Курс лекций по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. Логистика – это научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сфере производства и обращения.

Файлы: 1 файл

lektsii_LOGISTIKA-dlya_zaochnikov.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

Выбор вида транспортного  средства

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных  особенностях различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния'. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком  автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой до-_ ставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом  железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также  низкую возможность доставки к пунктам  потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.

К недостаткам внутреннего  водного транспорта, кроме малой  скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества — наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят  высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока.

Недостатком трубопроводного  транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Составление маршрутов движения транспорта

Составление кольцевых  маршрутов в первом приближении может осуществляться методом, известным как алгоритм Свира или алгоритм дворника-стеклоочистителя (рис. 48). Зададим положение потребителя материального потока в полярной системе координат. Полюс системы — точку 0, разместим в месте дислокации распределительного склада. Выберем первоначальное, нулевое, положение полярной оси φ =0. Положение потребителя определяется расстоянием от центра и углом φ , который образован полярной осью, т.е. лучом, исходящим из точки 0 и направленным на потребителя.

Суть алгоритма Свира  заключается в том, что полярная ось, подобно щетке дворника-стеклоочистителя, начинает постепенно вращаться против (или по) часовой стрелки, "стирая" при этом с координатного поля изображенные на нем магазины — потребители материального потока. Как только сумма заказов "стертых" магазинов достигнет вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей.

На кольцевые  маршруты кроме ограничений по вместимости могут накладываться дополнительные требования, например, ограничения по времени. Если окажется, что время движения по определенному кольцевому маршруту больше допустимого, необходимо этот сектор уменьшить, увеличив соответственно соседний сектор. Необходимые уменьшения сектора выполняются и при наличии других ограничений.

Построение следующего сектора начинается лишь после того, как в настоящем секторе будет получен допустимый кольцевой маршрут. Формирование кольцевых маршрутов завершается при полном обороте "стирающего" луча.

 

Транспортная задача

Транспортная задача – это задача прикрепления поставщика к потребителям.

Имеется m  поставщиков определенного вида продукции. Максимальные объемы возможных поставок заданы  и равны соответственно  ai  при i = 1,2, … m, Эта продукция используется n  потребителями. Объемы потребностей заданы и равны соответственно bj при j = 1,2, … n.  Стоимость перевозок единицы продукции от поставщика к потребителю известна и равна cij  Требуется установить такие объемы перевозок хij, от каждого поставщика к потребителю, чтобы суммарные затраты на перевозки были минимальными и потребности всех потребителей были бы удовлетворены.

Математическая модель этой задачи такова:

                ∑∑хij, cij → min





 


 


 

 

i- поставщик

j –потребитель

ai-  запас на поставку

bj –потребность в поставке

xij-  партия поставки

cij- стоимость доставки

B –базисная клетка

ui-потенциал поставщика(строки)

vj – потенциал потребителя (столбца)

pij – потенциал поставки (клетки)

n – колическтво поставщиков

m –количество потребителей

 

 

 

Алгоритм решения.

  1. первичное распределение.
    1. Проверка на закрытость (открытость) задачи. (закрытый тип - Сумма объемов поставки должна быть равна сумме потребностей.)
    2. распределить грузы методом северо-западного угла или методом наименьшей стоимости.
    3. подсчитать стоимость доставки по полученному графику.
  2. проверка на оптимальность.
    1. Проверка на выражденность  m+n- 1 = B выражен , а если базисных клеток меньше то невыражден. Вводим дополнительную клетку с нулевой поставкой.
    2. Зададимся нулевым потенциалом.
    3. Подсчитаем потенциалы строк и столбцов.
    4. Подсчитаем потенциалы клеток и проверим на оптимальность.
    5. если оптимальный то считаем затраты если не оптимальный то строим цикл переноса
  3. построение цикла переноса.
    1. Определяем клетку где разница потенциала клетка и стоимость наименьшая
    2. Строим цикл переноса, при этом кол-во + и – должно быть одинаковое в каждом столбце и в каждой строке.
    3. Производим перераспределение на минимальную величину объема поставки попавшего в цикл переноса.

Проверяем на оптимальность

 

 

СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Современный крупный  склад – это сложное техническое  сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет  определенную структуру и выполняет  ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.

Главной задачей склада является выравнивание.   Выравнивание по времени необходимо когда периодичность спроса не соответствует времени изготовления. Выравнивание по количеству – количество на серийном производстве больше текущего спроса. Выравнивание по объему – месторасположение производств не соответствует нахождению потребителя продукции. Выравнивание ассортимента – при большом ассортименте требующемся в различное время различным покупателям.

 

Виды складов

Насчитывается большое  разнообразие видов складов:

  • по размерам (до сотен тысяч кв.м)
  • по высоте укладки грузов (от3м до 24м высоты и более)
  • по конструкции (закрытые, полузакрытые, открытые)
  • по количеству пользователей
  • по степени механизации (немехан., комплексно-мех., автоматизированные, автоматические)
  • по возможности доставки грузов (пристанционные, портовые, прирельсовые, глубинные, приавтодорожные)
  • по ассортименту (специализированные, универсальные)
  • по признаку места (на производственном участке, на участке движения товаров народного потребления)
  • по признаку расположения в логистической цепи (склады готовой продукции, скл. сырья, склады сферы обращения и оптовые склады)
  • по назначению (оборотные, скл. хранения, посреднеческие, скл. сохранения, специальные скл.)

 

Грузовая единица.

Грузовая единица –  это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Характеристики грузовой единицы: размер и способность сохранять  целостность.

Можно выделить два основных вида грузовых единиц : груз в транспортной таре (ящики, бочки, мешки) и укрупненую грузовую единицу (грузовой пакет сформированный на поддоне).

В качестве основания  используют стандартные поддоны 1200*800,  1000*800 и 1000*1200 мм.

Базовый модуль (600*400) –  некоторая условная единица площади. На основании базового модуля разработана  единая система унифицированных  размеров транспортной тары. Принцип  создания этой системы заключается  в том, что площадь поддона  разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные размеры транспортной тары.

Пакетирование – это  операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. На практике применяются: обандероливание стальными и полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Один из современных  методов – пакетирование термоусадочной пленкой. Преимущества метода:

    1. высокая степень сохранности грузов,
    2. возможность пакетирования различных по размеру грузов,
    3. сравнительно низкие затраты труда.

 

Размещение товаров  на складе.

Для размешения товаров  целесообразно применять методы ПАРЕТО или анализ АВС и XYZ.

Наиболее часто отпускаемые  товары укладывают на «Горячих» линиях, остальной ассортимент занимает «холодные линии». Использование данного приема размещения позволяет сократить суммарный пробег более чем в два раза.

Правело ПАРЕТО

Лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с  которыми обычно приходиться иметь  дело, дает примерно 80 % результата этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата.

Суть метода состоит  в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять  объектам, образующим малую часть  вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности.

Анализ АВС

В логистике анализ АВС, применяют ставя цель сокращения велечины запасов, сокращения количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли предприятия. Идея метода состоит  в выделении из всего множества  однотипных объектов наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели.

Метод АВС – способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении  номенклатуры N, реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравномерные подмножества А,В, и С на основании некоторого формального алгоритма.

Порядок проведения анализа  АВС:

  • формулирование цели анализа
  • идентификация объектов управлния
  • выделение признака классификации
  • оценка объектов по выбранному признаку
  • группировка объектов в порядке убывания
  • разделение совокупности объектов на три группы
  • построение кривой АВС

Информация о работе Курс лекций по "Логистике"