Курс культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:51, шпаргалка

Краткое описание

Культура Древнего Востока. Специфика римской культуры, ее отличие от греческой. История развития представлений о культуре. История развития представлений о культуре.

Файлы: 1 файл

шпоры культурология.DOC

— 218.00 Кб (Скачать)

В то же время связь естествознания с  производством становилась теснее. Появились первые научные исследовательские лаборатории, работавшие на промышленность. Новые и новые научные открытия в различных областях естествознания все больше воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.

Создание  паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и много другого составило переворот в науке и технике и имело громадное историческое значение.

Великие сдвиги, происходившие в 19 в. в развитии науки и техники, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства всех стран и народов европейского континента.

Эпоха становления капитализма — это  и новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались

Классицизм (выше) - это попытка поставить разум над чувствами

Романтизм (ниже) - протест против суровой противоречивой действительности (гофман-писатель, композ-р, поэт Генрих Гейне, драматург Гауптман, композитор Мендельсон, Шуман, Шуберт, Вагнер, Штраус

Реализм (ниже) — это правдивое, объективное отражение действительности

Натурализм - представления о полной предопределенности  судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.

Эмиль Золь роман «Ругон Маккары»

Фрэнк Норрис

Символизм  - внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека.(поэт Поль Верлен, Артур Рембо, Шарль Бодлер «Цветы зла», Фридрих Шиллер, Гетте

Импрессионизм - от «впечатле-ние» - Моне, Писсаро, Моризо, Роден.

Модернизм –орнамент, к-й формируеткомпозиционную структуру произведения и украшает его.

Декаденство- пессимизм, неверие св социальный прогрессиндивидуализм, культ красоты, как  высшей ценности

Музыка:

Берлиоз «Реквием»

Верди «Сицилийская вечерня», «Аида»

Бизе  «Кармен»

Шопен

Вагнер

Романтизм в европейской  литературе 19 в.

РОМАНТИЗМ - протест против суровой противоречивой действительности.

Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей.

1. Это  такое направление, которое делит   мир на 2 мира:

- мир  действительности, который романтик  отвергает;

- мир  мечты, осуществление которой  автор находит в др. мире, не  существующем сегодня (мир души, античность..).

2. Романтизм  - противник классицизма (нет единства места, времени и действия), он признает развитие. Часто в произведениях героями явл. разбойники, изгои, бунтари. Для романтика нет исходно плохих людей, такими их сделало соц. общество.

3. Р. делится на 2 направления: иррациональный и героический.

Гофман - у истоков романтизма. Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск, критичность восприятия бытия - «Житейские воззрения кота Мура», «Эликсир дьявола», «Золотой горшочек». 
 
 
 
 
 

Гуманизм  и антропоцентризм эпохи Возрождения.

В кон. 14— нач. 15 вв. в Италии начала культура Возрождения (Ре-нессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь с античностью.

В центре внимания деятелей Возрождения был  человек, поэтому ми-ровоззрение  носителей этой культу-ры обозначают термином «гуманис-тическое» (от лат. человеческий»). Гуманисты полагали, что в чело-веке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность.

В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы.

Гуманисты придерживалить антропоцентристской идеологии, согласно которой человек - есть центр и высшая цель мироздания. Человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе.

Альберти, Пико лелла Мирамбола, Фичино «О человеке», «О чел. и его разуме».

Гуманисты считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как Боги.

Образованный  и одаренных людей в тот  период чтили, как в Средние века святых.

Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения.

Платоновская  Академия во Флоренции.

Данте «Божественная комедия»

Бокачо «Декамерон»

Аристо  поэма «Неистовый Роланд».

Джордано  Бруно «О бесконечности, Вселенной и Мирах».

Леонардо  да Винчи «Тайная вечер-ня», «Джоконда»=Мона Лиза.

Микельанжело  Буонаротти «Пиета», статуя Давида, «Моисей», «Страш-ный суд».

Культура  эпохи Возрождения. Гуманистический идеал человека.

Мощный  всплеск в культурной жизни многих европейских стран пришелся на 14-16 столетие, принято называть эпохой возрождения( Ренессанс). Первоначально  новое явление в европейской  культурной жизни выглядело как  возвращение  к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства. Так в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры и архитектуры. Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение, к античности, т. к. его представители не отбрасывали достижение средневековой культуры. Феномен Возрождения это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. Мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Это понимание не только отличается от античного, но и противоречит постулатам средневековой теологии. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек , а не Созидатель, подобная система взглядов получила название гуманизм «человечный». Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, также как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства воля и образованность, а отнюдь не соц. положение и происхождение, на благодатную почву.

Первоначальные  черты Ренессанса обнаружены в Италии. Эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов: ранний Ренессанс- с середины 14-15 в., высокий Рен.- до второй четверти 16 в. поздний Рен.- первая половина 17 в.   Ранний Ренессанс – к его периоду относится литературное творчество – Франческа Петрарки, Джовании Боккаччо. Ф. Петрарки остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Росписи художников отличают тонкий колорит и настроение грусти-Мозолло и Сандро Боттичелли. Наиболее известный скульптор Донателло – он первым создал обнаженное тело, его скульптуры были реалистичными. Выдающийся архитектор – Филиппе Брунеллески – один из основоположников архитектуры Ренессанса.

Высокий Ренессанс- он был сравнительно коротким. Он связан с именами трех гениальных мастеров титанов возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Поздний Ренессанс – он был отмечен наступлением католической реакции. Церковь пыталась 
 

К.- это  исторически определенный уровень   развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Впервые - у древнегреческих юристов, политиков и ораторов в 3-2 вв. до н.э. Катон «Об агркультуре».

 Потом Цецерон К. - это прежде всего culturе animi - возделывание души. Культуру нужно дисциплинировать с помощью наук.

 Пайдейя (греч) - путь, который проделывает человек от ребенка до взрослого состояния, путь воспитания, просвещения и образования.

 ?????????:

Аксиологическая к. - культура как совокупность духовных ценностей.

Сисволическая к. - культура как совокупность символов, которые выступают посредником между природой и человеком.

Технологическая к. - несколько умаляет значимость духовной культуры, ставя ее в прямую зависимость от культуры материальной. Обществ. жизнь делится на 2 уровня:

- уровень  материальных экономических отношений (базис);

- уровень  общественного сознания.

Герменевтика - интерпретация самых известных классических текстов (Библия, Коран, античная литер.)

Социологическая к. - конц. Бердяева.

Концепция кризиса культуры - Шпенглер «Закат Европы» - культура в кризисе, поскольку исчерпаны резервы ее развития и она переходит в цивилизацию. По его мнению: культура - лелеет дух, а цивилизация - тело. (последов. Сорокин).

 Его работа «Философия неравенства». Б. подчеркивает, что к. по своей природе недемократична. Она происходит от слова культ. Она родилась в храме, следовательно она подобно культу аристократична и иерархична. В этом Б. видит принципиальную разницу между культурой и цивилизацией. Цивилизация - это община, жизнь в обществе. Она требует для ее поддержания связи с природой.

 Ц.- это горизонтальные связи человека, а К.- вертикальные.

 Ц.- плюралистична, а К.- единична.

 По  Бердяеву культура проявляется:

  • В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая
  • нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность личности.
  • В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода - два полюса,

два борющихся  начала.

  • В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее орга

низме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
История развития представлений о культуре

В обыденном  понятии  «культура» может связываться с городским образом жизни.  Культура- все прекрасное, возвышенное . По научному пониманию к-ра характеризует человека , его образ жизни  и отличает человека от животных. Сам термин культура имеет происхождение от  латинского 

слова "culture" -  что  в переводе означает "возделывание земли, 

уход" .Этот термин как нельзя более точно  выражает сущность понятия куль-

туры, под  которым  философы  понимают все виды преобразовательной деятельности  общества и человека вместе с ее результатами. Появился в Др. Риме.  Постепенно появляется новый смысл – «воспитание человека» . Один из первых его сказал Цицерон. Первоначальное   понятие культуры, существовавшее  в  древних  цивилизациях  Китая (понятие "жень") и Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего  целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно  также и воспитание и обучение самого человека.  Философы древней Греции видели  в "пайдейе",  т.е.  "воспитанности", которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных" варваров  Современное понятие  возникает в 18 в. в Германии. Употреблялось в 2 смыслах – господство над природой и внутр. духовное богатство личности. В Росии появилось в 40 гг. 19 в.  В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и  просвещенности  и  воспитанности  человека. Культура стала  ассоциироваться с  признаками  личного  совершенства. Подлинное  возрождение  интереса к изучению и познанию куль-туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения.  Именно в этот период под совершенством  культуры стали понимать соответствие  гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие  человеческого разума. Цель  этого  процесса,  по  их мнению,  сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей "естественной" природы. Формирование культурологии как науки. Культурология - это гуманитарная наука о  сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.  Тэйлор ввел термин культурология Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Курс культурологии