Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:51, шпаргалка
Культура Древнего Востока. Специфика римской культуры, ее отличие от греческой. История развития представлений о культуре. История развития представлений о культуре.
В то же
время связь естествознания с
производством становилась
Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и много другого составило переворот в науке и технике и имело громадное историческое значение.
Великие сдвиги, происходившие в 19 в. в развитии науки и техники, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства всех стран и народов европейского континента.
Эпоха становления капитализма — это и новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались
Классицизм (выше) - это попытка поставить разум над чувствами
Романтизм (ниже) - протест против суровой противоречивой действительности (гофман-писатель, композ-р, поэт Генрих Гейне, драматург Гауптман, композитор Мендельсон, Шуман, Шуберт, Вагнер, Штраус
Реализм (ниже) — это правдивое, объективное отражение действительности
Натурализм - представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.
Эмиль Золь роман «Ругон Маккары»
Фрэнк Норрис
Символизм - внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека.(поэт Поль Верлен, Артур Рембо, Шарль Бодлер «Цветы зла», Фридрих Шиллер, Гетте
Импрессионизм - от «впечатле-ние» - Моне, Писсаро, Моризо, Роден.
Модернизм –орнамент, к-й формируеткомпозиционную структуру произведения и украшает его.
Декаденство- пессимизм, неверие св социальный прогрессиндивидуализм, культ красоты, как высшей ценности
Музыка:
Берлиоз «Реквием»
Верди «Сицилийская вечерня», «Аида»
Бизе «Кармен»
Шопен
Вагнер
Романтизм в европейской литературе 19 в.
РОМАНТИЗМ - протест против суровой противоречивой действительности.
Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей.
1. Это
такое направление, которое
- мир действительности, который романтик отвергает;
- мир мечты, осуществление которой автор находит в др. мире, не существующем сегодня (мир души, античность..).
2. Романтизм - противник классицизма (нет единства места, времени и действия), он признает развитие. Часто в произведениях героями явл. разбойники, изгои, бунтари. Для романтика нет исходно плохих людей, такими их сделало соц. общество.
3. Р. делится на 2 направления: иррациональный и героический.
Гофман
- у истоков романтизма. Его произведениям
присущи драматизм и сарказм, лирика и
гротеск, критичность восприятия бытия
- «Житейские воззрения кота Мура», «Эликсир
дьявола», «Золотой горшочек».
Гуманизм
и антропоцентризм эпохи
В кон. 14— нач. 15 вв. в Италии начала культура Возрождения (Ре-нессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь с античностью.
В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому ми-ровоззрение носителей этой культу-ры обозначают термином «гуманис-тическое» (от лат. человеческий»). Гуманисты полагали, что в чело-веке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность.
В качестве
«идеального человека»
Гуманисты придерживалить антропоцентристской идеологии, согласно которой человек - есть центр и высшая цель мироздания. Человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе.
Альберти, Пико лелла Мирамбола, Фичино «О человеке», «О чел. и его разуме».
Гуманисты считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как Боги.
Образованный и одаренных людей в тот период чтили, как в Средние века святых.
Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения.
Платоновская Академия во Флоренции.
Данте «Божественная комедия»
Бокачо «Декамерон»
Аристо поэма «Неистовый Роланд».
Джордано Бруно «О бесконечности, Вселенной и Мирах».
Леонардо да Винчи «Тайная вечер-ня», «Джоконда»=Мона Лиза.
Микельанжело Буонаротти «Пиета», статуя Давида, «Моисей», «Страш-ный суд».
Культура эпохи Возрождения. Гуманистический идеал человека.
Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран пришелся на 14-16 столетие, принято называть эпохой возрождения( Ренессанс). Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства. Так в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры и архитектуры. Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение, к античности, т. к. его представители не отбрасывали достижение средневековой культуры. Феномен Возрождения это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. Мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Это понимание не только отличается от античного, но и противоречит постулатам средневековой теологии. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек , а не Созидатель, подобная система взглядов получила название гуманизм «человечный». Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, также как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства воля и образованность, а отнюдь не соц. положение и происхождение, на благодатную почву.
Первоначальные черты Ренессанса обнаружены в Италии. Эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов: ранний Ренессанс- с середины 14-15 в., высокий Рен.- до второй четверти 16 в. поздний Рен.- первая половина 17 в. Ранний Ренессанс – к его периоду относится литературное творчество – Франческа Петрарки, Джовании Боккаччо. Ф. Петрарки остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Росписи художников отличают тонкий колорит и настроение грусти-Мозолло и Сандро Боттичелли. Наиболее известный скульптор Донателло – он первым создал обнаженное тело, его скульптуры были реалистичными. Выдающийся архитектор – Филиппе Брунеллески – один из основоположников архитектуры Ренессанса.
Высокий Ренессанс-
он был сравнительно коротким. Он связан
с именами трех гениальных мастеров титанов
возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэля
Санти и Микеланджело Буонарроти. Поздний
Ренессанс – он был отмечен наступлением
католической реакции. Церковь пыталась
К.- это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Впервые - у древнегреческих юристов, политиков и ораторов в 3-2 вв. до н.э. Катон «Об агркультуре».
Потом Цецерон К. - это прежде всего culturе animi - возделывание души. Культуру нужно дисциплинировать с помощью наук.
Пайдейя (греч) - путь, который проделывает человек от ребенка до взрослого состояния, путь воспитания, просвещения и образования.
Аксиологическая к. - культура как совокупность духовных ценностей.
Сисволическая к. - культура как совокупность символов, которые выступают посредником между природой и человеком.
Технологическая к. - несколько умаляет значимость духовной культуры, ставя ее в прямую зависимость от культуры материальной. Обществ. жизнь делится на 2 уровня:
- уровень материальных экономических отношений (базис);
- уровень общественного сознания.
Герменевтика - интерпретация самых известных классических текстов (Библия, Коран, античная литер.)
Социологическая к. - конц. Бердяева.
Концепция кризиса культуры - Шпенглер «Закат Европы» - культура в кризисе, поскольку исчерпаны резервы ее развития и она переходит в цивилизацию. По его мнению: культура - лелеет дух, а цивилизация - тело. (последов. Сорокин).
Его работа «Философия неравенства». Б. подчеркивает, что к. по своей природе недемократична. Она происходит от слова культ. Она родилась в храме, следовательно она подобно культу аристократична и иерархична. В этом Б. видит принципиальную разницу между культурой и цивилизацией. Цивилизация - это община, жизнь в обществе. Она требует для ее поддержания связи с природой.
Ц.- это горизонтальные связи человека, а К.- вертикальные.
Ц.- плюралистична, а К.- единична.
По Бердяеву культура проявляется:
два борющихся начала.
низме.
В обыденном понятии «культура» может связываться с городским образом жизни. Культура- все прекрасное, возвышенное . По научному пониманию к-ра характеризует человека , его образ жизни и отличает человека от животных. Сам термин культура имеет происхождение от латинского
слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли,
уход" .Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия куль-
туры, под
которым философы понимают все
виды преобразовательной деятельности
общества и человека вместе с ее результатами.
Появился в Др. Риме. Постепенно появляется
новый смысл – «воспитание человека»
. Один из первых его сказал Цицерон. Первоначальное
понятие культуры, существовавшее
в древних цивилизациях Китая
(понятие "жень") и Индии (понятие
"дхарма") означало прежде всего
целенаправленное воздействие человека
на окружающую его природу. Включало оно
также и воспитание и обучение самого
человека. Философы древней Греции
видели в "пайдейе", т.е.
"воспитанности", которую они считали
синонимом культуры, главное свое отличие
от "некультурных" варваров Современное
понятие возникает в 18 в. в Германии.
Употреблялось в 2 смыслах – господство
над природой и внутр. духовное богатство
личности. В Росии появилось в 40 гг. 19 в.
В настоящее время слово "культура"
часто употребляется как мера уровня образованности
и просвещенности и воспитанности
человека. Культура стала ассоциироваться
с признаками личного совершенства.
Подлинное возрождение интереса
к изучению и познанию куль-туры возобновилось
лишь в эпоху Просвещения. Именно в
этот период под совершенством культуры
стали понимать соответствие гуманистическому
идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу
просветителей. Французские просветители
XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали
содержание культурно-исторического процесса
как развитие человеческого разума.
Цель этого процесса, по их
мнению, сделать всех людей счастливыми,
живущими в согласии с запросами и потребностями
своей "естественной" природы. Формирование
культурологии как науки.
Культурология - это гуманитарная наука
о сущности, закономерностях существования
и развития, человеческом значении и способах
постижения культуры. Тэйлор ввел термин
культурология Хотя культура стала предметом
познания с момента возникновения философии,
оформление культурологии как специфической
сферы гуманитарного знания относится
к Новому времени и связано с философскими
концепциями истории