Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:38, курс лекций
Конспект лекций по курсу «Культурология» предназначен для студентов I курса всех специальностей заочного факультета.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»
(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)
КОНСПЕКТ
ЛЕКЦИЙ
ПО
КУЛЬТУРОЛОГИИ
для всех специальностей
Составитель Могилевская Г.И.,
«Философия и история»
Шахты
2009
Конспект лекций по курсу «Культурология» предназначен для студентов I курса всех специальностей заочного факультета. Отчетность по курсу – зачет.
Предмет курса – изучение культуры как целостного явления, выполняющего важнейшие функции культурной адаптации, инкультурации и социализации, социо-культурной интеграции. Рассматриваемая в единстве устойчивости и изменчивости, культура выступает как образование, определяющее тот или иной характер человеческого смыслополагания, порождающее тот или иной тип мировосприятия (ментальности). В предмет курса входит рассмотрение структуры и функций культуры, культурной коммуникации, важнейших процессов культурной динамики, принципов культурной типологизации. Предметом изучения является интерпретация основных теоеретико-культурологических понятий, знакомство с важнейшими теоретическими концепциями культуры.
Целью курса является ознакомление студентов с основами теоретической культурологии, базовым понятиями теории культуры, важнейшей проблематикой теоретико-культурологического знания, основными концептуальными подходами в сфере теории культуры, а также выявление типологических особенностей Востока, Запада и России.
Задачи курса: сформировать у студентов представление о культуре как системе, имеющей морфологические и динамические характеристики, о базовых понятиях теоретической культурологии, о структуре современного теоретико-культурологического знания, об основных концепциях и направлениях в области теории культуры.
Прослушав курс теории культуры, студент должен знать содержание основных теоретико-культурологических концептов, овладеть понятийным аппаратом дисциплины, иметь представление о важнейших направлениях изучения культуры в рамках теоретической культурологии, ориентироваться в современных теоретико-методологических подходах изучения и интерпретации феномена культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Культурология как наука
Лекция 2. Сущность культуры
Лекция 3. Типология культуры
Лекция 4.. Современные культурологические концепции
Лекция 5. Символическая реальность культуры
Лекция 6. Динамика культуры
Лекция 7. Человек как общий знаменатель культуры
Лекция 8. Особенности культуры ХХ века
Лекция 9. Россия и ее роль в мировой культуре
Лекция 1. Культурология как наука
1. Предмет культурологии
2. Задачи культурологии как науки
3. Структура культурологического знания
Культурология как наука складывается в конце 19 века, когда во всемирном масштабе возникает ситуация диалога культур. До этого рефлексия над культурой осуществлялась в рамках своей собственной культуры и собственной философии и выполнялась философией культуры. Интерес к культуре проявляют различные отрасли знания, такие как археология, этнография, социология и многие другие, которые, в конечном счете, и становятся базисом культурологического знания.
Будучи одной из молодых научных дисциплин, культурология формируется на стыке многих наук: философии, социологии, психологии и др. Опираясь на знания различных наук о культуре, культурология синтезирует их в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой. В итоге культурология выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой.
Идея выделения культурологии в самостоятельную область связывается с именем американского антрополога Л. Уайта, который заинтересовался этой проблематикой еще в 30-е годы. “Культурология, — писал Л.А. Уайт, — совсем молодая отрасль науки. После нескольких веков развития астрономии, физики и химии, нескольких десятилетий развития физиологии и психологии наука наконец обратила свое внимание на то, что в наибольшей степени определяет человеческое поведение человека — на его культуру... Объяснение культуры может быть только культурологическим” [2, с. 124 Уайт Л.А. Культурология//Работы Л.А. Уайта по культурологии. Серия: Лики культуры. — М.: ИНИОН РАН, 1996. С. 162— 169.].
Л.А. Уайт впервые употребил в печати термин культурология в 1939 г. в статье “Проблема терминологии родства”, хотя, по его собственному признанию, он пользовался им в своих курсах за несколько лет до этого времени. Позднее этот термин получил более широкое распространение во многих странах, в том числе в последнее время и в России.
Постепенно сформировался предмет культурологии, им является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования. В настоящее время мы можем сказать, что культурология сформировалась как наука, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково - коммукативных характеристик. К, собственно, культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания.
Среди основных задач культурологии выделяются следующие:
Анализ культуры как системы культурных феноменов;
Выделение типов связей между элементами культуры;
Исследование типологии культур и культурных единиц;
Разрешение проблем социокультурной динамики;
Исследование культурных кодов и коммуникаций
Подводя итог сказанному, мы можем отметить, что
объектом познания культурологии выступает культура как исторический социальный опыт людей, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
Как и любая самостоятельная дисциплина культурология обладает инструментарием для изучения культурных процессов. К методам данной дисциплины следует отнести
- Диахронический, для которого характерно изложение явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
– Синхронистический, где исследование, в т.ч. сравнительное, ведется в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.
- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
В соответствии с теми пластами, которые включает в себя культурология как наука можно выделить направления ее исследований:
Социальная культурология - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры".
Фундаментальная - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.
Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Социальные перспективы культурологии - в ходе "информационной революции" неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.
Т.е. мы можем выделить три блока культурологического знания:
гуманитарно-культуроведческий, осуществляющий описание культурных объектов и их классификацию по внешним признакам;
социально-культурологический, осуществляющий научную систематизацию культурных явлений по их сущностным признакам и объяснения их генезиса и функций, а также их места в системе иных явлений;
прикладной культурологический, разрабатывающий технологии и методы трансляции культурных норм и ценностей.
Лекция 2. Сущность культуры
1. Основные подходы к понятию «культура»
2. Основные функции культуры.
3. Культура и цивилизация
Культурология представляет собой науку о культуре, ее теории и истории. Очевидно, что культурология как наука ХХ века не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре и классифицирует дефиниции своего главного понятия, она опирается на определенную историческую традицию. В понятии «культура», восходящем к римской античности подчеркивается фиксируемое им отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Первоначальный смысл этого слова в латинской античности предполагал возделывание и обработку почвы. Позднее в «Тускуланских диспутах» Цицерона слово культура было применено метафорически, для характеристики возделывания ума, мышления. Поэтому культура – это и возделывание поля, обработка сада, и уход за растениями и животными, т.е. земледелие и сельское хозяйство. А термин «культура» как нечто исправляющее человеческую природу имело дополнительное значение.
В античности культура выступала одновременно и «воспитанием», и «возделыванием», и «культом». Процесс формирования гражданина античного полиса греки обозначали термином «пандейя». Переход общества к христианскому средневековью внес коррективы и в термин «культура», которая начала осознаваться не столько как воспитание меры, гармонии и порядка, сколько как преодоление ограниченности, как культивирование духовного совершенствование личности.
Новое время предложило ряд философских теорий культуры. К 17 столетию в европейской и впоследствии мировой теоретической терминологии произошло превращение слова «культура» в содержательное понятие. Бескомпромиссно мыслители 17 века противопоставили культуру природе, сформулировав оппозицию: культура – это контр – натура. То есть в философской мысли четко было отрефлексировано неприродное происхождение поведения человека, норм, обычаев, традиций человеческого общества. С тех пор представления о культуре формируются в двух основных направлениях: оптимистическом и пессимистическом. Оптимистические воззрения на культуру развивались многими французскими просветителями, Гегелем, Марксом, современными сциентистами. Более мрачное видение культуры представлено в трудах Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, экзистенциалистов, школы психоанализа. Только назвав некоторые имена и философские школы, мы сразу обращаем внимание на тот интерес, который проявляется в настоящее время к проблеме культуры в мировой гуманитаристике. Центральный вопрос исследования – это выявление сущности культуры. Сущность культуры – это ее внутренняя структура, способ функционирования, посредством которого культура воспроизводится как целостная система.
Отечественные исследователи проблем культуры, выявляя ее специфику, вырабатывают ряд подходов к определению этого понятия. Самое простое определение культуры предлагает суммативный подход, в котором культура предстает как все, что создано человечеством. Но в таком случае мы не выявляем особенности культуры по отношению к обществу.
Попытки более точно выделить специфику понятия культуры привели к возникновению аксиологического (ценностного) подхода, в рамках которого культура определялась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественного развития, как сложная иерархия идеалов, значимых для данного общественного организма. В границах этого подхода культура предстает в двух своих формах: материальной и духовной. Под материальной культурой подразумевают материальный мир, созданный в результате обработки, «очеловечивания» природы.
Духовная культура – это то, что создано человеком, но не несет в себе утилитарного назначения, а направлено на формирование у человека этических и эстетических ценностей, художественного вкуса и интеллектуальных потребностей. Истина, добро, красота объединяют основные сферы духовной культуры – науку, искусство и нравственность.
Следует отметить, что аксиологический подход к культуре ограничен, так как замыкает ее в очень узкие рамки, так как оставляет вне поля исследования все, что негативно, деструктивно, опасно, полагая, что все это не-культура.
Суть третьей позиции состояла в понимании культуры как духовной жизни общества. Она определялась как совокупность достижений общества в области просвещения, науки, искусства и т. д. Материальная сфера выпадала из бытия культуры.
Дальнейшая логика процесса выработки определения культуры привела к формированию «деятельностного подхода», в рамках которого сформировались две основные концепции «антропологическая» и «технологическая».
«Антропологическая позиция» (Межуев В. М.; Коган Л. И; Злобин Н. и др.) предполагает перенесение акцента в определении культуры с результата (ценностей) на субъект деятельности, т.е. на самого человека, творящего ценности. С этой точки зрения, культура есть самопроизводство человека во всей целостности и всесторонности его общественного существования. Она есть механизм формирования и реализации сущностных сил человека, посредством которого обеспечивается взаимодействие процессов социализации и индивидуализации личности.
«Технологическая концепция» (Маркарян Э. С.; Давидович В. Е.; Коган М. С.; Файнбург З. И. И др.) предполагает переход от понятия «продукт деятельности» к понятию «способ (технология) деятельности». Логика развертывания сущности культуры в рамках данной позиции следующая. Культура есть то, что отличает человеческую жизнедеятельность от форм биологической деятельности. Если в живой природе коллективные биологические организмы регулируются биологическими механизмами, их существование возможно лишь на основе доминирования «жесткой» наследственно передаваемой программы поведения (у термитов, пчел и т.д.) или на основе механизма условных рефлексов (у высших животных), то в обществе человеческая деятельность программируется не биологически наследственно, а закрепленными в традициях типами поведения, которые усваиваются путем социализации. На место биологических механизмов становятся внебиологические. Система внебиологических механизмов и средства – есть культура. «Технологичность культуры» состоит в том, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность всей человеческой деятельности, взятой во всех ее измерениях и модификациях. С этих позиций, функциональное назначение культуры в обществе состоит в том, что она выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.