Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:26, контрольная работа
Связь семьи и общества является двусторонней. Семья не только дает обществу новые поколения людей, но и стремится воспитать достойных членов социума. Общество же со своей стороны прикладывает максимум усилий, чтобы помочь семье достойно выполнить присущие ей функции. Целью работы является исследование социологии семьи.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Понятие семьи…………………………………………………………..4
2. Сущность, структура и функции современной семьи……………….6
3. Женщина и семья……………………………………………………...10
4. Дети, семья и социальное окружение………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………...21
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кузбасский институт
Федеральной службы исполнения наказания
ВАРИАНТ № 2
План
Введение…………………………………………………………
1.Понятие семьи………………………………………
2. Сущность, структура и функции современной семьи……………….6
3. Женщина и семья……………………………………………………...10
4. Дети, семья и социальное окружение………………………………..14
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...21
Введение
Семья это самая малая, первичная ячейка общества, без которой невозможно его существование, потому что именно семья выполняет важнейшую функцию рождения детей, воспроизводства человеческого общества, огромное значение для общества имеет и семейное воспитание детей. В условиях психологических нагрузок семья выполняет защитную функцию, играя роль своеобразного оплота и убежища, где можно найти понимание и поддержку. Небезразлична для общества и экономическая функция семьи, которая проявляется во взаимной материальной поддержке ее членов, в организации быта, семейного досуга.
Связь семьи и общества является двусторонней. Семья не только дает обществу новые поколения людей, но и стремится воспитать достойных членов социума. Общество же со своей стороны прикладывает максимум усилий, чтобы помочь семье достойно выполнить присущие ей функции.
Целью работы является исследование социологии семьи.
Семья — один из наиболее
древних социальных институтов: она
возникла в недрах первобытного общества
значительно раньше классов, наций
и государств. Общественная ценность
семьи обусловлена ее «производством
и воспроизводством» непосредст
В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины, с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.
Для социологии семьи, прежде всего, интересна совокупностью всех тех элементов общественного сознания и поведения, которые приводят к созданию семьи, к ее развитию, функционированию, укреплению или распаду. С этой целью обычно и исследуются мотивы, установки, ценностные ориентации, ожидания как молодых людей, стремящихся создать семью, так и супругов на всем протяжении их личной жизни. Эти составные части создания семьи, весь сложный комплекс взаимодействия супругов в семье, который изменяется постоянно под воздействием как личных, так и общественных факторов, и составляет ту основу, которая свидетельствует об устойчивости или аморфности семейных отношений.
В социологии семьи огромное значение придается роли женщины, так как именно от ее действий во многом зависит та нравственная и социальная сила, которая является базой семьи. Это тем более важно, потому что женщине приходится сочетать в своей деятельности и семейные, и общественно-производственные функции, что многократно увеличивает ее нагрузку и ответственность.
Составной частью семьи в большинстве случаев являются дети. И это образует еще одну группу взаимоотношений в семье, которую можно рассматривать отдельно, но целесообразнее всего ее анализировать во взаимодействий; родителями, одновременно рассматривая влияние окружающей среды, среды общения, межпоколенные взаимоотношения и т.д.
Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения, а по мнению некоторых исследователей, кризис. В связи с неопределенностью будущего или еще не укрепившимся материально-экономическим положением растет число фактических браков, не скрепленных никакими официальными узами: союзы друзей, подруг, которые в принципе выполняют те же функции, кроме одной — рождения детей.
Особую заботу представляют семьи с одним родителем, число которых растет под влиянием достаточно высокого процента разводов — от 30 до 50 к числу заключенных браков2.
Продолжает оставаться актуальной проблема многопоколенной семьи, когда два-три поколения семей ведут совместное хозяйство, организуют свой повседневный быт, согласовывают различные интересы, что представляет достаточно сложную задачу.
В связи с ростом феминистского движения активно обсуждается вопрос о перераспределении функций в семье, придании женщине больших прав, о преодолении фактического неравенства между супругами и т.д.
Нельзя не обратить внимания и на создание однополых квазисемей, гражданские права которых уже признаны в ряде государств.
2. Сущность, структура и функции современной семьи
Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что происходит на производстве, по месту жительства, в повседневной жизни.
Анализ реально складывающейся ситуации в семье показывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение социальных ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.
Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности (А.Г. Харчев)3.
В настоящее время в России насчитывается 40 млн семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За период между переписями с 1970 г. по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн браков и оформлено около 7 млн разводов. В 2000-х годах ежегодно заключалось 2,7 млн и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей4]. Следует отметить еще одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их стало уже 15% (А.А. Сусоколов)5.
Семья выполняет прежде всего репродуктивную функцию — воспроизводство людей. Сейчас средняя семья в России состоит из 3,2 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность детей составляет 5—6 человек); а наименьший показатель — население стран Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей.
И хотя в 1980-е годы количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны. Более того, эта возможность в середине 1990-х годов стала реализовываться: смертность населения превысила рождаемость в большинстве регионов страны. И это связано не только с увеличением коэффициента смертности, но и с резким сокращением коэффициента рождаемости: появление ребенка для многих семей связано с риском, который очень велик в условиях рыночных отношений.
На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение числа двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями.
Что касается хозяйственно-потребительской
функции семьи, то она охватывает
такие стороны семейных отношений,
как ведение домашнего
Тенденция к установлению
равноправия в семье позитивна
по своей сути. В то же время перекос
в сторону феминизации
Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.
Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой — от нравственно-психологического климата в ней (И. Плотниекс)6.
И наконец, говоря о воспитательной
функции семьи, следует отметить,
что, как никакая другая социальная
группа, семья обладает огромным диапазоном
воспитательного воздействия. Это
особенно доверительная нравственно-
Семья легче и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, реагирует на просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера.
На поведение молодежи влияет знание о всех сторонах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культуры половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Между тем формирование правильных установок молодых людей в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспитания (И.С. Кон)7.
Ранее значительная часть молодежи или совсем не получала информацию о семье, об этой сложной стороне межличностных отношений, или получала ее очень недостаточно, что отрицательно сказывалось и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, открытость информации по взаимоотношениям полов в условиях ложно понятой демократии и свободы имела следствием тот же эффект, что и полная неинформированность молодых людей об этой стороне жизни: внимание уделялось интимным взаимоотношениям полов, но при этом почти полностью не рассматривались социальные аспекты будущих супружеских обязанностей, их эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, на которой зиждется семья. Такая эмоциональная подготовленность — основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение в семье.
Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призваны решать и воспитание, и искусство, и массовая информация, и общественное мнение, и социальная среда.
Неблагоприятно влияют на воспитание подрастающего поколения слепая родительская любовь и вера в безгрешность своих детей, прощение им любых неблаговидных поступков. «Культивирование в некоторых семьях принципов собственной выгоды в ущерб общественным интересам, безграничное потакание капризам подрастающего ребенка (в силу или сознательно реализуемого «педагогического принципа», ил».неумеренной родительской любви, или семейных распрей, или безволия - не столь важно) - таковы основные условия для формирования сугубо индивидуалистического, эгоистического образа мышления, граничащего с преступным. Создается своего рода вилка между сформированными притязаниями, потребностями и возможностями их удовлетворения за счет собственного труда»8, когда ребенок не умеет ограничивать свои потребности, считаться с близкими и окружающими его, когда он может встать на путь нарушения общественных норм.
Этому могут способствовать и другие противоречия в семейном воспитании. Например, некоторые родители опираются на такие «методы воспитания», как окрик, брань, побои. В результате растет отчуждение ребенка, особенно в подростковом возрасте, появляются озлобленность, обида, даже агрессивность, что и становится почвой для антиобщественных поступков. Воспитание же, основанное на материальном поощрении, приводит к развитию у подростков и молодых ребят потребительских, накопительских ориентации, бездуховности, корыстного подхода ко всему и ко всем, жадности и т.д.