Курс культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:51, шпаргалка

Краткое описание

Культура Древнего Востока. Специфика римской культуры, ее отличие от греческой. История развития представлений о культуре. История развития представлений о культуре.

Файлы: 1 файл

шпоры культурология.DOC

— 218.00 Кб (Скачать)

Культура  Древнего Востока

 Специфика  древних культур Востока: религия,                  письменность, образование, система знание, искусство. 

Понятие «Древний Восток» - охватывает цивилизации складывающиеся с 4-5 тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая. Этим условным терминам принято обозначать совокупность очень далеких друг от друга по географ. и хозяйтв. условиям по культурным особенностям стран и народов.

Религия играла главную роль в восточном  обществе. Она санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость соц. структуры. В религиях Востока на 2 план отходят первобытные верования и культы, на 1 план выходит религиозный культ могущественных богов. Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетинизм). Главная черта религии Востока – политеиз (многобожие). Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая наглядно была отражена в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах богов, героев, об их мудрости, сверхъестественном могуществе. Различные формы культуры начинают вести самостоятельное существование, т.е. культура становиться специализированной.

Развитие  хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-администр. деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы из писцов происходят первые литераторы. Возникает математика, астрономия, медицина.

Особенности Древневосточного искусства.

  1. Неотделимость худ. сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.
  2. Информационность – в памятниках культуры прослеживаются отчетливое преобладание информативного начала.
  3. Иерархичность – которая проявляется в постоянном стремлении показать какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами через атрибутику или масштаб.

Каждый  изображаемый имел определенные регалии.

Н-р  – царь или фараон – символы  власти;

          жрецы – символ знати;

          ремесленники – орудия труда.

  1. Каноничеость, т.е. наличие обязат. корм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.

Веды  – древ памятник д. культуры 

По одной  наиболее распростр. версий в середине 2 тыс. до н.э. в Индию с севера вторглась  племена ариев. Они расселились в восточном и южном направлении страны. Они создали величайшие памятники культуры духовной, произведений по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. О религиозных верованиях Индии дают представление Веды.

Конфуций  считал, что основные добродетели  человека – верность, послушание и почитание родителей и старших. Он учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль. В основе поведения человека должна лежать мораль и этика. Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды, церемонии традиции.

Конфуций  не проявлял особого интереса к философским  проблемам бытия. Его учение – прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдать установившиеся нормы жизни. Он утверждал, что истинно совершенные люди могут существовать только в прошлом и поэтому все должны изучать деяния древних. Гуманный человек равнодушен к богатству и жизненным удобствам. Он посвящает свою жизнь служению истине и другим людям.

Мудрец  рассматривал государство как большую семью, в которой должны соблюдаться те же правила, поведения, что и в семье.

Учение Конфуция – это прежде всего знания о человеческом в каждой личности.

Даосизм возник на рубеже VI - V в.в. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Главное слово дао, что означает – путь. Дао – корень всего, мать всех вещей.

Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо – от дао, а дао – от самого себя. Дао – это единый объективный  закон, которому подчинен весь мир.

Лао-цзы  утверждал, что человек будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе.

Он утверждал, что все в мире зависит от дао, а не от «божественной воли».

Дао -  источник всего сущест 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

??????? ??????

Важнейшая черта культуры Д.Е. — протест против смерти. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, культуру.

Стремление  к бессмертию явилось основой  для возникновения «заупокойного культа».

Именно  на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.

Для этого  одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться  со своим телом.

Бальзамирование, искусство изготовления мумий. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице — пирамиде.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца.

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самой большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена.

Царь  или вельможа, обладал вечной жизненной силой — «ка», т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения.

Тела  бедняков не бальзмирова-лись — это  было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.

Важнейшая черта культуры Д.Е. - протест против смерти.

Боги: бог Солнца — Ра - царь и отец богов. Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Исида - по 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Специфика римской культуры, ее отличие от греческой.

      Большое значение а развитии раннеримской культуры сыграло завоевание  городов Южной Италии. Заимствуется греческий алфавит, вводится медная монета.  Соединение многих начал - этру-сского, исконно римского, италь-янского, греческого - что обусло-вило ее эклектизм.

      Переход к индивидуализма к от гражданственности. 

В архитектуре:

Как и  в греческой - подчеркивалась сила, величие, подавляющее чело-века, пышная отделка, множество украшений, монументальность, симметрия. Но главное отличие в том, что вся римская архитектура стремилась к сооружению не храмовых комплексов, а зданий для практических целей. Функциональна, эстетична.

      Особые  округлые формы - арки, своды, купола. Это объясняется различием строительного материала. Долго не было мрамора, строили из вулканического туфа.  Во 2-1 вв. до н.э. - бетон. Потом кирпичь, карский мрамор.

      Появляются  новые типы зданий:

базилики (торгов. сделки и суд), амфитеатры (гладиаторские бои), цирки (для соревнования колесниц), термы (бани), триумфальная арка.

      Римский архитектор Витрувий написал трактат «Об архитектуре».

Памятника архитектуры: Колизей, Пантеон, Храм Юпитера, Триумфальная арка, Золотой дворец Нерона.

      В скульптуре: создали портретные статуи «тогатус», изображавшей ора-тора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов (бюсты Цице-рона и Цезаря, «Брут»).

      С развитием военного дела и рас-пространением  колесниц римляне начали усиленное  строительство дорог.

Римская поэзия: Ливий Андроник, Плавт, Теренций, Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций.

Проза: Катон Старший «О сельском хозяйстве», Варрон «Древности дел божеских и человеческих», Цицерон.

Историография: Саллюстий «Заговор Каталины», Гай Юлий Цезарь «Записки о Гальской войне», Тит Ливий, Тацит, Корнелий.

Характерной чертой мышления был практицизм, любовь к прикладным наукам.

Астрономия, ораторское искусство, география, военное дело, феномен римского права.

Римское военное искусство.

Главная цель - завоевание. Девиз: «devide et impera» (разделяй и властвуй). Отсюда большое внимание к военному искусству. Обязательная воинская повинность от 17 до 46 лет.

Структура: 4 легиона (в каждом 4200 ч. пехоты и 300 конницы). 1 легион=2 манипулы, которые делятся на центурии (по 100 ч.). 3 разряда центурий: 1 - от 17 до 24 лет; 2 - от 24 до 30 лет; 3 - от 30 до 46 лет.

Во  главе войска - консул, легиона - легат, помощника - квесторы.

Ордена - медные дощечки или браслеты. За спасение римского гражданина в бою спаситель венчал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
    История развития представлений о культуре

    В обыденном понятии  «культура» может связываться с городским образом жизни.  Культура- все прекрасное, возвышенное . По научному пониманию к-ра характеризует человека , его образ жизни  и отличает человека от животных. Сам термин культура имеет происхождение от  латинского 

    слова "culture" -  что  в переводе означает "возделывание земли, 

    уход" .Этот термин как нельзя более точно  выражает сущность понятия куль-

    туры, под  которым  философы  понимают все виды преобразовательной деятельности  общества и человека вместе с ее результатами. Появился в Др. Риме.  Постепенно появляется новый смысл – «воспитание человека» . Один из первых его сказал Цицерон. Первоначальное   понятие культуры, существовавшее  в  древних  цивилизациях  Китая (понятие "жень") и Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего  целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно  также и воспитание и обучение самого человека.  Философы древней Греции видели  в "пайдейе",  т.е.  "воспитанности", которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных" варваров  Современное понятие  возникает в 18 в. в Германии. Употреблялось в 2 смыслах – господство над природой и внутр. духовное богатство личности. В Росии появилось в 40 гг. 19 в.  В настоящее время  слово  "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и  просвещенности  и  воспитанности  человека. Культура стала  ассоциироваться с  признаками  личного  совершенства. Подлинное  возрождение  интереса к изучению и познанию куль-туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения.  Именно в этот период под совершенством  культуры стали понимать соответствие  гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие  человеческого разума. Цель  этого  процесса,  по  их мнению,  сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей "естественной" природы. Формирование культурологии как науки. Культурология - это гуманитарная наука о  сущности, закономерностях существования и развития, чело 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Курс культурологии