Конспект курса лекций по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:38, курс лекций

Краткое описание

Конспект лекций по курсу «Культурология» предназначен для студентов I курса всех специальностей заочного факультета.

Файлы: 1 файл

Конспект курса лекций по культурологии.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

В ходе адаптации к новым условиям существования, старая культура Плато, откуда вышли команчи, претерпела  серьезные изменения. Некоторые институты,  прежде необходимые для существования, исчезли. Так, охотничья магия, присутствовавшая в старой культуре, исчезла в новой. Причина была очевидна. В новых условиях не было тревоги, чувства нестабильности, поэтому необходимость в помощи сверхъестественных сил отпала. Изменились и формы эмоционального контроля за молодежью.

Потребность в безопасности и спокойствии отражена во многих формах культурно обусловленного поведения. Благодаря ей навыки первобытного охотника, садовода и т.д., иногда переплетались с магией, и люди на всех уровнях развития культуры воображали, что должное поведение в  настоящем получит соответствующую награду на небесах.

В свете весьма ограниченного знания о психологических потребностях, сложно судить о происхождении этой потребности, достаточно признать ее значение для мотивации поведения, рассчитанного на будущее.

Третьей и последней мы должны упомянуть потребность в  новом опыте. Р.Линтон полагает, что   она не столь обязательна, как первые две, так как обычно возникает после удовлетворении большинства других. Она выражена в знакомом чувстве скуки и лежит в основе всех видов экспериментального поведения. Как и потребность в эмоциональном отклике, она, очевидно,  зарождается в раннем детстве. В этот период человек постоянно приобретает новый опыт, а он  часто бывает приятным, поэтому ощущение новизны, по всей вероятности оказывается изначально связанным с ощущением удовольствия. С другой стороны, корни этой потребности могут лежать  значительно глубже. 

Анализируя положения Уисслера и Мердока по проблеме культурных универсалий, К.Клакхон замечает, что все культуры содержат несколько отличающиеся ответы на одни и те же вопросы, поставленные биологией и общностью ситуации человеческого существования. Образцы жизни каждого общества должны включать в себя принятые и санкционированные способы обращения с такими универсалиями, как существование двух полов, беспомощность детей, необходимость удовлетворения  таких элементарных биологических потребностей, как потребности в пище, тепле и сексе; наличие индивидов разного возраста и различных физических и других способностей.

Фундаментальные сходства  в биологии человека во всем мире являются гораздо более существенными, нежели соответствующие вариации.

Точно таким же образом имеются определенные потребности в социальной жизни этого вида животных, невзирая на то, где и в какой культуре живет человек. Факты человеческой биологии и психологии создают следовательно, определенные  варианты, однако, как указывал  К. Уисслер, широкие очертания универсальной культурной модели, во всех культурах являются и должны быть одними и теми же, поскольку люди всегда и везде неизбежно оказываются перед лицом определенных проблем, которые возникают из «ситуаций» данных природой.

Поскольку большинство стереотипов поведения во всех культурах кристаллизуются вокруг одного фокуса,  -  человека, он  и является тем фактором, благодаря которому культура не будет полностью изолированной, самодостаточной, несоизмеримой, но напротив, соотносимой и сравнимой со всеми другими культурами.

 

Изучение   культурного  многообразия позволило исследователям  выбрать  элементы, общие для всех известных культур, такие как:  возрастное деление, календарь, организация общества, системы родства,  приготовление пищи, совместный труд и разделение труда, декоративное искусство,  образование, этика, праздники, фольклор, табу, похоронные ритуалы, игры, подарки, гостеприимство, жилищное строительство, запрет инцеста, закон, наказания, имена,  религиозные культы и т.д.

              Количество, качественный состав и сочетания рубрик  у каждого автора (К.Уисслер, Дж.Мердок, Б.Малиновский,  Д.Аберле, М.Харрис и др.) было оригинальным, не совпадало с концепциями коллег, однако суть оставалась единой. При дальнейшем  анализе каждой, отдельно взятой черты, эта общность усиливалась.

              Мердок указывал, что  каждая культура имеет язык и каждый язык состоит из  одинаковых компонентов: фонем, слов, грамматики. Похоронные обряды во всех культурах, как правило, включают выражение скорби, способы обращения с телом, ритуалы, защищающие  участников погребения от злых сил и т.д.  Однако, при всем сходстве (наличие общих черт и их компонентов),  их конкретное культурное содержание  различно.  Мердок пришел к выводу, что действительные всеобщие  черты это не идентичность содержания, а сходство классификаций.

Самнер и Келлер предложили свой вариант  классификации основных  побуждений и стимулов: самосохранение, увековечивание себя, самоудовлетворение и религия. Эта классификация строилась на четырех чувствах: голоде, любви, тщеславии и страхе. Классификация Малиновского основывалась на удовлетворении человеческих потребностей и соответствовала трем аспектам культурного процесса.

Универсальная модель Уисслера включала девять компонентов: речь, материальные особенности, искусство, знание, религия, общество, собственность, правительство, война.

              Не отрицая иных подходов к поиску общего знаменателя культур,  Мердок остановился на "культурной привычке" и факторах, управляющих формированием привычки как структуре, определяющей универсальную модель.  Первый фактор - это научение или воспитание, второй - стимул или сигнал.  Любые известные стимулы  могут быть соотнесены с  культурными реакциями во множестве обществ. Такие постоянные стимулы как ночь и день, небесные светила, определенные виды животных и растений, религиозные культы и т.д., и устойчивые реакции на них, специфические  для каждой, отдельно взятой культуры,  создают основу  для классификации  всеобщих культурных черт. Третьим важным фактором является "базовая" культурная привычка (навык), которая несет особую нагрузку в структуре  универсальной культурной модели Мердока, благодаря четвертому  фактору психологического обобщения, под которым автор понимает  свойство воспроизведения одинаковых реакций при одинаковых условиях и стимулах. Так, для общения со сверхъестественными  силами им придаются человеческие формы что делает возможным обращение к ним как к людям: просьба - молитва; подарок - жертва; лесть - восхваление; самоуничижение - аскетизм; этикет - ритуал и  т.д.  Сходства культур, исходящие из такого рода обобщений - бесчисленны.  Пятый фактор - это ограничение числа возможных реакций. В любой ситуации число возможных реакций органичено физиологическими и психологическими способностями человека  и условиями его существования. Так, человеческая физиология и психология ограничивают способы лечения заболеваний и рождения ребенка и т.д.

              Культурная привычка и традиция, взятые в определенном социальном контексте, создают условия взаимодействия, которые вносят в культуру принцип ограниченных возможностей, существенно важных для определения универсальной культурной модели.  Этот принцип создает вариативность, свойственную конкретной культуре. Когда вариативность действий отсутствует и сводится к единственно возможной реакции, тогда  культурные сходства наблюдаются не только в структуре  модели, но и в ее содержании, а  несоответствия будут минимальными.  Так,  все известные общества имеют основную семейную форму: отец, мать, дети. Эта форма может быть изолированной, может включать других родственников, но основа  остается неизменной, другой формы, адекватной семье, человечество не выработало.

              Модель культуры Мердока является своеобразным, построенном на огромном фактическом материале "универсальным"cпособом  изучения сходства и различия культур, исходя из  культурно-детерминированного поведения человека. Итоговая универсальная схема (1967) содержала 47 всеобщих культурных черт.

              Проблема единства человеческой культуры побуждала исследователей продолжать поиски совершенной модели, не только объясняющей сходства или различия, но и  дающей представление о взаимодействии и взаимовлиянии культурных элементов.  Одной из разработок такого рода стала концепция универсальной социокультурной системы  Д.Аберле, А.Коена, А.Дэвиса и др. 

              Эта схема включала  девять позиций, каждая из которых была не просто отдельным культурным элементом, но  вектором системы. В нее входили:  адаптация общества к природе и воспроизводство населения; разделение социальных ролей и их распределение; коммуникация; общепринятые познавательные ориентации;  общепринятый ряд  целей; нормативное регулирование, регулирование эмоциональной сферы; социализация; контроль за девиантными формами поведения. Эти состовляющие рассматривались авторами концепции как фунциональные условия необходимые для выживания системы.

              Универсальная структура социо-культурных систем (универсальная модель),  сформулированная М.Харрисом в рамках исследовательской стратегии, названной им культурным материализмом, также базируются на биологической и психологической константах человеческой природы.  Модель Харриса представляет собой сложносоставную, разветвленную, включающую в себя  инфраструктуру, структуру, суперструктуру систему, в которой автор  пытался охватить и сферу материального производства,  и  сферу воспроизвоства населения, взаимодействие с окружающей средой, поведенческие компоненты и т.д.  Схема Харриса наиболее полно отражает  культурное содержание современного сложного общества.

Таким образом,   универсальная модель существует во всех  культурах: простых  и сложных, древних  и  современных и  специфика ее обусловлена биологической и психологической  природой  самого  человека, который выступает в качестве общего знаменателя разнообразных культур.

 

Несмотря на множество существующих культур можно выявить и культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от их  географического расположения, исторического времени и социального устройства общества. Было выделено 70 таких универсалий – общих для всех культурных элементов, например, у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью, с разделением труда, танцы и т.п.

Культура выступает как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, сохранение, распространение, усвоение идей, ценностных представлений, способов и предметов человеческой деятельности, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Основные элементы культуры как социальной системы:

Знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления о взаимосвязях, отношениях элементов реального мира  и сферы сверхъестественного, внешние манеры поведения людей, этикет, обычаи, традиции, ритуалы.

Современная цивилизация кореннымобразом изменила динамику этнокультурных процессов, создав условия и механизмы распространения достижений профессиональной культуры во все слои общества и этнические группы.

В современном мире практически не осталось чистых этнических культур.

-       Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

-       Норма – это устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами общества, а часто даже кодифицировано, то есть, облечено в устную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса.

Раветвленная система културных норм – необходимое условие выживания во время природных и социальных катастроф. По социальной функции – это средство защиты от страха: действие по шаблону защищает от аффекта.

Ценности придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. По мнению П. Сорокина, именно ценность служит фундаментом всякой культуры. В зависимости от того, какая ценность доминирует, он делит все культурные системы на три типа: идеациональный, чувственный и идеалистический.

Если преобладает идеациональная культура, то высшей ценностью в ней становится Бог и вера, а к чувственному миру, к его богатству и радостям формируется безразличное отношение. ( Средневековая культура, буддистская культура).

В чувственной культуре преобладают ценность чувств: смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование ее начинается в 16 веке и достигает апогея в 20 веке. Ценности религии, морали и другие ценности идеациональной культуры сдвигаются на периферию общественного сознания.

Идеалистическая культура – промежуточная между идеациональной и чувственной. Ее ценности – это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчуственна, а отчасти чувственна. (13-14 вв, греческая культура 5-4 вв до н.э.)

Многочисленны принципы классификации ценностей: по структуре, по содержанию. Ф. Клакхон классифицирует их в следующие группы: доминантные, которых придерживается большинство, если им следуют, то это одобряется. Вариантные, не очень одобряются, но воспринимаются терпимо. Девиантные ценности запрещаются и караются.

 

Лекция 8. Особенности культуры ХХ века

1.        Основные тенденции развития культуры ХХ века

2.        Постмодерн как мировоззрение ХХ века

3.        Информационное общество как новая фаза культурного развития

4.        Массовая и элитарная культура как два пласта культуры ХХ века

       ХХ век позволяет говорить о возможности становления единой общечеловеческой культуры, которая складывается в единстве национальных культур. Культура ХХ века является итогом многовековой истории человечества, в результате которой многие ценности прошлых веков ушли в прошлое. Тем не менее, мы можем выстроить ту иерархию ценностей, которую воспринял ХХ век, проведя соответствующий отбор временем.

      Так, гуманистический идеал, который в предшествующие эпохи носил элитарный характер, в ХХ веке обретает характер универсальной человеческой ценности. Гуманизм в ХХ веке – это признание абсолютной ценности человеческой жизни, права человека на свободу и благосостояние. Современное общество оценивает себя по единой шкале, в основе которой лежат гуманистические принципы. Право, экономика, искусство обретают в обществе ХХ века легитимность лишь в том случае, если они утверждают ценность человеческой жизни.

         Изменения в культуре, которые характерны для ХХ века, тесно связаны с развитием науки. Наука и техника изменили облик планеты, вывели человека из производственной сферы, уничтожили различия между городом и деревней, навязав последней урбанистические ценности.

Информация о работе Конспект курса лекций по культурологии