Курс лекций по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. Логистика – это научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сфере производства и обращения.

Файлы: 1 файл

lektsii_LOGISTIKA-dlya_zaochnikov.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. Логистика – это научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сфере производства и обращения.

История формирования логистического направления

Выделяются три периода  развития систем товародвижения материальной продукции: дологистический период, период классической логистики и период неологистики.

В дологистический период (до 1950-х годов) управление материальным распределением носило фрагментарный характер. Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности.

Отличительная черта периода классической логистики, начавшегося в начале 1960-х годов, состоит в том, что вместо организации оптимальных перевозок на фирмах стали создаваться логистические системы. В результате наметился переход к извлечению максимальной прибыли фирмы от логистических операций, который ориентирован одновременно и на затраты, и на спрос.

Началом 1980-х годов  можно датировать новый период в  развитии логистики — период неологистики, или логистики второго поколения. Критерием формирования оптимальной системы управления распределением стала максимальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц. Акценты были перенесены на межфирменные компромиссы в сфере логистики.

 В настоящее время  тенденция развития смещается  к выходу логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов. Основной критерий — максимальное соотношение выгод и затрат. Новый подход получил название концепции «общей ответственности». Предполагается, что в XXI веков общественное значение проблем профессионального обучения, защиты окружающей среды и прав потребителей будет возрастать.

Логистические системы

Система (греч)- множество  элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Логистическая система  – это адаптивная система с  обратной связью, выполняющая те или  иные логистические функции. Она  как правило состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи  с внешней средой.

Свойства логистической  системы: целостная совокупность элементов, крепкие логистические связи, упорядоченные или организованные взаимодействия элементов, интегративные качества.

Выделяют три вида логистических систем : системы с  прямыми связями, с эшелонированными связями (наличие посредника), и с гибкими связями (напрямую и через посредника)

Пример управления  материальным потоком

Прежде чем давать определение логистике, наглядно представим себе процесс управления. В качестве простого физического примера возьмем струю воды, текущую из под крана. Управлять этим потоком можно с помощью различных действий – закрыв или открыв кран, добавив горячую или холодную воду, распылить через душевую трубку. Аналогично и с материальными потоками (усилили поставки, изменили качество).

Размерность материального потока представляет собой дробь в числителе которой указывается единица измерения груза (туки, тонны) а в знаменатели – единица измерения времени (сутки, месяц, год)

Материальным потоком  называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

  • по отношению к логистической системе (внешний (во внешней среде), внутренний, входной, выходной)
  • по натурально вешественному составу потока (одноассортиментные(картофелехранилище), многоассортиментные (базар))
  • по количественному признаку (массовые(группа больших транспортных средств), крупные, мелкие, средние)
  • по удельному весу (тяжеловесные(более 1т), легковесные)
  • по степени совместимости (совместимые и несовместимые)
  • по консистенции грузов (насыпные, навалочные, тарно-штучные, наливные)

Виды логистики

В современных условиях выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную логистику)'. Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики.

Вспомогательные виды деятельности логистики : приобретение, складирование, погрузка-разгрузка, упаковка, календарное  планирование, обеспечение информацией.

 

Макро и микрологистика.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров. Макрологистика охватявает предприятия и организации промышленности, посреднические торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в различных регионах страны или разных странах.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий. Микрологистика является подсистемой макрологистики, к ней отросятся производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Отличие между макро- и микрологистикой состоит еще и в том, что в масштабах первой взаимодействие между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли-продажи товаров, а в рамках второй — на бестоварных отношениях.

Существует три уровня управления логистической деятельности : стратегический (решения относительно необходимой организации системы логистики), тактический (эффективное использование ресурсов), оперативный (ежедневные задания по обеспечению движения материалов по логистическим каналам).

 

Примеры,

логистической оптимизации материального потока в сфере обращения.

  • пример применения логистики в товародвижении продуктов питания (сахарный песок) (вопрос на кокой стадии заниматься фасовкой)
  • доведение ж\б конструкций на строительные объекты (избежание процесса складирования)
  • Анти - пример.  Монолог Райкина (кирпич есть, раствор  есть, обеденный перерыв - сижу курю)

 

«Шесть правил логистики»

  • ГРУЗ- нужный товар
  • КАЧЕСТВО- необходимого качество
  • КОЛИЧЕСТВО – в необходимом количестве
  • ВРЕМЯ – должен быть доставлен в нужное время
  • МЕСТО – в нужное место
  • ЗАТРАТЫ – с минимальными затратами.

Цель логистической  деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, то есть нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное место в  нужное время с минимальными затратами.

Концепция и принципы логистики

Концепция – система  взглядов, то или иное понимание  явлений, процессов; конструктивный принцип  различных видов деятельности.

Система взглядов на совершенствования  хозяйственной деятельности путем  рационализации материальных потоков является концепцией логистики.

При этом принципами логистики являются: системность, комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надежность , вариантность .

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ  ЛОГИСТИКА

В рамках каждой из субсистем  находятся структуры функционального характера — складское хозяйство, транспортировка, производство, услуги, обеспечение и обработка информации. Каждый из этих элементов неизбежно присутствует на любом производстве, а логистика объединяет их в систему с едиными целями и задачами, которые лежат в области минимизации издержек всего производства, а не его отдельно взятого элемента.

Инструментом подобного  объединения является информационное обеспечение процессов производства, начиная с закупки и кончая сбытом продукции. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы. При этом информационная сеть предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри фирмы, наличие комплекса мероприятий по принятию оперативных решений и т. д.

 

Информационные  потоки в логистике.

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка  информации, циркулирующей в логистических  системах.

Информационный  поток – это совокупность циркулирующих  в логистической системе, между  логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Информационный поток  может существовать  в виде бумажных и электронных документов. Выделяют следующие виды информационных потоков:

  • В зависимости от вида связываемых потоком систем (горизонтальный и вертикальный);
  • В зависимости от места прохождения (внешний и внутренний);
  • В зависимости от направления (входной и выходной).

Информационный поток  может опережать материальный, следовать  одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную.

Информационный поток  характеризуется следующими показателями: источник возникновения, направление  движения потока, скорость передачи и приема, интенсивность потока.

Управлять информационным потоком можно изменяя направление  потока, ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема, ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Информационные системы  в логистике

Информационные системы  подразделяются на функциональную и  обеспечивающую. Функциональная состоит  из совокупности решаемых задач. Обеспечивающая включает в себя: техническое обеспечение (тех. средства), информационное обеспечение (справочники, класификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных).

Информационная  система – это определенным образом  организованная  совокупность взаимосвязанных  средств вычислительной техники, различных  справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач.

 

Система сбора и обработки  информации

Компьютерные системы  начали широко внедрять в область  материально-технического снабжения в 1980-е годы. Это явление было вызвано двумя побудительными причинами: высокой информационной емкостью функции, выполняемой снабжением, и резким падением цен на аппаратные и программные средства. По этой причине многие компании стали применять автоматизацию снабжения, особенно в таких областях, как оформление заказов на покупку, учет наличия сырья и товаров, торговые отчеты и анализы, торговые прогнозы, операции складирования и транспортировки. Все эти функции выполняются с помощью многочисленных пакетов программ, разработанных для компьютеров различных типов.

Обычно на базе сети микрокомпьютеров выполняются такие логистические функции, как маршрутизация грузового транспорта, определение места расположения товаров в складских помещениях, прогнозирование и учет поступления предметов снабжения и товаров, контроль затрат на их доставку. Микрокомпьютерные сети получили широкое распространение в оптовой и розничной торговле, снабжая продавцов данными о наличии товаров, темпах их потребления, условиях поставки. Они применяются на транспорте при прокладке оптимальных маршрутов и выдаче уточненной информации о прибытии груза и его характеристиках. Микрокомпьютерные сети охватывают склады и осуществляют быстрый сбор и выдачу информации, поиск и формирование партий складируемых предметов. весьма значительную область применения информационной логистики — торговлю. Такая техника, как кассовые терминалы, устройства считывания штриховых кодов и оптические сканеры, не только помогает более целенаправленно использовать большое количество информации, но и позволяет контролировать повседневную деятельность компаний, предоставлять больше услуг их заказчикам.

По существу, электронный  обмен данными — это процесс, который позволяет какой-либо компании с помощью компьютеров наладить связь и заключать сделки с другой компанией. Чтобы реализовать эти возможности, компании применяют стандартные протоколы обмена и заключают между собой коммерческие договоры.

 В области распределения  в США, например, действуют две  системы стандартных протоколов — стандарты сетей обмена информацией между торговыми учреждениями и общий стандарт связи. Там же разработаны и применяются стандартные компьютерные протоколы оформления следок при следующих операциях:

• заказах на покупку;

• заказах на отправку партий грузов;

• получении консультаций для грузоотправителей;

• заполнении фактурных счетов;

• различных выплатах;

Информация о работе Курс лекций по "Логистике"