Социология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:33, реферат

Краткое описание

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.


Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Файлы: 1 файл

социалогия ............docx

— 54.22 Кб (Скачать)

В-шестых, переход от централизованной расширенной  семейно-родственной системы, состоящей  из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм). 

В-седьмых, от развода по инициативе мужа в  связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов. 

В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе  выбора супруга на основе межличностной  избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний  родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при  сохранении имущественных интересов  и системы наследования, закрепленных брачным контрактом). 

В-девятых, переход от традиционной культуры с  жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству  в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход  также устраняет необходимость  в удлинении репродуктивного  периода жизни (посредством приближения к физиологическим границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака). 

Своеобразной  квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше семейных изменений  является, в-десятых, переход от эры  стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены реальные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для общества уровне). 

Сегодня к числу акутальных проблем можно отнести также:

  • проблему ранних браков, составляющих категорию риска;
  • внебрачные дети (1/3);
  • отказ от детей (типично для 16-17 летних);
  • патологии.
 
 

Рост  числа разводов - черта техногенных  цивилизаций (экономическая самостоятельность  женщин, урбанизация и рост социальной анонимности, НТР...).  

Специалисты выделяют несколько уровней, на которых  возникают конфликты:

  • психофизиологический;
  • психологический;
  • социально-ролевой;
  • духовный.
 

К числу  причин могут быть отнесены:

  • ранний возраст вступления в брак;
  • разность в возрасте;
  • алкоголизм, наркомания;
  • уровень образования;
  • несогласие родителей;
  • брак по принуждению.
 

Социологические проблемы межличностных  отношений в семье 
 

 Взаимоотношения  между людьми в группах являются  фундаментальными в мире действия, где люди рассматриваются с  точки зрения их поведения  под влиянием других людей.  Такие взаимоотношения могут  устанавливаться в семье, где  поведение взрослых членов этой  малой группы потенциально влияет  на детей. 

Такие взаимосвязи в семейных отношениях постоянны, они носят вербальный, физический, эмоциональный и другие черты характера, которые являются важными в дальнейшем развитии жизни человека. 

Если  учесть учение Форсайта (1983), который под группой определяет 2-х и более индивидов, находящихся под влиянием друг друга через социальную взаимосвязь, то семья и есть такая группа (1). 

Процесс взросления человека окончательно завершается  примерно к тридцати годам, с этого  времени сформировавшаяся у него индивидуальная психология, а также  система личностных ценностей и  взглядов на окружающую действительность уже существенно не изменяются на протяжении всей остальной жизни. Он занимает более прочное место  в социальной структуре общества, а свою неудовлетворенность жизнью, социальную мобильность, поиск идеала передает как эстафету будущему поколению. 

Социализация  на ранних этапах становления и  развития личности, которую иначе называют первичной, связана с прямым воздействием на человека, его непосредственным окружением. И главная роль здесь принадлежит родителям - первичным агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, чтится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание. 

Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя это  активный период. Эго - имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация  как способ усвоения детьми родительского  поведения, социальных установок и  ценностей как своих собственных. 

По мнению 3.Фрейда, новорожденный является еще  беспомощным существом с неуправляемой  энергией. Ребенок должен знать о  том, что его потребности и  желания не могут быть удовлетворены  сию же минуту. Для него это болезненный  факт. В этот период родители замечают, что у ребенка появляются эротические  черты; он отличает себя от представителей противоположного пола, а также наблюдает  за взаимоотношениями отца и матери. По мнению Фрейда важно, чтобы в этот период у него не сформировался "эдипов комплекс" - эротическое чувство к матери и антагонизм по отношению к отцу. Ребенок обычно подавляет эти чувства на уровне бессознательного. Это важная стадия формирования личности (2). 

Джорд Гербет Мид в своей теории личности главное внимание уделяет тому, как дети учатся использовать понятия "я" и "мы". С его точки зрения, дети младшего возраста развиваются прежде всего как социальные существа за счет имитации действия взрослых. Он полагает, что игра является одним из основных способов социализации ребенка. В игре дети подражают взрослым, переходя от простых имитационных действий ко все более сложным. В возрасте 4-5 лет дети начинают уже играть роли взрослых. Именно на этой стадии ребенок осознает себя, отличает себя от других, свое "я" от "мы". 

" - несоциализированный младенец со спонтанными желаниями, а "мы" означает "социальное я" (3). 

Следующей стадией развития ребенка является возраст 8-9 лет, и в этом возрасте, по определению Мида, ребенок принимает участие в организованных играх. В это время он познает основные ценности, правила морали, существующие в социальной жизни, а также культуру, в которой он формируется. 

И здесь  отношения родителей к своим  детям являются как бы распределительным  пунктом, развивающим одни и подавляющим  иные способности, возможности. 

Семья может не выполнять свою социализационную, социокультурную функцию в силу очень низкого культурного уровня и нарушения каких-то жизненно важных внутрисемейных связей. Основы неблагополучия могут быть различны: материальная необеспеченность, алкоголизм, наркомания, отчуждение, нелюбовь и т.д. 

Переходное  общество, в котором мы живем, характеризуется  тем, что в нем численно увеличивается  число таких семей, которые не выполняют свои социокультурные функции. 

Сегодня при рассмотрении социализации детей  в семье необходимо учитывать  соотношение семьи со внесемейными институтами социализации. Долгие годы в нашей стране признавался безусловный авторитет общественного восприятия, отрицающий семейную собственность, наследство, быт, стабильность отношений. 

С выделением различных структурных семейных типов в новой ситуации можно  говорить о постоянном увеличении удельного  веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены). 

Н.А.Аитовым в "Моей социальной философии" приводятся такие статистические данные, что удельный вес детей "рожденных женщинами, не состоящими в браке, в 1980 году составлял 8,8 %, а в 1985 - 9,1~о, в 1988 году - 10,2 % всех рожденных детей (4). По данным выборочной переписи 1994 года в РФ 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были "неполными", преимущественно материнскими (5). 

Растет  и число родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым  ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения числа разводов и внебрачных рождений в РФ 19,6% всех детей в 1994 году рождены вне брака. За последнее время в Казахстане возросло количество неполных семей, возникновению которых способствует расторжение брака, при котором практически дети после развода остаются с матерью. Также увеличивается число неполных семей за счет внебрачной рождаемости, 10% женщин решились родить ребенка, тем самым биологического отца ребенка принуждая к браку. 

Наибольшее  число разводов приходится на 1994г.: на семьи с одним ребенком - 38,9% от общего числа разводов, 37,2% - на семьи, где отсутствуют общие дети, 23,9% - распались браки с двумя и более детьми (б). 

Надо  отметить, что многие отцы не поддерживают никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими (мы уже не говорим здесь об отцах-донорах, которые пока не получили распространение  у нас). Как результат снижения рождаемости, увеличивается число  однодетных родителей. 

В то же время некоторые матери и отцы сознательно ориентированы на большое  число детей. Особенно много таких  семей в Казахстане в сельской местности (7). 

В таких  семьях из поколения в поколение  передаются семейные традиции, ценности. Здесь ролевые обязанности воспитателя  практически равномерно распределены между всеми членами -представителями  разных поколений. Младшие дети ухаживают  за еще более юными членами  семьи, подростки трудятся в хозяйстве, обучаются тем или иным навыкам, знаниям по хозяйству. Это вовсе не формальный институт семейных отношений, а своеобразная школа передачи знаний, жизненного опыта. В таких формах воспитания детей и происходит общение между поколениями. 

Часто родители, ссылаясь на занятость, обилие проблем в нынешней неспокойной  жизни, мало или почти совсем не уделяют времени своим детям. Нет душевности во взаимоотношениях, любые отношения подвержены влияниям психических состояний, все это ведет к душевному одиночеству детей, к дефициту эмоционального контакта. Дети подвержены контактам со сверстниками, с неформальными группами. Их отношения становятся глубоко личными, семейный авторитет компенсируется авторитетом группы равных и авторитетом ее лидера. 

Такие дети чаще идут на преступление. 

"Почти  90% всех несовершеннолетних преступников - дети из неполных семей. Если  прибавить к детям, рожденным  вне брака, детей из распавшихся семей, то оказывается, что каждый 5 ребенок воспитывается вне семьи и доля будущих потенциальных преступников растет" (8), Число преступлений, совершенных подростками за последние 5 лет, увеличилось на 30%; 70% подростковой преступности приходится на имущественные преступления, в основном кражи. Устойчиво высоким- 70~о - оставался все эти годы уровень преступлений, совершенных несовершеннолетними в группе. 

За 5 лет  около б0% преступности приходится на 14-15 летних (9). 

В это  трудное время каждая семья, каждый родитель должен помочь своей семье, своим детям. Чуткость во взаимоотношениях детей и родителей, чистка отношений, любовь родителей к детям и ответные чувства неподкупны, а даются они нелегко. И здесь уместно напомнить народную мудрость "что посеешь, ю и пожнешь".

Ж.З.Жаназарова.

Информация о работе Социология семьи