Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:38, курс лекций

Краткое описание

Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – слово, понятие, учение. Этот термин был введен французским философом и социологом О. Контом в 30-е гг. XIX в., и первоначально означал обществоведение.

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

Для предупреждения девиантного поведения  важное значение имеет социальный контроль, введенный в научный оборот французским социологом и социальным психологом Г. Тардом. Данное понятие первоначально означало возращение к соответствующему нормам общества поведению. В осуществлении социального контроля акцент делается на «групповом давлении», принуждающим индивида приспособится к существующим нормам.

Таким образом, социальный контроль можно определить как способ саморегуляции системы посредством поощрения или наказания с целью упорядочить взаимодействие индивидов в обществе.  Санкции социального контроля подразделяются на формальные,  официально предписанные обществом (например, понижение должностного статуса или премия), неформальные (одобрение или негодование), позитивные (общественное признание заслуг) и негативные (осуждение). Наиболее действенным видом социального контроля является формальный контроль, основывающийся на трех принципах: предупреждение, удержание, применение санкций.

Т. Парсонс выделил три метода социального контроля: 1) изоляция (тюремное заключение); 2) обособление (ограничение контактов, например, в психиатрической больнице); 3) реабилитация (подготовка человека, нарушившего норму, к возвращению в нормальную жизнь).

К числу социальных институтов, которые  созданы для выполнения функций социального контроля относятся: уголовное право, милиция, психиатрические больницы, суды и прокуратура, тюрьма, социальная работа. Необходимо подчеркнуть роль социальной работы, которая рассматривает девиантное поведение не как злой умысел, а как проблему, требующую применения не только санкции, но и сочувствия, поддержки, оказания реальной помощи. Цель социальной работы заключается в том, чтобы помочь человеку вернуться к социально активной жизнедеятельности.

Тема 12. Социальный конфликт

 

Одним из типов социального взаимодействия выступает конфликт, под которым подразумевается столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Конфликт пронизывает все сферы жизни общества и без него не возникает в общественной жизни ничего нового. Возникновение и развитие конфликтных ситуаций и взаимодействий  не только не неизбежно, но даже необходимо.

Конфликт – это столкновение противоположных и несовместимых взглядов, позиций, интересов на почве соперничества и отсутствия взаимопонимания, на фоне проявления негативных эмоций.

Два основных признака конфликта:

  1. конфликт возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений;
  2. конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия.

Конфликт может принимать самые  разнообразные формы и протекать  в виде: ссоры, забастовки, парламентских дебатов, демонстрации, террористического акта, экономической блокады, идеологической борьбы, бунта, военного переворота и т. д.

Развитие любого конфликта (от семейной ссоры до военных действий) происходит по одной схеме:

конфликтная     +     инцидент   =    конфликт

ситуация

Основные этапы (стадии) развития конфликта:

  1. возникновение напряженности в отношениях субъектов социального взаимодействия;
  2. осознание складывающейся конфликтной ситуации как трудноразрешимой и негативное эмоциональное переживание;
  3. начало открытого конфликтного взаимодействия;
  4. развитие открытого конфликта;
  5. разрешение конфликта.

В большинстве случаев конфликт воспринимается как негативное явление, в основе которого лежит недовольство, неудовлетворенность сложившейся  ситуации и т. п. Соответственно в анализе конфликтных ситуаций на первый план выдвигается точка зрения о том, что конфликт выполняет только негативные функции в обществе, т. к. нередко ведет к беспорядку, нестабильности, психологическому дискомфорту, снижает социальную активность индивидов и т. д. Действительно, конфликт часто оказывает негативное воздействие на психическое состояние его участников, деструктивное воздействие на общность, нарушая сложившиеся связи между людьми, и даже способен разрушить устойчивое функционирование общества. Несмотря на то, что большинству конфликтов часто свойственна достаточно высокая степень остроты, длительности  и разрушительности, однако необходимо акцентировать внимание и на позитивной направленности функций конфликта. Г. Зиммель отметил тот факт, что конфликт имеет и положительные стороны. Ранее предполагалось, что если индивиды заинтересованы в сохранении той системы, в рамках которой они реализуют власть и влияние, то любой конфликт рассматривается ими как нечто негативное, способное разрушить уже сложившийся способ их жизнедеятельности. Однако не существует социальных групп без конфликтных отношений, и то, что конфликт подавляется, еще не говорит о гармоничных взаимоотношениях внутри группы. Л. Козер, вслед за Г. Зиммелем, рассматривает конфликт как результат действия сил притяжения и отталкивания, гармонии и дисгармонии, являющихся теми составляющими элементами социального целого, которые структурируют все связи в обществе. Поэтому не может существовать группа, в которой действуют только силы притяжения и гармония, т. к. группа есть соединение двух процессов: объединения и разъединения, кооперации и конфликта. Группа есть результат соединения двух процессов – объединения и разъединения, кооперации и конфликта.

К. Маркс, автор социологической теории конфликтов, утверждал, что в условиях классовой борьбы конфликт является неизбежным явлением общественной жизни. Антагонизм классов нельзя разрешить в рамках существующего строя. Согласно его теории, классовый конфликт является движущей силой истории, так как является основой и главной причиной преобразования общества и перехода на более совершенную стадию развития, как коммунизм.

В отличие от Маркса, Г. Зиммель  видел источник конфликта не в  противоположности экономических  интересов противоборствующих классов, а в инстинкте враждебности. Зиммель утверждал, что чем сильнее межгрупповой конфликт, тем менее вероятно исчезновение границ между группами, и чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность внутри конфликтующих групп.

По мнению Р. Дарендорфа, главной  причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Таким образом, основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет. Основные положения его теории конфликта можно свести к следующему: а) во всех обществах есть господство, конфликт и подчинение; б) общественная структура основа на власти и подчинении; в) интересы членов различных групп противоположны; г) при осознании общих интересов образуются общественные классы; д) классовый конфликт обостряется,  если вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, остальные же не имеют возможности ее     получить.

Конфликт может протекать в  виде ссоры, забастовки, протеста, конкуренции, внутриличностных переживаний, войны, террористического акта, идеологической борьбы и т. д. В развитии конфликта можно выделить основные этапы: 1) возникновение напряженности в отношениях; 2) осознание складывающейся ситуации как конфликтной; 3) открытое конфликтное взаимодействие; 4) развитие конфликта; 5) его разрешение.

Не существует и не может существовать бесконфликтного общества. Российский социолог В. А. Ядов подчеркивает, что конфликт является нормальным состоянием общества. Конфликт выполняет как деструктивные (негативные), так и конструктивные (позитивные) функции.

Деструктивные функции  конфликта:

1. Конфликт способен разрушить социальную общность.

2. Неизбежно ведет к ухудшению морально-психологического климата в коллективе.

3. Приводит к душевному кризису человека, всей системы его ценностей.

4. Создает трудности для трудовой и социальной активности индивидов.

5. Противостояние может привести к неразрешимости конфликтной ситуации.

Конструктивные функции:

1. Конфликт содействует быстроте и эффективности принятия решений.

2. Может способствовать укреплению внутренней солидарности в группах.

3. Указывает на неблагополучие в той или иной области отношений между людьми, тем самым, позволяя оперативно отреагировать на это неблагополучие.

4. Делает отношения между людьми более напряженными.

5. Позволяет человеку разобраться кто враг, а кто друг.

Типы конфликтов: 1) внутриличностный (столкновение противоположных мотивов, невозможность реализовать желаемое, невозможность социально или профессионально адаптироваться, противоречия между притязаниями человека и его оценкой своих возможностей); 2) межличностный конфликт; групповые конфликты (нарушение трудового законодательства, неудовлетворительные коммуникации, такие как сплетни, слухи, плохие условия труда, низкая заработная плата, борьба за сферы влияния, противоположные интересы и цели); 3) конфликт в семье; 4) организационный конфликт.

Стратегии поведения личности в  конфликтной ситуации: а) конструктивная модель поведения (стремление уладить конфликт и поиск приемлемого для обеих сторон решения); б) деструктивная модель поведения (стремление обострить ситуацию, унизить соперника); в) конформистская модель поведения (пассивность и склонность к неоправданным уступкам).

Выделяют пять основных типов разрешения конфликтов:    1) конкуренция или конфронтация (настаивание на ошибочности позиции оппонента, с одной стороны, это ведет к одностороннему контролю за ситуаций, но с другой – к ненадежности решений и отказу от сотрудничества); 2) сотрудничество (стремление к позитивному взаимодействию, это приводит, с одной стороны, к максимальному удовлетворению интересов сторон, с другой – к риску нерешения данной проблемы); 3) компромисс (стремление идти на уступки, это ведет, с одной стороны, к получению равных шансов, с другой стороны – к нестабильности постконфликтной ситуации); 4) уклонение (разрыв отношений приводит, с одной стороны, к изменению отношения к конфликту, с другой – к невозможности управлять ситуацией); 5) приспособление (примирение с происходящим ведет, с одной стороны, к невозможности обострения конфликта, но с другой – к невозможности решения основных спорных вопросов).

Стили в процессе переговоров могут  изменяться и сочетаться друг с другом. Наибольшего успеха в сложных  переговорах, проходящих в условиях конфронтации, можно ожидать, когда оба их участника настроены на сотруднический стиль.

Тема 12. Социальное управление

Управление в самом общем плане представляет собой непрерывный процесс целенаправленного, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на объект управления с целью достижения определенного результата. Главная цель управленческого воздействии – обеспечить целостность объекта, его нормальное функционирование, совершенствование и развитие, а также достижение поставленных целей. Социальное управление – это целенаправленное воздействие на условия жизни людей, их ценностные ориентации, поведение мотивацию для обеспечения скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных действий, так и социально-организованных в социетальную систему в целом.

Социология изучает управление как непрерывно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Это воздействие не должно прерываться, а тем более прекращаться. Непрерывность процесса управления обеспечивается непрерывностью процесса информации и ее преобразованием в распоряжения. Все управленческие процессы базируются на обмене соответствующей информацией. Управленческая информация – совокупность сведений о состоянии объекта управления, управляющей системы и внешней среды, необходимых для обоснования и реализации принимаемых решений. При обмене информацией по разным причинам возникают барьеры («шумы»), которые снижают результативность управленческого процесса. Поэтому к управленческой информации применяются следующие требования: она должна быть объективной, достоверной, оптимальной, своевременной, систематизированной, логичной и лаконичной.

Социология  рассматривает как управление государством, так и управление организацией, любым  процессом взаимодействия. Остановимся подробнее на анализе государственного управления. Выделяют следующие уровни государственного управления: республиканский, региональный, местный. К функциям государственного управления относятся: политические, экономические, административные и т. п. Виды государственного управления: координационное, субординационное, функциональное, отраслевое. В качестве примера рассмотрим один из принципов государственного управления – принцип разделения властей. Так, в контексте управления государством особое внимание уделяется в социологии разделению властей. Традиционно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную воспринимается как принцип организации отношений между различными, несводимыми друг к другу видами (ветвями) власти, и одновременно, как организация отношений между высшими органами государственной власти. Этот принцип часто считается основополагающим для современной государственности вообще и для демократической государственности в частности.

В рамках теории государственного управления особенно важно то, что наряду с политической составляющей идея разделения властей имеет и сугубо управленческие коннотации. С политической точки зрения смысл разделения властей - в недопущении тирании, в предотвращении узурпации власти. С управленческой точки зрения, смысл разделения властей - в эффективном распределении разных функций между специализированными органами власти, т.е. в их функциональной специализации.

 

Существует много различных  точек зрения относительно выделения функций управленческого цикла. Большинство исследователей выделяют три основные: планирование, организация, контроль. В учебной литературе по менеджменту в США рассматривают четыре функции: планирование, организация, мотивация, контроль. В отечественной литературе выделяют четыре функции: выработка и принятие управленческого решения, организационная, корригирование и корректирование, учет и контроль (по В. Г. Афанасьеву).

Информация о работе Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»