Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:26, контрольная работа
Связь семьи и общества является двусторонней. Семья не только дает обществу новые поколения людей, но и стремится воспитать достойных членов социума. Общество же со своей стороны прикладывает максимум усилий, чтобы помочь семье достойно выполнить присущие ей функции. Целью работы является исследование социологии семьи.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Понятие семьи…………………………………………………………..4
2. Сущность, структура и функции современной семьи……………….6
3. Женщина и семья……………………………………………………...10
4. Дети, семья и социальное окружение………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………...21
Причем педагогически активной, сплоченной может быть и семья, ориентированная на антисоциальные по своей сути ценности. Поэтому на первое место выходит формирование социально-нравственной дееспособности семьи, усвоение ее членами ценностей, которые отразятся на ее образе жизни, ориентациях и явятся надежной основой прочной гражданской позиции личности.
Социологов все больше интересует проблема психологического одиночества и его влияния на формирование и жизнедеятельность личности. Социологические данные польских специалистов, изучавших воспитание детей в детских домах, показали, что уровень эмоционального и в целом интеллектуального развития у этих детей значительно ниже, чем у воспитывающихся в семье. Конечно, семьи также бывают разные. Не случайно многие подростки высказывают мнение, что семья в основном занимается их материальным обеспечением: одеждой, пищей и т.д., что взрослым некогда общаться с детьми, а часто у них и нет желания. В результате именно неформальные группы служат тем психологическим «убежищем», которого недостает ребенку в семье. Особенно актуальна эта проблема в условиях города, где социальный контроль почти не участвует в воспитании молодежи, хотя общественное мнение могло бы быть сегодня одним из эффективных средств социализации, в том числе и помощи семье.
Таким образом, чем масштабнее задачи в деле подготовки человека к жизни, тем скоординированнее, научно обоснованнее и комплекснее требуется работа всех социальных институтов. Рост числа факторов, воздействующих на человека (как положительных, так и отрицательных), особенно в условиях крупных городов, массовая миграция населения, увеличение неопределенности, трудная борьба отжившего, но не сдающего свои позиции с прогрессивным предполагают активизацию деятельности всех звеньев социализации человека, в том числе и семьи. При этом наиболее высоким нравственно-воспитательным потенциалом обладает полная (оба супруга) семья, максимально реализующая свои возможности не только как социального института, но и как нравственно-психологической группы. Это разграничение двух сторон брачно-семейных отношений — их взаимодействия с социальными процессами, нормами, установками и внутренним содержанием — помогает определить основные показатели созидательного потенциала семьи: мера учета общественных интересов, развитость духовных потребностей, характер распределения бытовых забот между членами семьи, интенсивность общения между родителями и детьми, уровень требовательности к себе и другим, принципы, на которых строятся связи с родственниками и социальной средой.
Можно предположить, что, чем эти показатели оптимальнее, тем сильнее позитивное влияние семьи на становление личности ребенка, тем эффективнее ее социально-нравственная воспитательная дееспособность.
Заключение
Семья — один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания
Для социологии семьи, прежде всего, интересна совокупностью всех тех элементов общественного сознания и поведения, которые приводят к созданию семьи, к ее развитию, функционированию, укреплению или распаду. С этой целью обычно и исследуются мотивы, установки, ценностные ориентации, ожидания как молодых людей, стремящихся создать семью, так и супругов на всем протяжении их личной жизни. Эти составные части создания семьи, весь сложный комплекс взаимодействия супругов в семье, который изменяется постоянно под воздействием как личных, так и общественных факторов, и составляет ту основу, которая свидетельствует об устойчивости или аморфности семейных отношений.
В социологии семьи огромное значение придается роли женщины, так как именно от ее действий во многом зависит та нравственная и социальная сила, которая является базой семьи. Это тем более важно, потому что женщине приходится сочетать в своей деятельности и семейные, и общественно-производственные функции, что многократно увеличивает ее нагрузку и ответственность.
Анализ реально складывающейся ситуации в семье показывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение социальных ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.
Список использованных источников
1. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.- М., 2000. -С. 75.
2. Человек после развода. -Вильнюс, 1985.- С. 6.
3. Сусоколов А.А.
4. Экономические и социальные перемены // Мониторинг общественного мнения. -2005. -№ 3. -С. 37.
5. Харчев А.Г. Социология воспитания.- М., 1990. -С. 125.
6.Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // СОЦИС.- 2005. -№ 10. -С. 96.
7. Плотниекс И. Психология в семье/Пер. с латв.- М., 1991.
8. Кон И.С. Введение в сексологию. -М., 2001.
9. Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. Л., 2004.
10. Сысенко В.А. Отцы и дети // СОЦИС.- 2006. -№ 2. -С. 100.
11. Жеинклене А. Семейная
интеграция как объект
12. Сысенко В.А. Супружеские конфликты.- М., 1983. -С. 6—62.
14. Литвинова Г.Н. Под защитой государства.- М., 1989.- С. 57.
17. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10т.Т9.-С. 115.
18. Сухомлинский В.А.
Потребность человека в
19. Литвинов В. И.
Некоторые особенности
1 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 2000. С. 75.
2 Человек после развода. Вильнюс, 1985. С. 6.
3 Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990. С. 125; Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // СОЦИС. 2005. № 10. С. 96.
4 Сысенко В.А. Отцы и дети // СОЦИС. 2006. № 2. С. 100.
5 Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М., 1987. С. 10.
6 Человек после развода. Вильнюс, 1985. С. 6.
7 Кон И.С. Введение в сексологию. М., 2001.
8 Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 2005. № 3. С. 37.
9 Жеинклене А. Семейная интеграция как объект исследования // СОЦИС. 1987. № 1.С. 72.
10 Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1983. С. 6.
11 Жеинклене А. Семейная интеграция как объект исследования // СОЦИС. 1987. № 1.С. 72.
12 Человек после развода. Вильнюс, 1985. С. 6.
13 Там же С.8.
14 Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978. С. 32.
15 Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10т.Т9.С. 115.
16 Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978. С. 32.
17 Литвинов В. И. Некоторые особенности корыстных преступлений // СОЦИС. 2007. № 1.С. 46.