Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:42, реферат
Цель данной работы: изучение с точки зрения социологии понятий семьи и брака. Исходя из цели, задачами данной работы являются:
- изучение сущности, структуры и функции семьи;
- рассмотрение типологий семей;
-изучение основных проблем в российском обществе
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………………..5
2. ТИПЫ СЕМЬИ………………………………………………….……………..9
2.1 Традиционная семья……………………………………………………....9
2.2 Неотрадиционная семья…………………………………………………..9
2.3 Эгалитарная семья………………………………………………………...9
3. ФУНКЦИИ СЕМЬИ………………………………………………………….11
3.1 Репродуктивная функция…………………………….………………….11
3.2 Воспитательная функция………………………………………………...12
3.3 Хозяйственно-экономическая функция………………………………....14
3.4 Рекреационная функция………………………………………………….14
4. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СЕМЬЯ КАК
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ……………………………
2. ТИПЫ СЕМЬИ………………………………………………….
2.1 Традиционная семья……………………………………………………....9
2.2 Неотрадиционная семья…………………………………………………..9
2.3 Эгалитарная семья…………………………………
3. ФУНКЦИИ СЕМЬИ……………………………………………
3.1
Репродуктивная функция……………………
3.2 Воспитательная функция………………………………………………...12
3.3 Хозяйственно-экономическая функция………………………………....14
3.4 Рекреационная функция………………………………………………….14
4. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Социология семьи в настоящее время рассматривается
в широком смысле как социологическая
наука о семье и является старейшей интеллектуальной
дисциплиной. Интерес к происхождению
человечества и к человеческой истории
всегда сопровождается интересом к браку,
семье.
Социология семьи имеет
дело с групповым, а не с индивидуальным
субъектом жизнедеятельности. Группа
людей, связанных семейно-родственными
отношениями, образует ту часть социальной
реальности, которую изучает социология
семьи, фокусируя внимание на совместной
жизнедеятельности членов семьи, то есть
на семейном образе жизни.1
Актуальность темы данной
работы обусловлена следующим. Семья -
ячейка (малая социальная группа) общества,
важнейшая форма организации личного
быта, основанная на супружеском союзе
и родственных связях, т.е. отношениях
между мужем и женой, родителями и детьми,
братьями и сестрами, и другими родственниками,
живущими вместе и ведущими общее хозяйство
на основе единого семейного бюджета.
Жизнь семьи характеризуется материальными
и духовными процессами. Через семью сменяются
поколения людей, в ней человек рождается,
через нее продолжается род. Семья - одна
из необходимых и основных ступеней бытия
человека. Именно в семье индивид становится
личностью. Семья - многостороннее отношение,
которое регулируется нормами морали
и права.2
Семья занимает приоритетное
место в иерархии жизненно важных ценностей
человека, констатируют социологи. По
социологическим опросам 83% мужчин и женщин
считают семью высшей ценностью для себя.
Современная семья переживает сложный
период своего развития. Изменение общественных
отношений привела к существенным изменениям
потребностей людей в исполнении ими социальных
функций и ролей членов семьи, которые
были исторически обусловлены и складывались
на протяжении длительного социального
времени. Выполняя функцию высшей социальной
защиты, семья будет востребована обществом
неограниченно длительное время.
В России на данный момент
насчитывается 40 миллионов семей. Молодые
семьи составляют более 27% от общего числа
семей. В процессе воспроизводства населения
молодая семья играет определяющую роль,
3/4 общего числа детей в стране рождаются
у родителей моложе 30 лет.
Таким образом, актуальность
контрольной работы определяется в необходимости
теоретического анализа функций, типологий
семьи и тенденций ее развития.
Цель данной работы: изучение с точки зрения
социологии понятий семьи и брака. Исходя
из цели, задачами данной работы являются:
- изучение сущности, структуры и функции
семьи;
- рассмотрение типологий семей;
-изучение основных проблем в российском
обществе
1.
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ
Семья – наиболее распространенный
вид социальной группы, основная ячейка
общества, в которой рождается, формируется,
развивается и большую часть времени в
течение жизни находится человек. Семейные
от ношения обычно определяют психологию
и поведение человека, поэтому семья представляет
особый интерес для социально-психологического
исследования. Типичная современная семья
в раз витых европейских странах состоит
из 2– 6 человек: мужа, жены, детей и
ближайших родственников по материнской
и отцовской линиям — бабушек и дедушек3.
Активнейшее воздействие
семья оказывает на развитие духовной
культуры, на социальную направленность
лично сти, мотивы поведения. Являясь для
ребенка микромоделью общества, семья
оказывается важнейшим фактором в выработке
системы социальных установок и формирования
жизненных планов. Общественные правила
впервые осознаются в семье, культурные
ценности общества потребляются через
семью, познание других людей начинается
с семьи. Диапазон воздействия семьи на
воспитание детей столь же широк, как и
диапазон общественного воздействия.
В рамках исторического направления
рассматривается происхождение семьи
и ее развитие в различных социально -
экономических формациях. Существует
множество подходов и теорий в этом вопросе. О.
Конт понимал семью как категорию изменяющуюся,
историческую и при этом считал ее основной
общественной группой, которая выполняет
самые важные функции.
Заметный вклад в развитие
теории семьи внес французский социолог
Ле-Плей, который считал, что семья является
единственным способом выводить дальнейшее
поколения развивая добро и подавляя зло,
если семья не справится с укрощением
«маленьких варваров», то прежде всего
пострадает общество. В течение длительного
периода 19 века семья рассматривалась
как изначальная и самая маленькая ячейка
общества и ученых интересовала не столько
она сама, сколько ее отношение к государству.
Ф. Энгельс особенно внимательно
рассматривал эволюцию форм семьи, ее
развитию от групповых форм к моногамии.
Вклад в теорию семьи внес
и Э. Дюркгейм. Влияние на социологию семьи
оказала теория «социальных групп» американского
социолога Кули. Он ввел понятие первичных
групп (семьи, соседства, детской группы),
которые являются общественными первичными
ячейками и характеризуются интимными,
личностными, неформальными связями, непосредственным
общением, устойчивостью, малыми размерами.
В первичных группах происходит социализация
личности4.
А. Г. Харчева считает, что семья – наиболее
распространенный вид социальной группы,
основная ячейка общества, в которой рождается,
формируется, развивается и большую часть
времени в течение жизни находится человек.
Во второй половине 20 века
происходит осознание социальной важности
процессов изменения семьи. Появляется
социально-психологические подходы к
изучению семьи. Рассматриваются проблемы
современной семьи:
– несоответствие функционирования
семьи общественным потребностям (низкая
рождаемость, высокое число разводов,
низкий воспитательный потенциал и т.д.);
– противоречия между мужскими и женскими
ролями, между ролями семейными и профессиональными.
Низкая сплоченность группы;
– падение престижа традиционного
брака.
Социальные исследования идут в следующих направлениях:
– изучения мотивации вступления в
брак, возраст вступления в брак, прекращение
брака;
– изучение структуры семьи, ее численности,
распределения ролей на основании этих
исследований создание несколько типологий
семей;
– отношения, складывающиеся в семье,
как между супругами, так и между поколениями;
– качество жизни, материального уровня
жизни семьи и влияние этих факторов на
семейные отношения;
– функции семьи, их изменение, трансформация
и влияние этих изменений на размеры семьи,
деторождение.
Для понимания семьи как
социального института большое значение
имеет анализ ролевых отношений в семье.
Семейная роль — один из видов социальных
ролей человека в обществе. Семейные роли
определяются местом и функциями индивида
в семейной группе и подразделяются на
супружеские (жена, муж), родительские
мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра),
межпоколенные и внутрипоколенные (дед,
бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые
отношения в семье могут характеризоваться
ролевым согласием или ролевым конфликтом.
В современном обществе наблюдается процесс
ослабления семьи как социального института,
изменение ее социальных функций 5.
Социальная практика показывает,
что для человеческого общества жизненно
важно упорядочить, регламентировать
и закрепить некоторые социально-значимые
отношения, сделать их обязательными для
членов общества. Базисным элементом регулирования
общественной жизни являются социальные
институты.
«Социальный институт - это
определенная организация социальной
деятельности и социальных отношений,
осуществляемая посредством взаимосогласованной
системы целесообразно ориентированных
стандартов поведения, возникновение
и группировка которых в систему обусловлены
содержанием конкретной, решаемой социальным
институтом задачи».
Социальные институты обеспечивают
реализацию основополагающих потребностей
общества, связанных с его материальным
обеспечением, интеграцией социальных
групп, воспроизводством и сохранением
духовных ценностей и т. д. Благодаря их
наличию обеспечивается воспроизводство
населения, материальных и духовных благ,
социализация человеческих индивидов,
преемственность поколений и многое другое.
Социальные институты функционируют лишь
при наличии соответствующих общественных
потребностей. При исчезновении таких
потребностей их функционирование постепенно
прекращается и они отмирают.
Семья утрачивает свои позиции
в социализации индивидов, в организации
досуга и других функциях. Традиционные
роли, при которых женщина рожала и воспитывала
детей, вела хозяйство, а муж был хозяином,
собственником имущества, экономически
обеспечивал семью, заменились ролевыми,
при которых женщина стала играть равную
или выше роль с мужчиной. Это изменило
характер функционирования семьи и повлекло
за собой позитивные и негативные последствия.
С одной стороны это способствовало утверждению
равенства женщин и мужчин, с другой стороны
усугубило конфликтные ситуации, снизило
рождаемость.
Если семья имеет несколько
детей, то появляются есте ственные условия
для формирования полноценного семей
ного коллектива. И это обогащает жизнь
каждого члена семьи и создает благоприятную
обстановку для успешно го выполнения
семьей воспитательной функции. В семье,
где один ребенок, все это сильно усложняется.
А. С. Макаренко писал: «Можно, например,
решительно утверждать, что воспитание
единственного ребенка более трудное
дело, чем воспитание нескольких детей.
Даже в том случае, если семья испытывает
некоторые материальные затруднения,
нельзя ограничиваться одним ребенком»6.
Итак, семья это социальный
институт, регулирующий отношения не только
между мужем и женой, и отношения между
родителями и детьми.
2. ТИПЫ СЕМЬИ
Семьи в зависимости от представленности
в них различных поколений бывают нуклеарными (родители
и дети) и расширенными (супружеская пара,
дети, родители кого-либо из супругов,
другие родственники и пр.). Процессы индустриализации
и урбанизации, широко развернувшиеся
в современном мире, привели к преобладанию
нуклеарной семьи.
2.1 Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж - кормилец, жена -хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2.2 Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
2.3 Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют
и переходные типы семей, в которых ролевые
установки мужчин носят более традиционный
характер, нежели их фактическое поведение,
либо, наоборот, при демократических ролевых
установках мужчины мало участвуют в ведении
домашнего хозяйства.
3. ФУНКЦИИ СЕМЬИ
Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.
3.1 Репродуктивная функция
Это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25--30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, количество детей в каждой семье должно быть не менее двух. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает большую озабоченность у многих специалистов. Для нее характерны снижение уровня рождаемости, старение населения, увеличение количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости. По данным социологических исследований, из общего количества новорожденных в середине 80-х годов примерно третья часть родилась вне брака, а возрастная группа 16-17-летних матерей составляет почти половину. Многие из этих детей пополняют контингенты детских домов, потому что родители попросту отказываются от каких бы то ни было обязательств по отношению к ним. Наряду с этим пятая часть супружеских пар вообще не желает иметь детей. Среди мотивов ограничения числа детей или отказа от деторождения в 80-х годах преобладали следующие: не с кем оставить ребенка, необходимо дать хорошее воспитание уже имеющимся детям, стесненные жилищные условия, материальные затруднения, перегрузка домашним хозяйством, желание «пожить для себя».
В 90-х годах происходят существенные изменения в мотивации ограничения рождаемости: на первый план выходят материально-экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье «стимулируется» и ростом разводов (или их угрозой).
Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и сравнительно благополучные в плане стабильности пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а подчас даже одного ребенка, опасаясь, что их брак будет столь же непрочен, как и многие другие. Наблюдаются непропорционально большие различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшим образованием показатель рождаемости почти в три раза ниже, чем у женщин с начальным образованием. Примерно во столько же раз превышает среднюю норму рождаемости число детей у психически больных и умственно отсталых лиц.
Сложившаяся ситуация чревата по меньшей
мере двумя опасностями. Первая состоит
в том, что ряд регионов оказался перед
чертой, за которой может начаться депопуляция.
Вторая опасность возрастание у населения
патологического груза, врожденной умственной
отсталости и тяжелых наследственных
заболеваний.
Вместе с тем надежды на рост рождаемости при сохранении существующего положения, когда подавляющее большинство женщин вне зависимости от числа воспитываемых детей, от своего отношения к профессиональной деятельности и материнству должны работать,-- всего лишь прекраснодушная утопия. Если к этому прибавить угрозу безработицы (а в нашей стране безработица уже имеет ярко выраженное женское лицо), рост цен на товары детского ассортимента, никак не соотносимый с размерами дотаций на детей, уровень и качество бесплатного медицинского обслуживания и постепенный перевод его на платную основу, то перспективы становятся почти катастрофическими/ Социологические исследования по демографической проблематике обнаруживают устойчивую тенденцию: идеальное количество детей всегда выше желаемого, желаемое -- выше фактического. При этом с увеличением возраста опрашиваемых эти показатели изменяются в сторону уменьшения.
Таким образом, семьи, обладающие оптимальными возможностями в области воспроизводства и воспитания нового поколения, почти до предела ограничивают свою репродуктивную функцию. Особенно заметен этот процесс в крупных городах. При сходстве основных тенденций репродуктивного поведения населения (снижение рождаемости, уменьшение числа многодетных и увеличение числа бездетных семей) социологи отмечают и некоторые различия между странами. Так, в Германии в отличие от России нет тенденции к увеличению удельного веса семей с одним ребенком.
3.2 Воспитательная функция
С репродуктивной функцией тесно связана
другая функция семьи -- воспитательная.
Давно известно, что для нормального, полноценного
развития ребенка семья жизненно необходима,
и ее нельзя заменить никакими другими
институтами или общественными учреждениями.
Психологи и педагоги отмечают, что если
с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного
количества внимания, заботы, тепла, непосредственного
эмоционального контакта со взрослыми
и прежде всего с матерью, то естественное
протекание формирования многих социально
значимых качеств детей нарушается, растягивается
на продолжительное время, а в некоторых
случаях блокируется полностью, становится
невосполнимым.