Социология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:02, методичка

Краткое описание

Основная цель дисциплины – формирование знаний и навыков в области основ социологии семьи, изучающей вопросы возникновения, становления, эволюции, функционирования и перспектив развития семьи как важнейшего социального института и малой социальной группы;
Задачи дисциплины – научить студентов:
анализу типологии и функций семьи;
характеристике внутрисемейных отношений и процессов социализации;
определению целей, задач, механизмов государственной политики в отношении семьи.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ_020300.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины – формирование знаний и навыков  в области основ социологии семьи, изучающей вопросы возникновения, становления, эволюции, функционирования и перспектив развития семьи как  важнейшего социального института и малой социальной группы;

Задачи дисциплины –  научить студентов:

  • анализу типологии и функций семьи;
  • характеристике внутрисемейных отношений и процессов социализации;
  • определению целей, задач, механизмов государственной политики в отношении семьи.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Социология семьи» студент должен:

  • знать:
  • систему понятий социологии семьи как науки;
  • основные социологические представления о семье как подсистемы общества;
  • социальные проблемы семьи и социальные технологии, относящиеся к социальной политике в области семейных отношений;
  • основы социологического анализа семейных изменений и семейного поведения (репродуктивного, брачного, самосохранительного);
  • уметь:
  • применять систему понятий социологии семьи в анализе семейной ситуации в стране;
  • разбираться в противоположных научных концепциях объяснения проблем современной семьи, различать это противостояние в общественном мнении;
  • критически смотреть на общежитейские трактовки и точки зрения;
  • объяснять особенности семейной ситуации в стране и мире и тенденций её изменения;
  • получить навыки:
  • самостоятельной интерпретации социологических и статистических данных о семье;

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п

Наименование темы

Объем аудиторных занятий (в часах)

Объем

сам. раб. студентов, включая  курс. работу

(в час.)

лекции

лаб.

раб.

пр.

зан.

сем.

зан.

итого

Социология семьи как  наука

4

-

-

2

6

3

Становление социологии семьи как самостоятельной науки

5

-

-

2

7

8

Теоретические концепции  и парадигмы современной социологии семьи

4

-

-

2

6

6

Функции и структуры  семьи

4

-

-

2

6

6

Семейное поведение: основные виды и типы

5

-

-

3

8

8

Социология семейных изменений

4

-

-

2

6

6

Проблемы современной российской семьи

4

-

-

2

6

6

Семья и семейная политика

4

-

-

2

6

6

 

Всего:

34

-

-

17

51

49

 

Формы итогового контроля:

Курс. работа (проект)

Контр. работа

Зачет

Экзамен

 

Семестры:

7

-

-

7

 

Для заочной формы  обучения

 

Всего:

10

-

-

6

16

84

 

Формы итогового контроля:

Курс. работа (проект)

Контр. работа

Зачет

Экзамен

 

Семестры:

8

-

-

8


 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Социология семьи как наука

Социология семьи в ряду социологических дисциплин. Предмет социологии семьи, различие макро- и микрообъектов исследования семья, основные понятия. Семья как единство социальных отношений родительства – супружества – родства. Суть семьи как посредника во взаимоотношениях общества и личности, увязки их противоположных интересов. Социология семьи как целостное исследование семьи, рассматриваемой в качестве социального института и малой группы, имеющей сменяющиеся фазы возникновения, функционирования и распада.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. История становления социологии семьи как науки в России и мире.
  2. Основные теоретические направления в современной социологии.
  3. Социальный институт семьи как индикатор состояния общества и успехи социальной системы в целом.
  4. Исторические и современные типы семьи.

Литература:

  1. Антонов, А. И. Микросоциология семьи / А. И. Антонов. – М. : ИНФРА-М, 2005.
  2. Голод, С. И. Семья и брак : историко-социологический анализ / С. И. Голод. – СПб. : Питер, 1998.

 

Тема 2. Становление социологии семьи как самостоятельной науки

История института семьи  в трудах Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского. Исторический аспект становления социологии семьи в мире. Дюркгейм, Т. Парсонс, Э. Гидденс и др. о семье. Социология семьи в России – история формирования. Проблемы семьи в трудах П. Сорокина, А.М. Коллонтай и др. Э Современные теоретические концепции и борьба парадигм в современной социологии семьи и демографии. Феноменологический подход к изучению семьи. Символический интеракционизм. Психоанализ. Теория конфликта.

 

Тема 3. Теоретические концепции и парадигмы современной социологии семьи

Фамилистическая парадигма  – основа для теории и концепций  изучения семьи и семейной политики. Фамилистика как система наук, объясняющих динамику семьи с  позиции необходимости укрепления полной семьи. Критерии определения сути семьи в парадигме модернизации, противопоставление «современной» и «традиционной», количественного качественному, редукция семьи к супружеству и интересов семьи к индивидуальным. Антисемейная сущность феминизма: семья как средство «эксплуатации» и «неравенства» женщин. Гендерный подход как основа разъединения семьи на три изолированных друг от друга института супружества, родительства и родства. Попытки создания «контрсоциологии».

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

      1. Специфика гендерного подхода при изучении семьи.
      2. Становление и развитие фамилистики.
      3. Особенности традиционной и современной семьи.

Литература:

  1. Антонов, А. И. Микросоциология семьи / А. И. Антонов. – М. : ИНФРА-М, 2005.
  2. Голод, С. И. Семья и брак : историко-социологический анализ / С. И. Голод. – СПб. : Питер, 1998.

 

Тема 4. Функции и структуры семьи

Функции семьи как  социального института, специфические  и неспецифические функции. Типы семьи. Виды расширенной семьи. Разновидности нуклеарной семьи. Полная и неполная семья. Типы семей по критерию наследования и власти. Структура семьи по составу, размеру, числу поколений. Ролевая структура семьи и ролевое поведение членов семьи: товарищеские, партнерские, традиционные. Трансформация структуры семьи. Определение понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного цикла: предродительства, репродуктивного родительства, прародительства и т.п. Родительство как главный критерий семейного цикла, стадии семейного цикла, фазы продолжительности брака, возрастные этапы. Полный цикл. Типы неполноты семейного (депривация и её виды, разделение и разновидности его). Семейные события, иерархия семейных событий и ролей. Иерархия власти и авторитета в семье.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные функции семьи и их динамика.
  2. Статусные характеристики, доминирующие ценности.
  3. Супружество и родительство.
  4. Место, роль и значение старшего поколения в семье.
  5. Материнство и общество как факторы социализации.

Литература:

  1. Антонов, А. И. Микросоциология семьи / А. И. Антонов. – М. : ИНФРА-М, 2005.
  2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие. – М. : Норма, 2004.
  3. Социология семьи : учебник / под ред. А. И. Антонова. – 2-е изд. – М. : Норма, 2005.

 

Тема 5. Семейное поведение: основные виды и типы

Брачное (или супружеское) поведение: мотивы вступления в брак, выбор брачного партнера. Основные виды брачных сценариев. Социология одиночества. Супружество и родительство. Сексуальное поведение и сексуальная  роль. Половая культура и сексуальная культура. Добрачное сексуальное поведение, возраст начала половой жизни, двойной стандарт. Планирование семьи. Типы сексуальных отношений в браке. Рождаемость и репродуктивное поведение, репродуктивный цикл, репродуктивный процесс. Потребность в детях, репродуктивные установки и мотивы. Бездетность, бесплодие. Измерение норм детности и ценности детей. Соотношение репродуктивного, контрацептивного и сексуального видов поведения. Факторы сплоченности и конфликтности, устойчивости семьи и брака. Брачность и разводимость. Проблема конфликта. Дезорганизация семьи. Факторы разводов. Последствие разводов для взрослых и детей. Брачность и разводимость. Смертность и самосохранительное поведение.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

  1. Социология сексуального поведения в России.
  2. Рождаемость и репродуктивное поведение.
  3. Брачное (матримониальное) поведение.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

    1. Знакомства с помощью интернет.
    2. Браки с иностранцами – мотивы и география выбора партнера.
    3. Брачные агентства. Брачные контракты.

Литература:

  1. Антонов, А. И. Микросоциология семьи / А. И. Антонов. – М. : ИМНФРА-М, 2005.
  2. Розин, В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание : учеб. пособие / В. М. Розин. – М. : ИНФРА-М, 2000.

 

Тема 6. Социология семейных изменений

Эволюция семьи, ее структур и функций. Становление социологии семейных изменений, эволюционного подхода и парадигмы устойчивости, приспособляемости семьи к любым изменениям общества. Эволюционный подход и парадигма изменяемости, возникновения и исчезновения социальных институтов. Функционализм и переход семейных функций к другим социальным институтам. Функционализм и переход семейных функций к другим социальным институтам. Функционализм и подход к изучению семьи как первичной группы. Групповой подход как метод исследований межличностной динамики. Три парадигмы объяснения семейных изменений: фамилистическая (кризисная), «прогрессистская» и феминистическая.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Семейное единство и сплочение.
  2. Взаимодействие поколений в семье.
  3. Жизненный цикл и жизненная история семьи.
  4. Позитивный и негативный семейный климат.

Литература:

  1. Антонов, М. И. Микросоциология семьи / М. И. Антонов. – М. : ИНФРА-М, 2005.
  2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие / под. ред. Е. Г. Силяевой. – М. : ИНФРА-М, 2005.

 

Тема 7. Проблемы современной российской семьи

Оценка исторических изменений семьи как проблемных. Различие социологических и социальных проблем. Питирим Сорокин о кризисе российской семьи. Современные проблемы семьи: кризис социализации детей, социальная патология подрастающих поколений в контексте кризиса семьи, проблемы многоразводной и малодетной семьи. Невыполнение семейных функций, снижение влияния на членов семьи, разложение авторитета семьи. Эксплуатация имиджа семьи и брака в рекламе, в средствах массовой информации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Семья в кризисном обществе.
  2. Кризис семьи и денопуляция.
  3. Насилие в семье как социальная проблема.
  4. Цели и задачи современной российской семейной политики.

Литература:

  1. Антонов, А. И. Судьба семьи в России XXI века / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. – М. : ИНФРА-М, 2000.
  2. Гаспарян, Ю. А. Институт семьи : проблемы обновления, развития / Ю. А. Гаспарян. – СПб. : Питер, 1997.
  3. Семейный кодекс. - М. : Ось-89, 2005.

 

Тема 8. Семья и семейная политика

Необходимость семейной политики, ее сущность и содержание. Основные принципы семейной политики. Технология семейной политики. Семейная политика и социальная поддержка семьи как малой группы. Семейный кодекс Российской федерации. Общественные организации на защите интересов семьи. Семейная политика укрепления социального института семьи, полной семьи с несколькими детьми. Соотношение социальной, семейной и демографической политики. Воспроизводство населения России и проблемы демографической политики. Принципы защиты семей в Концепции демографического развития РФ, принятой в 2001 году.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности семейной политики в РФ.
  2. Опыт формирования семейной политики в зарубежных странах (на выбор студента).

Литература:

  1. Климантова, Г. И. Государственная семейная политика современной России : учеб. пособие / Г. И. Климантова. - М. : Дашков и К, 2004.
  2. Семейный кодекс. - М. : Ось-89, 2005.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

  • самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;
  • повторение и углубленное изучение лекционного материала;
  • подготовку к семинарским занятиям;
  • выполнение курсовой работы;
  • подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

  1. Метод «жизненных историй»: возможности в исследованиях проблем семьи.
  2. Секс, любовь глазами молодежи.
  3. Брачный выбор и брачный рынок.
  4. Основные концепции брачного выбора (на примере отдельных теорий).
  5. Средства массовой информации о семье и для семьи.
  6. Основные теоретические концепции в социологии семьи.
  7. Борьба парадигм в советской и российской социологии семьи.
  8. Фамилизм и феминизм как теоретические подходы к изучению семьи.
  9. Типологии семейных структур.
  10. Функции семьи по отношению к обществу и личности.
  11. Социологические проблемы жизненного цикла.
  12. Социально-демографические аспекты альтернативных форм семейного поведения.
  13. Репродуктивное поведение: понятие, сущность, исследования.
  14. Потребность в детях как социологическая категория.
  15. Репродуктивное поведение подростков: тенденции и проблемы.
  16. Расторжение брака: ценностно-мотивационные аспекты.
  17. Факторы сплоченности и конфликтности, устойчивости семьи и брака.
  18. Распад семьи: последствия развода для детей и взрослых.
  19. Социологические исследования семьи и семейных изменений.
  20. Семейная политика и ее основные тенденции в современном мире.
  21. Противоречивость социальных ролей личности – супружеских, половых, родительских.
  22. Семейное поведение: понятия, сущность, методологическая роль.
  23. Контент-анализ в исследованиях семьи – возможности и опыт применения.
  24. Становление гендерной социологии в России.

Информация о работе Социология семьи