы в качестве ее участника, скрывая свои исследовательские задачи. Метод скрытого включенного наблюдения используется при изучении факторов и форм взаимодействия внутри малых групп трудового коллектива. При открытом наблюдении коллективу известны цели и задачи исследования. Включенное наблюдение позволяет понять причины человеческого поведения. При этом этика включенного наблюдения требует фиксации только тех фактов, которые характеризуют предмет исследования.

Эксперимент – общенаучный метод получения в контролируемых условиях знаний о причинно – следственных связях.

Особенность эксперимента как метода сбора социологической информации состоит в том, что его проведение требует разработки гипотезы о причинно-следственной связи между независимой и зависимой переменной. Независимая переменная (экспериментальный фактор) – это гипотетическая причина определенных изменений в изучаемом объекте. Она вводится и контролируется экспериментатором. Зависимая переменная – изменения в изучаемом объекте, которые происходят под действием независимой переменной. Например, гипотеза – дифференцированная оплата труда влияет на повышение качества труда и выпускаемой продукции. Независимая переменная – оплата труда различного вида и качества, зависимая – эффективность труда и качество продукции.

Информация о работе Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»