Курс культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:51, шпаргалка

Краткое описание

Культура Древнего Востока. Специфика римской культуры, ее отличие от греческой. История развития представлений о культуре. История развития представлений о культуре.

Файлы: 1 файл

шпоры культурология.DOC

— 218.00 Кб (Скачать)

Веды  – священная книга индийцев, великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения.

Основу  ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношения), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозным аспектом Веды включали в себя и басни, и сказки, порою с элементами сатиры.

Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы.

Ведическая  литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия, медицины, геометрии, ремесел, военной техники, астрономии и т.д..

 Буддизм  и индуизм в культуре Индии 

Гоудализм – самая ранняя по времени появления  мировая религия. Расцвет этой религии пришелся на V век до н.э. – начало н.э. основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм -  означает «просветленный» от древнеиндийских племенных религий он унаследовал анимистических представление об одушевленности всего живого в природе: о карме как законе переселения душ по которому место человека в жизни определяется его грехами или добродетелями в предыдущих существованиях.

Центральным в учении Буддизма считается «четыре  благородных истины»:

  • жизнь есть страдание;
  • причина страдания – стремление к наслаждению;
  • прекращение страдания – уничтожение желаний;
  • нирвана - свобода и озарение.

Индуизм – грандиозный синтез самых разных верований учений, обычаев, многие из которых возникли не только раньше буддизма, но и задолго до прихода ариев. Поэтому индуизм нельзя расследовать исходя из привычных представлений о религии как систему.

В нем  мирно уживаются самые разнообразные  черты, порой совершенно противоположные.

Согласно  индуизму главное в вере – деятельная и страстная любовь к богу.

Наиболее  почитаемая индусами триада богов: Брахма (бог – творец, создатель Вселенной), Вишну (хранитель мирного порядка, способный к воплощению в земные смертные существа), Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель).

Создав  синтез абстрактного представления об абсолютном духе и богах, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям. Специфика древне-китайской мудрости, конфуций и лао-цзы 

На рубеже VI - V в.в. до н.э. в Китае возникает важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Его основателем был проповедник Кун-цзы (учитель Кун).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

вующего в мире – духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухам, ни осязанием.

Центральная проблема даосизма – учение о бессмертии. Он создал свое учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление  жизни.

Жители  Древнего Китая — одного из первых государств на Земле — создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.

В середине 1 тыс. до н.э. - три идеологических направления - даосизм, учение Конфуция и буддизм.

Конфуцианство. Конфуций усматривал причину всех невзгод и беспорядков в обществе в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших.

Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.

Конфуций  отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению.

Вся полнота  власти в стране должна принадлежать императору — «сыну неба». «Император - это отец народа, а народ — его дети».

Конфуций  опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов — церемоний, закрепление в общественной жизни старых норм.

Во II—I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов.

Основное  содержание конфуцианства — это обожествление императора и освящение его власти, император почитается как наместник бога на Земле.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

кровительница плодородия и материнства.

Архитектура и скульптура основывалась на принципах незыблемости и непостижимости, которые проявлялись, прежде всего, в гигантских размерах (Сфинкс, Пирамиды). Были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции.

В 3—2 тыс. до н.э. пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида Джосера, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.

Пирамида  Хеопса (строили ее более 20 лет, высота 147 м (сейчас 137 м), площадь — около 55000 м).

Статуя  фараона Аменемхета III.

Скульптурный  портрет Нифертити.

Литература не была высоко развита. Книга мертвых - худож. произведение, в котором зафиксированы моральные устои и принципы др. египтян.

«Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

Наука. Астрономия. Египетские астрономы высказывали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развивалась математика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены часы — водяные и солнечны. Химия, геометрия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ся лавровым венком, а победитель, поднявшийся  на вражескую стену получал золотой  венец.

Дисциплина  была очень жесткая. Питание скудное: раз в день 1 кусочек черствого хлеба. Ультимативность к врагам: либо освобождают территорию, либо присоединяются к ним, если нет - война.

Символика победы: овация и триумф.

Триумф: Шествие на Капитолийский холм по священной дороге через Триумфальную арку: впереди шли захваченные, потом ликторы - почетная стража - несли фасции (пучка розг, как символ неподкупности), затем полководец выезжал на квадриге (4 коня), он держал жезл с орлом и золотой венец над головой, сзади - воины. Наверху Капитолии их встречал Сенат (300 ч.).

Овация: значительно проще - без колесниц или верхом.

Римское право как социокультурный феномен.

Необходимость управления большой территорией требовало хорошо организованной армии и тщатель-ной политико-правовой системы.  РП - высшее отражение этой потребности, а также как ответ на требование плебса.

«Законы 12 таблиц» (таблицы выставлены на форуме, площадях и рынках. Отразили институт патри-архального рабства.

Римское право было систематизировано фр. Готефредом в 16 в.

Институции. Правовое государство не может существовать без гражданства, а в Риме его не было. Зачастую законы оставались лишь образцом для последующих поколений.

Дагесты - извлечения из работ наиболее популярных римских юристов (Гай, Модестин, Павел, Ульпиниан,  Цельз).

Кодекс  Юстинианес - своды законов, которые были сформулированы до Юстиниана (6 в. до н.э.) - музей права.

Новеллас.

Достоинства РП:

1. Это  право абстрактного индивида. Римляне переработали все существующие права других стран и разработали единое (этому способствовала торговля в Средиземном море).

2. Это  право частной собственности: право на жизнь, частную собственность.

3. Это  уникальная методология права.

4. Это  огромная систематика.

5. Оно  сосредоточило концептуальный юридический аппарат. Это ис-точник юридической терминологии.

Это универсальный язык юристов, способствует интеграции негосударственных политических организаций

6. РП  очень суровое, но допускает  комментарии.

«buona fides» (позиции доброй воли).

Если  закон противоречит праву человека, то д.б. применено право право человека. РП допускает трактовку с позиции юстиции. Юстиция - воплощение справедливости. Это то направление, в котором может развиваться право.

Цицерон, Сенека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    веческом  значении и способах постижения культуры.  Тэйлор ввел термин культурология Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Оснобополагающее

    влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей,  О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концеп ции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева.   Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них.  В культурологии есть не только система рационального знания, но и система  внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры.  Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру.  Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной  наукой  

Основные  черты культуры 19 в.

19 в.  — это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук.

Информация о работе Курс культурологии