Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:53, курс лекций
Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. Логистика – это научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сфере производства и обращения.
Установлено что в большинстве торговых фирм 75% стоимости запасов охватывает около 10 % ассортиментных позиций, 20 % стоимости -25% позиций, и 5 % стоимости - 65 % позиций.
Анализ XYZ
Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ – деление на три позиции в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
Группу X - включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям.(0-10%) В группу Y – включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. (10-25%) В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. (25-% и более) Признаком на основании которого конкретную позицию относят к группе является коэффициент вариации спроса.
Порядок проведения анализа XYZ :
Месторасположение склада.
Из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов. Задача приобретает актуальность при наличии развитой транспортной сети, в противном случае решение очевидно.
Задача решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов и обычно выполняется на ЭВМ. На практике применение затруднено в связи с возрастанием вариантов (2х, где Х- число складов), что тяжело даже для ЭВМ.
В основе методов лежат человеческий опыт и интуиция. На первом этапе экспертом производиться отбор наиболее подходящих вариантов, а на втором ЭВМ выбирает оптимальный вариант)
Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. На пластину навешивают грузы равные материальному потоку в определенных местах, затем находят центр тяжести модели.
Применение описанного метода имеет ограничение. На модели расстояния от пункта потребления до размещения распределительного центра учитываются по прямой.
Задача определения центра может быть решеня с помощью известных математических формул:
Х скл = (∑ Га *Ха) / ∑Га ; У скл = (∑ Га *Уа) / ∑Га , где Г – грузооборот потребителя, Х иУ – координаты потребителя на осях координат, а – количество потребителей.
Помогает подобрать
месторасположение в
Пробная точка – любая точка на отрезке не принадлежащая ее концам. Сумма товаропотоков к потребителям, расположенным на всем участке слева (справа), называется левым (правым) объемом завоза.
Оптимальное место расположение склада выбирается из условия равенства правого и левого объема завоза, и выбирается ближайшее начало отрезка к точке равенства.
Пример: прямой отрезок (20,10,30,30 т/мес); прямой отрезок (40,30,20,50 т/мес); расположение по ХиУ
СУЩНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ
Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами с максимально возможной экономической эффективностью.
Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.
1. Определение потребности в материальных ресурсах
В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы — графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы. Для потребляемых материальных ресурсов может решаться задача "сделать или купить".
2. Исследование рынка закупок
Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.
3. Выбор поставщиков
Включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.
4. Осуществление закупок
Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключением контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики.
Осуществление закупок
включает в себя выбор метода закупок,
разработку условий поставки и оплаты,
а также организацию
5. Контроль поставок
Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
6. Подготовка бюджета закупок
Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:
• затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
• затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;
• затраты на грузопереработку;
• затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;
• затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;
• затрат на поиск информации о потенциальных поставщиках,
В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками
Это специфическая задача закупочной логистики, решаемая, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.
Методы снабжения.
В последние десятилетия разработан ряд методов снабжения ориентированных на конкретную потребность производства:
Задача "сделать или купить" в закупочной логистике
В закупочной логистике к задаче типа "сделать или купить" относится принятие одного из двух альтернативных решений:
Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений – делать комплектующий изделия самим, если это в принципе возможно, или же покупать комплектующие.
Решение в пользу закупок комплектующих должно быть принято, если: