Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:51, шпаргалка
Культура Древнего Востока. Специфика римской культуры, ее отличие от греческой. История развития представлений о культуре. История развития представлений о культуре.
Первобытное
искусство и его функции.
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Он длится много сотен тысяч лет. Историю первобытного мира делят на 3 века:
каменный – древнекаменный (палеалит), среднекаменный (мезалит) – 12 – 7 тыс. лет до н.э., бронзовый (2 – 1 тыс. лет до н.э.) и железный век – примерно с середины 1 тыс. лет до н.э.
Появление первых памятников искусства относят к позднему палеолиту живопись на скалах, пещерах, гравированные рисунки на камнях, рельефы (все сюжеты посвящены животным, редко - человеку). Позже появляются женские статуэтки, не имеющие лица, но подчеркнуты половые признаки (символы продолжения рода).
В
период палеолита
– изображения не были связаны, были изолированы.
В период мезолита – в росписях начинают
преобладать сюжетные композиции, больше
изображается человек. В
период неолита – люди научились обжигать
глину, появилась расписная керамика.
В захоронениях находят оружие, драгоценности.
В период бронзового
века – появились первые архитектурные
сооружения из грубо обработанных камней.
В эпоху бронзы и железа большое распространение
получили изготовление оружия, декоративно
Р. рассматривает проблему трудности вступления молодого поколения в социальную и трудовую жизнь.
Байрон «Паломничество Чайльд Гагольда» (англ.).
Генрих Гейне
Китс «Огонь», «Психея».
Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира.
Р. не заканчивается в 19 в., он продолжается и в 20 в.
Реализм в европейской литературе.
РЕАЛИЗМ утверждается в 30 — 40-е
Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Во Франции в 30— 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную «Челове-ческую комедию»;
Виктор Гюго - «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные» и др.
Гюстав Флобер - «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо»
Проспер Меримо — мастер новелл «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес, исторических хроник «Хроника времен Карла10» и др.
В 30 — 40-е годы в Англии.
Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания», являющиеся вершиной реализма.
Уильям Мейкпис Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом произведении «История Генри Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга снобов», образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения, норвежских писателей:
Генриха Ибсена - драмы «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг народа» призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали.
Бьернсон драмы «Банкротство», «Свыше наших сил», и стихи.
Кнут Гамсун - психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен личности против обывательской среды.
В 80 г- гл. направлением Франц. Лит-ры явл-ся нанурализм братья Гонкур, Эмиль Золя
МУЗЫКА Л. ван Бетховен (немец)
Живопись –реалистич. Направление.Делакруа «Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»»Взятие крестоносцами Константинополя»
Реалистический пейзаж –Пуссо, Добиньи, Коро
Реалист направление –Домье «Бурлак». «Суп», «Вагон з класса»
Курье «Дробильщики камня», «Похороны в Орнаре»
Моне»Стога сена» «Впечатление , восходящее солнце» Противоречия м/у архитектурой и новой техники , архаичными формами и новым назначением зданий пытался разрешить новый стиль «модерн» Архитекторы Гауди (Испания), Макинтош (Великобритания)
В области скульптуры глубокое воздействие на все национальные школы оказало творч-во франц-х скульпторов Родена «Бронзовый век»»Мыслитель»
восстановить утраченную власть над умами. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идеи гуманизма унаследовав лишь манеру, технику ( так наз. Маньеризм ). 17-18 в
В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущих методов исследования утвердились наблюдение и эксперимент (опыт). 17 в. - век научной революции, давшей миру такие имена как Галилей, Кеплер, Бойль, Ньютон, Лейбниц, Декарт, Ферма, Гюйгенс, Горичелли, Левингук, Паскаль, Дарвин.
Научная революция 17 в. связана с революцией в естествознании. Развитие производственных сил требовало создания новых машин, знания законов механики, точных приборов для астрономических наблюдений.
Галилею принадлежат крупнейшие достижения в области физики (движение) и астрономии: обоснование и утверждение гелеоцентрической системы, открытие 4 спутников Юпитера, огромное количество звезд и др.
Галилей, Бруно и Кеплер продолжали учение о том, что Земля является частью Солнечной системы, как и др. планеты. Джордано Бруно был сожжен за противоречие геоцентризму, работа «О бесконечности, Вселенной и мирах».
Исаак Ньютон написал огромное количество научных трудов по оптике, астрономии, математике. Открыл Закон всемирного тяготения и на его основе Теорию движения небесных тел. Ввел понятие силы, энергии, сформулировал три основных закона механики.
В области оптики - открытие дифракции, дисперсии, интерференции.
В области матем. - алгебра, геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление.
18 век - Кант, Дидро, Локк, Вольтер, Лавуазье, Линней.
Джон Локк (англ.) - политическая теория «Опыт о человеческом разумении». Он сформулировал неотчуждаемые права: право на жизнь, свободу и собственность. Собственность - есть результат своего труда. Правопорядок должен обеспечивать возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
Иммануил Кант (нем.) - работа «Наблюдения над чувствами прекрасного и возвышенного». Предмет исследования - деятельность, установление законов человеческого разума и его границ. Особый вклад внес в разработку теории правового государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение госуд. строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают насилие.
Чарльз Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора».
Лейбниц - выдающийся философ.
Адам Смит - «Английская политическая экономия».
Барокко - означает «причудли-вый». Образовался в лоне католи-ческой церкви. Это попытка за счет художественных приемов за счет художественных приемов украшате-льства привлечь сторонников к этой вере. Соединил в себе старые тради-ции (готику) с новыми тенденциями - идеями демократического свободомыслия.
Собор Святого Петра.
Барокко отражает противоречие действительности и в тоже время стремление к утверждению какой-то стабильности. Отсюда монументальность.
Барбеки
Брунелески
Рубенс
Тьеполо
Классицизм (от лат. «образцо-вый») - это попытка поставить ра-зум над чувствами и обеспечить в его полное торжество. Это ориента-ция на гражданство, на строгую систему. Это торжество кортезианского рационализма.
К. стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов.
Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.
В литературе
Гете трагедия «Фауст»
Шиллер трагедии «Дон Карлос», «Мария Стюарт»
В живописи
Жан Луи
Давид полотна «Клятва
Жан Огюст Энгр картина «Апофеоз Гомера»
Франциско Гойя офорты «Каприччос»
В скульптуре
Шадов
Канова надгробие папы Климента III и миф. статую «Амур и Психея»
Торвальдсен скульптура «Янсон».
Театральное искусство
Дюпарк,
Шанмеле, Лекен, Тальма, Рошаль, Нейбер.
Культура родилась в храме, следовательно она подобно культу аристократична и иерархична. В этом Б. видит принципиальную разницу между культурой и цивилизацией. Цивилизация - это община, жизнь в обществе. Она требует для ее поддержания связи с природой.
Ц.- это горизонтальные связи человека, а К.- вертикальные.
Ц.- плюралистична, а К.- единична.
По Шпенглеру:
Цивилизация - совокупность технико-механических элементов, а культура - царство органически-жизненное. Поэтому он утверждает, что
Ц. - это заключительный этап развития культуры, для которой характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы.
Культура - лелеет дух, а цивилизация - тело.
Кроме того, некоторые ученые рассматривают цивилизацию как внешний по отношению к человеку мир, культура же ими трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.
1.Функция трансляции (передачи) социального опыта - культура выступает механизмом передачи социального опыта.
2.Гносеологическая (познавательная) - культура накапливает богатейшие знания о мире и создает благоприятные возможности для его познания и освоения.
3.Регулятивная - связана с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.
4.Семиотическая (знаковая) - культура, представляя собой определенную знаковую систему, предполагает знание, владение ею.
5.Аксиологическая
(ценностная) - культура как система ценностей
формирует у человека вполне определенные
ценностные потребности и ориентации.