Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:33, реферат
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
В-шестых,
переход от централизованной расширенной
семейно-родственной системы, состоящей
из трех поколений с доминированием
старших, к децентрализованным нуклеарным
семьям, в которых брачные узы, супружество
становятся выше родовых - родительских,
причем в самом супружестве интересы пары
подчинены интересам индивида, что относится
также к родительским и родственным связям
(депривация личности от семьи, изоляционизм).
В-седьмых,
от развода по инициативе мужа в
связи с бездетностью к разводу,
вызванному межличностной несовместимостью
супругов.
В-восьмых,
от "закрытой" к "открытой" системе
выбора супруга на основе межличностной
избирательности молодыми людьми друг
друга независимо от предписаний
родства и традиций обмена приданым
и выкупом невесты (хотя и при
сохранении имущественных интересов
и системы наследования, закрепленных
брачным контрактом).
В-девятых,
переход от традиционной культуры с
жестким табу на применение контрацепции
(для компенсации высокой
Своеобразной
квинтэссенцией и интегральным выражением
всех перечисленных выше семейных изменений
является, в-десятых, переход от эры
стабильной многодетности семьи
на протяжении всей человеческой истории
к эре непрерывного исчезновения многодетности
семьи с исторической сцены реальные
изменения семейных структур в XX веке
на всех континентах позволяют говорить
о переходе к эпохе постоянного уменьшения
детности семьи (вплоть до массовой
однодетности и, возможно, бездетности,
поскольку нет никаких биологических
защитных механизмов, останавливающих
это падение на каком-то безопасном для
общества уровне).
Сегодня к числу акутальных проблем можно отнести также:
Рост
числа разводов - черта техногенных
цивилизаций (экономическая
Специалисты выделяют несколько уровней, на которых возникают конфликты:
К числу причин могут быть отнесены:
Социологические
проблемы межличностных
отношений в семье
Взаимоотношения
между людьми в группах
Такие
взаимосвязи в семейных отношениях
постоянны, они носят вербальный,
физический, эмоциональный и другие
черты характера, которые являются
важными в дальнейшем развитии
жизни человека.
Если
учесть учение Форсайта (1983), который
под группой определяет 2-х и более индивидов,
находящихся под влиянием друг друга через
социальную взаимосвязь, то семья и есть
такая группа (1).
Процесс
взросления человека окончательно завершается
примерно к тридцати годам, с этого
времени сформировавшаяся у него
индивидуальная психология, а также
система личностных ценностей и
взглядов на окружающую действительность
уже существенно не изменяются на
протяжении всей остальной жизни. Он
занимает более прочное место
в социальной структуре общества,
а свою неудовлетворенность жизнью, социальную
мобильность, поиск идеала передает как
эстафету будущему поколению.
Социализация
на ранних этапах становления и
развития личности, которую иначе называют
первичной, связана с прямым воздействием
на человека, его непосредственным окружением.
И главная роль здесь принадлежит родителям
- первичным агентам социализации. Будучи
первичными, взаимоотношения родителей
и детей оказывают решающее воздействие
на другие стадии социализации в силу
своей близости, ответственности, эмоциональности
и продолжительности. На этом этапе ребенок
овладевает мыслительными и познавательными
навыками, осваивает все более сложные
системы правил поведения, начинает знакомство
с образцами культурных ценностей и норм,
чтится следовать им даже тогда, когда
еще не всегда хорошо понимает их смысл
и содержание.
Арсенал
способов и средств социализации
на стадии детства небольшой, хотя это
активный период. Эго - имитация, то есть
сознательное стремление ребенка копировать
определенную модель поведения; идентификация
как способ усвоения детьми родительского
поведения, социальных установок и
ценностей как своих
По мнению
3.Фрейда, новорожденный является еще
беспомощным существом с
Джорд
Гербет Мид в своей теории личности
главное внимание уделяет тому, как дети
учатся использовать понятия "я"
и "мы". С его точки зрения, дети
младшего возраста развиваются прежде
всего как социальные существа за счет
имитации действия взрослых. Он полагает,
что игра является одним из основных способов
социализации ребенка. В игре дети подражают
взрослым, переходя от простых имитационных
действий ко все более сложным. В возрасте
4-5 лет дети начинают уже играть роли взрослых.
Именно на этой стадии ребенок осознает
себя, отличает себя от других, свое "я"
от "мы".
"Я"
- несоциализированный младенец со спонтанными
желаниями, а "мы" означает "социальное
я" (3).
Следующей
стадией развития ребенка является
возраст 8-9 лет, и в этом возрасте,
по определению Мида, ребенок принимает
участие в организованных играх. В это
время он познает основные ценности, правила
морали, существующие в социальной жизни,
а также культуру, в которой он формируется.
И здесь
отношения родителей к своим
детям являются как бы распределительным
пунктом, развивающим одни и подавляющим
иные способности, возможности.
Семья
может не выполнять свою социализационную,
социокультурную функцию в силу очень
низкого культурного уровня и нарушения
каких-то жизненно важных внутрисемейных
связей. Основы неблагополучия могут быть
различны: материальная необеспеченность,
алкоголизм, наркомания, отчуждение, нелюбовь
и т.д.
Переходное
общество, в котором мы живем, характеризуется
тем, что в нем численно увеличивается
число таких семей, которые не
выполняют свои социокультурные функции.
Сегодня
при рассмотрении социализации детей
в семье необходимо учитывать
соотношение семьи со внесемейными
институтами социализации. Долгие годы
в нашей стране признавался безусловный
авторитет общественного восприятия,
отрицающий семейную собственность, наследство,
быт, стабильность отношений.
С выделением
различных структурных семейных
типов в новой ситуации можно
говорить о постоянном увеличении удельного
веса матерей (а на Западе и отцов),
воспитывающих ребенка без мужа
(жены).
Н.А.Аитовым
в "Моей социальной философии"
приводятся такие статистические данные,
что удельный вес детей "рожденных женщинами,
не состоящими в браке, в 1980 году составлял
8,8 %, а в 1985 - 9,1~о, в 1988 году - 10,2 % всех рожденных
детей (4). По данным выборочной переписи
1994 года в РФ 20% семей с детьми несовершеннолетнего
возраста были "неполными", преимущественно
материнскими (5).
Растет
и число родителей (отчимов, мачех,
приемных), не связанных с воспитываемым
ребенком биологическими узами. Вследствие
увеличения числа разводов и внебрачных
рождений в РФ 19,6% всех детей в 1994
году рождены вне брака. За последнее
время в Казахстане возросло количество
неполных семей, возникновению которых
способствует расторжение брака, при
котором практически дети после развода
остаются с матерью. Также увеличивается
число неполных семей за счет внебрачной
рождаемости, 10% женщин решились родить
ребенка, тем самым биологического отца
ребенка принуждая к браку.
Наибольшее
число разводов приходится на 1994г.:
на семьи с одним ребенком - 38,9% от общего
числа разводов, 37,2% - на семьи, где
отсутствуют общие дети, 23,9% - распались
браки с двумя и более детьми (б).
Надо
отметить, что многие отцы не поддерживают
никаких контактов с ребенком,
так и остаются только биологическими
(мы уже не говорим здесь об отцах-донорах,
которые пока не получили распространение
у нас). Как результат снижения
рождаемости, увеличивается число
однодетных родителей.
В то же
время некоторые матери и отцы
сознательно ориентированы на большое
число детей. Особенно много таких
семей в Казахстане в сельской
местности (7).
В таких
семьях из поколения в поколение
передаются семейные традиции, ценности.
Здесь ролевые обязанности
Часто
родители, ссылаясь на занятость, обилие
проблем в нынешней неспокойной
жизни, мало или почти совсем не уделяют
времени своим детям. Нет душевности во
взаимоотношениях, любые отношения подвержены
влияниям психических состояний, все это
ведет к душевному одиночеству детей,
к дефициту эмоционального контакта. Дети
подвержены контактам со сверстниками,
с неформальными группами. Их отношения
становятся глубоко личными, семейный
авторитет компенсируется авторитетом
группы равных и авторитетом ее лидера.
Такие
дети чаще идут на преступление.
"Почти
90% всех несовершеннолетних
За 5 лет
около б0% преступности приходится
на 14-15 летних (9).
В это трудное время каждая семья, каждый родитель должен помочь своей семье, своим детям. Чуткость во взаимоотношениях детей и родителей, чистка отношений, любовь родителей к детям и ответные чувства неподкупны, а даются они нелегко. И здесь уместно напомнить народную мудрость "что посеешь, ю и пожнешь".
Ж.З.Жаназарова.