Конспект курса лекций по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:38, курс лекций

Краткое описание

Конспект лекций по курсу «Культурология» предназначен для студентов I курса всех специальностей заочного факультета.

Файлы: 1 файл

Конспект курса лекций по культурологии.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

        Мировая научная целостность, положила начало экономическому объединению мира, сформировав принципиально новую роль средств массовой информации и коммуникации.

          Но в то же самое время развитие науки и промышленности поставило человека перед проблемой исчерпания природных ресурсов, ибо воздействие цивилизации на природу сопоставимо с самыми грозными природными катаклизмами. Все это не может не вызвать обратную реакцию на развитие научно-технического прогресса, порождая антисциентистские воззрения, суть которых состоит в том, что наука переоценила свои возможности, создав экологический, экономический, национальный кризис.

      С другой стороны, успехи науки не могут не вызывать оптимистических настроений, которые выливаются в  уникальное явление культуры ХХ века – космизм. Работы В. Вернадского, А. Чижевского, Т. де Шардена  пронизаны верой в человека, в ответственность за космическую эволюцию. Человеческий разум и наука должны стать, по мнению космистов, мощнейшей геологической и космической силой. С этим процессом связан триумф жизни и прекрасное гармоническое будущее людей.

 

    Несмотря на достижения разума, уже 19 век усомнился в его всесилии, 20 век критику развил, породив новый тип мировоззрения – постмодерн.

        Постмодерн – это особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических, на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, великой национальной идеи и кончая правилами поведения человека.

           Мы уже говорили, что 19 век подверг сомнению всесилие разума, продолжая эту критику, постмодернистское сознание отказывает разуму в праве господствовать во всех сферах жизнедеятельности человека, что проявилось в технократическом господстве человека над природой и социально- политическом господстве людей над людьми. Оставить всякие притязания на любое всеведение – философское, религиозное, научное – такова одна из главных установок постмодернизма.

         В центре критики постмодерна все истины, которые были открыты разумом. Постмодернистское сознание отказывается от категориального аппарата рационального знания, заменяя их такими понятиями,  как игра, случай, анархия, ирония, деконструкция. Что позволяет интерпретировать различные явления совершенно произвольно, повышая интерес к иррациональному и субъективному. Постмодернизм отказывает любой картине мироздания на абсолютную истинность, признавая все возможные представления о мире одновременно.

         Понятие постмодерн близко понятию демократия. Демократизация общества есть его постмодернизация: разрушается единый стиль культуры, возникает культурный плюрализм, стирающий грани между сакральным и профанным, дозволенным и недозволенным, нарастают процессы усреднения людей и возвышения массовой культуры. В культуре постмодерна нет грани между гениями и толпой, для нее нет авторитетов, традиций, она иронично воспринимает историю и авторитеты.

         Постмодерн отверг претензии ученых Нового времени просвещать и обучать всех остальных, не имеющих навыков рационального теоретического познания. Разум им представляется агрессивным, навязывающим людям всеобщие понятия и законы, объявляемые разумом истинными.

     Постмодерн призывает восстановить в правах обыденное мышление, оперирующее фактами повседневного опыта. Тема повседневности становится центральной в феноменологической социологии.

         Критикуя культурно - рационалистический проект Возрождения и Просвещения, постмодернисткая мысль ищет пути и способы возврата к магически – мистериальным истокам, против которых боролась культура законодательного разума. Какова же роль разума в культуре? Его главная функция интерпретировать, толковать мир, как толкуют любой текст.

     Эти разнообразные толкования по поводу мира и человека мирно сосуществуют, и ни одно толкование не может претендовать на истинность и императивность.

        Разорвав связь времен своим иронично-негативным отношением к прошлому, постмодернистская мысль объявила новизну главной ценностью культуры. Новизна – это способ жить в забвении традиций и получая наслаждение от этого забвения. Только освобождение от власти, норм, правил традиционной культуры дает возможность достигнуть новизны. Метафизика новизны постмодернистского толка не совместима с такими основополагающими для человеческого бытия понятиями, как Бог, совесть, душа.

          Поколебав доверие к законодательному разуму, постмодерн убрал все преграды для проникновения в интеллектуальную сферу мистики, иррационализма. Это позволило расцвести интеллектуальному плюрализму, когда все дозволено и оправдано.

     Постмодернистские веяния проникли и в науку. Она расширила арсенал средств понимания мира, признала силу и мудрость за архаическими представлениями о природе.

         Мы может констатировать, что в конце 20 века общественное сознание характеризуется сложностью и много плановостью. В нем на равных уживается наука, мифология, воззрения Востока. Этот интеллектуальный плюрализм влечет несколько тенденций развития  культуры. С одной стороны, эта ситуация активизирует свободу индивидуального начала в человеке, расширяет горизонт его творческих поисков. С другой стороны, это многообразие интерпретаций мира может привести ко всеобщему непониманию, что вовлечет культуру в хаос и разрушит ее или осуществится синтез, того, что предшествующим эпохам казалось несовместимым, и этот синтез будет означать смену культурной парадигмы.

 

       Со второй половины 20 века человечество вступает в новую фазу своего развития, ознаменованную широким внедрением в производство и повседневную жизнь людей компьютерной техники и систем телекоммуникации. В теории постиндустриализма (Д.Белл, Р.Дарендорф и др.) была предпринята первая попытка осмыслить революционный характер происходящих перемен. Немного позднее, в 80-е годы, появляются концепции, в которых постиндустриальное общество характеризуется как информационное (Э.Тоффлер, И.Масуда, Дж.Нэсбитт и др.). Тем самым подчеркивается основополагающее значение производства и распространения информации в современном мире. То есть  можно говорить о некоей сложившейся парадигме, в рамках которой возможно анализировать происходящие изменения.

           Концепция информационного общества основана на учении о трех периодах мировой истории: аграрном, индустриальном и постиндустриальном. В аграрном обществе земля и сельскохозяйственное производство являются основой экономики, политики, семейной организации и всего жизненного уклада. Традиция выступает важнейшим элементом системы регуляции социальных отношений.

     Переход от аграрного к индустриальному типу общественного устройства происходит в результате промышленной революции 17 – нач. 19 вв. Сущность изменений заключается в приоритете крупного машинного производства в сфере экономики. Его характер обусловливает, в целом, специфику общественных отношений. Индустриальное общество характеризуется исследователями как техническое, научное, бюрократически рационализированное, как общество, ориентированное на экономический рост и функциональную  эффективность.

       Переход от индустриальной фазы развития к информационной связан со значительными переменами во всех сферах человеческого существования: материальном производстве, духовной жизни, социальных и межличностных отношениях.   Не оставляет никакого сомнения мысль о том, что новые информационные технологии (компьютерные, глобальные информационные базы данных, системы спутниковой связи) оказывают серьезное влияние на мировоззрение людей, характер человеческого общения.

      Не выходя за пределы дома, человек может охватить весь объем материалов, относящихся к его виду деятельности. Это снимает проблему доступа к информации, что позволяет соединять национальные культуры, делать достижения одной культуры всемирными ценностями. Но обладание информацией отлично от обладания материальной собственностью: землей, капиталом, средствами производства. Получив  информацию, человек полностью обладает ею, не отчуждая   ее  от другого носителя.  И здесь возникает новая проблема: не все способны  овладевать  знаниями, которое предлагает им информационное общество, что приводит к формированию нового «класса – интеллектуалов», чья роль в постиндустриальном обществе неизменно повышается.

          Используя новые технологии, человек в состоянии просчитать последствия своей деятельности, уменьшая риски социального экспериментирования и делая более предсказуемым научно-технический прогресс. Не оставляет никакого сомнения, что развитие информационного общества меняет социокод культуры ХХ века, переводя нас из письменной культуры в культуру экранную.

 

        Особенностью культуры 20 века является то, что она породила новые типы художественного и философского самовыражения: технические виды искусств (кино), фундаментальные научные теории, преображающие философские методы и художественное мышление, также культуру в целом. Культура начинает существовать как бы в двух измерениях, распадаясь на две составляющие: элитарную и массовую культуру, причем во второй половине 20 века господствующей становится массовая культура. Элитарная культура – это субкультура привилегированных  групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

        Основными чертами элитарной культуры являются:

       принадлежность к привилегированным слоям общества; локальность; тяготение к эксперименту, интерес новым формам; содержательная и смысловая сложность, требующая специальной подготовки;  формирование ее в сословиях, классах, имеющих благоприятные условия для духовного производства; новаторство, нестандартность, стремление к самовыражению; элитарная культура имеет очень узкий круг потребителей, представляющих духовную элиту общества.

Элитарная культура расцветает особенно продуктивно на сломе культурных эпох, при смене культурных парадигм, своеобразно выражая кризисные состояния культуры.

Элитарные тенденции в идеологии и культуре облекается в    це­лостные социологические и эстетические теории, суть которых -  раз­деление  людей     на толпу и элиту. Теоретиками элитизма выступают Ф.Ницше, О.Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Адорно.

Массовая культура возникает в конце XIX– нач. ХХ вв. Ее возникновение обусловлено возникновением массового производства, которое втянуло человека в свой оборот и массового человека, во второй половине 20 века произошло омассовление производства и общественной жизни: массовые продукты питания, массовая литература, массовые политические партии, массовая индустрия досуга. В этой ситуации человек утрачивает свое неповторимое «я». В условиях постмодерна, отказавшегося от Бога, души, совести, разума, массовое общество превращает искусст­во, науку, религию, политику в предмет потребления, подчиненный экономическим соображениям, а не внутренней логике содержания.

Массовая культура не является культурой отдельно­го класса или социальной группы, она не носит национального характера. Массовая культура тиражируется с помощью средств массовой  информации: радио, прессы, кинематографа, телевидения; массовая культура сориентирована на массового потребителя, потребителя с унифицированными вкусами и пристрастиями. Аудитория, которая вос­принимает эту культуру - это массовая аудитория, аудитория больших залов, стадионов, кинотеатров, телевидения. Но при всем этом, мас­совая культура не определяется размером аудитории, хотя она и, несомненно, больше, чем в предшествующие исторические эпохи. Основными чертами массовой культуры является: распространенность и общедоступность ее духовных ценностей; легкость их усвоения, не требующих особых знаний, развитого вкуса; стереотип как форма эстетического выражения; серийность.

     Массовая культура ориентируется на искусственно создаваемые стереотипы и имиджи, в ней главное не реальность, а формула, стереотип. Особенно ярко это прослеживается в массовой художественной культуре, где используются такие жанры, как мелодрама, триллер, детектив, вестерн, они создают упрощенные версии жизни, доступные и понятные массовому потребителю. Тем не менее, массовая культура обладает четкую мировоззренческую программу, пропагандируя ценности утилитаризма и прагматизма.

      Современная эпоха постмодерна изменяет содержание культуры, способствует уничтожению культурной иерархии, придает «высокой культуре» субкультурный статус, а дешевой массовой культуре, не присущую ей ранее функцию генерирования и распространения жизненных стилей, благодаря возрастанию влияния индустрии развлечений и масс-медиа.  Парадоксальность такой ситуации состоит в том,  что массовая культура не может существовать вне зрелой культур­ной традиции, чьи открытия и достижения она использует в своих целях. Она "пьет кровь из сосудов культурной сокровищницы, чер­пая оттуда и приемы, и трюки, и уловки, и тени, выстраивая их в нужную ей систему и безжалостно отбрасывая все то, что кажется ей лишним. По прошествии какого-то времени все новое в искус­стве подвергается разграблению, разбавляется водичкой, искажает­ся и становится массовой культурой" (К.Кринберг)

Лекция 9. Россия и ее роль в мировой культуре

1.      Мыслители 19—20 вв о месте России в мировом культурном процессе

2.      Особенности российской ментальности и национального характера

     Полемика о поиске путей превращения русского народа в русскую нацию получила свое начало в «Философских письмах» П.Я. Чаадаева, создавшего первую философию истории России. Мыслитель отмечает, что Россия не относится ни к Востоку, ни к Западу, у нее нет традиций ни того, ни другого. Эта исключительность России объясняется Чаадаевым тем, что русский народ принадлежит к числу наций, которые существуют лишь для того, чтобы дать миру какой – нибудь важный урок. В известной степени Россия  исключительна, одинока, она не способна усваивать чужое и не вписывается в законы мирового развития.

Информация о работе Конспект курса лекций по культурологии