Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:33, реферат
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Социология
семьи - одна из старейших социальных
дисциплин. Проблема брака и семьи всегда
представляла массовый и устойчивый интерес.
Институт семьи всегда находился в центре
внимания социологии.
Семья
имеет двойственный характер: с одной
стороны - социальный институт, с другой
- малая группа, которая развивается
и функционирует по своим законам.
Она зависит от общества, существующего
политического строя, экономических,
социальных, религиозных и иных отношений.
Семья
- социально санкционированное и относительно
постоянное объединение людей, связанных
родством, браком или усыновлением, живущих
вместе и экономически зависящих друг
от друга.
Семья
подразумевает реализацию ряда социальных
функций (например, воспитание детей),
включает совокупность общих ценностей,
являющихся переплетением статусов
и ролей.
Социология
семьи является одной из старейших социальных
дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект
изучения - социальный институт семьи
- в истории человечества играет ведущую
роль. Соответственно, научные труды, так
или иначе описывающие и объясняющие формы
общественной жизни, не могли не зафиксировать
непреходящее значение семейно-родовой
организации бытия.
Семья
как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности
и образует базовые предусловия функционирования
социума путем физического и социокультурного
замещения поколений благодаря рождению
детей и поддержанию существования всех
членов семьи. Без этого воспроизводства
населения и социализации потомства невозможно
восполнение всех социальных образований,
обеспечение социальной жизни.
Вместе
с тем, реализация основных функций
семьи не есть следствие каких - либо
биологических регуляторов или
механизмов, а представляет собой
результат специфических
В связи
с этим можно напомнить знаменитое
отступление от марксизма одного
из его основоположников Ф. Энгельса,
который считал, что определяющим
моментом в истории является "ступень
развития" труда, с одной стороны,
и с другой - семьи.
Разрушение
крестьянского семейного
Все это
проявилось в нарушении баланса
между личным (частным) и общественным
(родовым), что сказывается на всех
уровнях социальной структуры, обостряет
социальные процессы. Во всяком случае,
особенности уклада жизни, сложившиеся
за последние 75 лет, наложились на общие
тенденции семейных изменений и наряду
с другими обстоятельствами привели к
краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем,
что семья в качестве социального института
отнюдь не обречена на пассивность, а способна
через изменение семейной и демографической
структуры оказывать самостоятельное
воздействия на ход социально-исторического
развития.
Таким
образом, проблема соотношения семьи
с обществом и другими социальными институтами,
а также взаимосвязи семьи и личности
существовала всегда в человеческой цивилизации,
и поэтому постоянно предпринимались
попытки осмысления социального положения
семьи.
В социологии
с ее специфическим подходом к изучению
социального мира через взаимосвязь личного
и общественного это осмысление осуществляется
сквозь призму семейного посредничества:
восприимчивость социальной системы
к устремлениям личности и, наоборот, личности
к интересам общества зависит от обоюдного
учета ими потребностей семьи как
целого. Исследование посреднической
роли семьи и образует специфику социологического
подхода к изучению семьи.
Основные
социологические
аспекты изучения
семьи
Семья
представляет собой сложное социальное
образование и потому многозначное:
с одной стороны, понятие социального
института раскрывает значение семьи
в широкой социальной перспективе во взаимосвязи
с другими социальными институтами и с
социальными процессами изменения, развития,
модернизации; с другой стороны, понимание
семьи как малой социальной группы сфокусировано
на закономерностях становления, функционирования
и распада семьи как автономной целостности.
Разграничение
особенностей семьи как института
и как группы позволяет рассматривать
осуществление посреднической роли, так
сказать, на макро - и микроуровнях анализа.
Но это не означает вовсе удвоения предмета
- это разные аспекты единого поля деятельности.
При изучении
семьи как социально-психологической
группы взаимосвязь личности и общества
рассматривается на уровне первичных,
межличностных отношений. Проводимые
в рамках данного подхода эмпирические
исследования взаимоотношений в семье
концентрируются на взаимодействиях членов
семьи в различных социальных и семейных
ситуациях, на организации семейной
жизни и факторах устойчивости семьи
как группы.
В наибольшей
мере развитию этой традиции способствовали
взгляды Э. Берджесса
на семью как "единство взаимодействующих
личностей". Изучение семьи как
социального института в своем развитии
показало от ударения на эволюцию, происхождение
семьи к интересу в области функций.
В свою очередь, институционально-
В отечественной
и зарубежной социологии постоянно
предпринимаются попытки
Среди
социологов, пытавшихся совместить "макроанализ"
и "микроанализ" семьи, надо назвать
прежде всего Т. Парсонса
и К. Дэвиса.
Стабильность
семьи зависит одновременно и от внешних,
социокультурных влиянии, и от внутренних
взаимодействий. Такова сущность семьи
как социального феномена и проблема
заключается в адекватности применяемых
концептуальных схем и терминов. Следует
избегать односторонности каждого из
двух подходов и эклектического соединения
их. Согласно Парсонсу семья не противостоит
обществу, она его подсистема, обеспечивающая
стабильность социума в целом благодаря
установлению "инструментальных"
отношении с другими социальными подсистемами
и структурами, а также "экспрессивных"
отношений внутри самой семьи, благодаря
сохранению равновесия в межличностной
динамике, сохранению интегративных тенденций.
По мнению
К. Девиса, переход от традиционных форм
семьи к современным связан, прежде
всего, с трансформацией социокультурных
норм высокой рождаемости и распространением
социальных норм низкой рождаемости. Другими
словами, в изменении системы ценностей
и социальных норм брака и семьи,
а не в замене жесткого внешнего давления,
принуждения к семейной жизни внутренними
силами сохранения брачно-семейной сплоченности
следует видеть истоки семейных изменений.
Причем
распад ценностной системы, поддерживавший
расширенную семью, не означает автоматического
появления в нуклеарной семье такой
"взаимной привязанности", которая
вне всяких внешних общественных влияний
способна обеспечить общественно-значимые
функции по воспроизводству населения
и социализации новых поколений.
Определение
семьи
Существует
множество дефиниций семьи, выделяющих
в качестве семьеобразующих отношений
различные стороны семейной жизнедеятельности,
начиная от простейших и крайне расширительных
(например, семья - это группа людей, любящих
друг друга, или же группа лиц, имеющих
общих предков либо проживающих вместе)
и кончая обширными перечнями признаков
семьи.
Среди
дефиниций семьи, учитывающих критерии
воспроизводства населения и социально-психологической
целостности, привлекает определение
семьи как исторически-конкретной системы
взаимоотношений между супругами, между
родителями и детьми, как малой группы,
члены которой связаны брачными или родственными
отношениями, общностью быта и взаимной
моральной ответственностью и социальная
необходимостью и социальная необходимость
в которой обусловлена потребностью общества
в физическом и духовном воспроизводстве
населения, принадлежащее отечественному
социологу А. Г. Харчеву.
Семью
создает отношение "родители - дети",
а брак оказывается легитимным признанием
тех отношений между мужчиной
и женщиной, тех форм сожительства
или сексуального партнерства, которые
сопровождаются рождением детей. Для
более полного понимания сути
семьи следует иметь в виду пространственную
локализацию семьи - жилище, дом, собственность
- и экономическую основу семьи - общесемейную
деятельность родителей и детей, выходящую
за узкие горизонты быта и потребительства.
Таким
образом, семья - это основанная на единой
общесемейной деятельности общность людей,
связанных узами супружества - родства,
и тем самым осуществляющая воспроизводство
населения и преемственность
семейных поколений, а также социализацию
детей и поддержания
Факт
одного или двух из названных отношений
характеризует фрагментарность
семейных групп, бывших прежде собственно
семьями (по причине повзросления и
отделения детей, распада семьи из-за
болезни, смерти ее членов, из-за развода
и других видов семейной дезорганизации)
либо не ставших еще семьями (например,
семьи молодоженов, характеризующиеся
только супружеством и ввиду отсутствия
детей не обладающие родительством (отцовством,
материнством) и родством, кровным родством
детей и родителей, братьев и сестер.
Наличие
трех отношений (семьи в строгом смысле
слова) обнаруживается у подавляющего
большинства семей страны, примерно у
60-70 %. Из общего числа семей следует исключить
"временно" бездетных молодоженов
(15-20 %) и супругов, оставшихся бездетными
(5-9 %). С другой стороны, внесемейное население
состоит из тех, кто является родителем,
но без супружества либо находится в фактическом
или легитимном браке без детей. Для всех
этих фрагментарных, "осколочных",
форм семьи лучше подходит термин
"семейная группа", т. е. это люди,
ведущие совместное домохозяйство и объединяемые
только родством либо родительством или
супружеством.
Обычно
"ядром" семьи считают супружескую
пару, и все статистические классификации
состава семей строятся в зависимости
от добавления к "ядру" детей, родственников,
родителей супругов. С социологической
точки зрения правильнее за основу брать
наиболее распространенный в населении
тип семьи с триединством названных
отношений - основной тип семьи, - а
те семейные объединения, которые образуются
при вычитании одного из трех отношений,
лучше именовать семейными группами.
Данное
уточнение связано с тем, что
в последние годы как в общественном
мнении, так и в социологии
семьи (и на Западе, и в нашей стране)
стала заметной склонность сводить суть
семьи к любому из трех отношений, чаще
всего - к супружеству и даже партнерству.
Не случайно в американской энциклопедии
брака и семьи Марвина Сасмена и
Сьюзан Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным
формам" семьи, т. е. тому, что точнее
можно называть семейными группами, хотя
фактически эти главы относятся к супружеству,
скорее даже партнерству или сожительству.
Функции
семьи
Говоря
о функциях семьи, следует помнить,
что речь идет об общественных результатах
жизнедеятельности миллионов семей, которые
обнаруживаются на уровне общества, имеют
общезначимые последствия и характеризуют
роль семьи как социального института
среди других институтов общества. Важно
подчеркнуть, что это суть функции общества,
как бы закрепленные за специализированными
на их выполнении институтами, и поэтому
у каждого из институтов есть функции,
определяющие уникальность, профиль данного
института, и функции, которые сопровождают
действие основных.