Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:38, курс лекций
Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – слово, понятие, учение. Этот термин был введен французским философом и социологом О. Контом в 30-е гг. XIX в., и первоначально означал обществоведение.
Социологическое исследование культуры направленно именно на человекотворческую сущность культуры, под которой подразумевается, во-первых, то, что человек рассматривается как творец культуры, т. е. как субъект творчества, во-вторых, то, что человек выступает как творение культуры, ее объект.
Выявление сущности культуры предполагает анализ ее функций, среди которых выделяют: адаптационную, познавательную, социализирующую, нормативную, трансляционную, целеполагания, информационную, игровую, коммуникативную, мотивационную, релаксационную, воспитательную и человекотворческую.
Основными функциями, содержанием, формами, образами, символами культура оказывает мощное формирующее влияние на индивида, социальную общность и общество в целом.
Тема 4. Динамическая характеристика общества:
социальные изменения
Социальные изменения – это многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в его структуре, в деятельности и функционировании всех компонентов социума. Среди основных причин социальных изменений выделяют:
Под воздействием различных факторов в обществе происходит изменение:
а) состава населения (этнического состава, занятий и доходов);
б) способов поведения (изменение уровня социального взаимодействия, способов добывания средств существования);
в) социальной структуры (перемены в экономике и распределении власти, в семейной жизни, образовании и религии);
г) культуры (рост популярности каких-либо социально-политических идей).
Социальные изменения
Социальное развитие – процесс накапливающихся, необратимых изменений в достаточно больших интервалах времени, в результате которого возникает качественно новое состояние социального объекта. Разделение социальных изменений на определенные типы может быть реализовано и в зависимости от направленности осуществляющихся перемен. Так, выделяют прогрессивные, регрессивные социальные изменения и циклическое движение. При прогрессивных социальных изменениях происходит переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой более совершенной социальной системе. Регрессивные социальные изменения заключаются в переходе от высшего к низшему этапу развития общества, в процессах деградации, упадка и т. п.
Между прогрессом и регрессом существует не только связь противоположностей, но и более многообразная взаимозависимость. Так, с одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной системы, а, с другой, при усилении регрессивных изменений системы в целом отдельные ее структурные компоненты или функции могут сохранять или усиливать прогрессивное направление развития. Социальный прогресс возможен, но эта возможность не предполагает его неизбежности. Циклическое движение – чередование восходящего и нисходящего развития, прогресса и регресса.
В зависимости от темпа социальных изменений различают следующие виды социального развития: социальная эволюция и социальная революция. Социальная эволюция – это медленные, постепенные изменения в обществе. Социальная революция – это быстрые, радикальные изменения в обществе. В обществе происходят разнообразные революции: в производительных силах, науке и технике, в сознании и культуре и т. д. Социальная революция предполагает качественные изменения в общественных отношениях, во всей их системе.
История человечества представляет собой постепенный переход от одного типа обществ к другому. В социологии принято выделять несколько типологий обществ по различным основаниям.
По критерию письменности выделяют общества дописьменные и письменные (алфавит и фиксация звука на материальных носителях).
По числу уровней управления и степени социального расслоения выделяют общества простые и сложные. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад. Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты: эгалитаризм, т. е. социальное, экономическое и политическое равенство, относительно небольшие размеры объединения, приоритет кровно-родственных связей, низкий уровень разделения труда и развития техники. В науке принято выделять два этапа развития простых обществ: локальные группы и первобытные общины.
Сложные общества возникли 6 тысяч лет назад. Переходной формой от простого общества к сложному является вождество. По числености вождество представляет собой крупное объединение. В вождествах существует имущественное неравенство, несколько уровней управления (от 2 до 10 и более). До сих пор сохранились вождества в Полинезии, Новой Гвинее и тропической Африке. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления.
В основании третьей
Аграрные общества появились в результате
неолитической революции. Впервые возникли
в Древнем Египте. Для этого типа общества
характерно: оседлый образ жизни, использование
деревянных
мотыг, которые постепенно заменяются
деревянным плугом, а позже железным, в
качестве рабочей силы начали использоваться
животные, возросла продуктивность сельского
хозяйства, появился прибавочный сельскохозяйственный
продукт. Все это, в свою очередь, является
предпосылкой для возникновения городов,
развития ремесел и торговли. Система
родственных связей перестала быть основой
социальной структуры общества и уступила
место более сложным. Несмотря на это,
родственные связи долгое время продолжали
играть важную роль в политической жизни.
Промышленные общества возникли после индустриальной революции (Англия) и французской революции. Основную роль в развитии промышленных обществ сыграли индустриальные технологии и использование новых источников энергии. Постепенно складывались высокоразвитые системы государственного управления. Появлению такого типа обществ способствовала индустриализация (создание крупного машинного производства) и урбанизация (переселение людей в города). Это привело к смене феодализма капитализмом и классовому расслоению общества, утверждению новой политической формы общества – демократии.
По мнению К. Маркса, тип общества определяется способом производства и формой собственности, в зависимости от которых выделяют: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общество.
Современная социология использует наиболее общую классификацию типов обществ. Так, американский социолог Д. Белл выделяет следующие типы обществ: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Индустриальное общество возникло около 200 лет назад, когда аграрную цивилизацию сменила промышленная. Становление постиндустриального общества приходится на 70-е гг. XX в., характерными чертами которого выступают информационные технологии, информация и сфера обслуживания.
Понятием «модернизация» в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Концепция модернизации опирается на понятие социального прогресса и предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе ни располагались, вовлечены в единый, универсальный процесс научно-технического прогресса, в котором культурное своеобразие каждой страны отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет, – система общечеловеческих ценностей.
Модернизация – сложная совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений. Модернизация призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, т. е. указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма.
Различают два вида модернизации: органическая и неорганическая. Органическая модернизация предполагает, что страна развивается по капиталистическому пути на собственной основе и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции (например, Англия). Неорганическая модернизация предполагает, что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии, капиталовложения и опыт (например, Япония).
Наравне с модернизацией в социологии в рассмотрении вопроса о социальной динамике уделяется внимание стратегии устойчивого развития общества, которая получила обоснование во «Всемирной стратегии охраны окружающей среды» (1980), и основной вывод которой сводится к тому, что дальнейшее развитие общества невозможно без сохранения окружающей среды. Это предполагает как сохранение среды обитания и природно-ресурсного потенциала биосферы, так и ограничение экономического роста и создания условий для справедливого распределения природно-ресурсного потенциала.
Среди основных принципов устойчивого развития можно выделить следующие: принцип биоантропоцентризма, принцип сокращения потребления за счет оптимизации потребностей, принцип экологической чистоты человеческой деятельности, принцип компенсации, т. е. восстановление нарушенных процессов в природе, принцип соответствия темпов и характера развития общества законам эволюции биосферы и другие.
Тема 5. Личность в системе социальных связей: статусно-ролевая характеристика индивида и проблемы социализации
Понятие «человек» включает в себя такие понятия как индивид, личность, индивидуальность. Индивид – отдельно взятый человек с его индивидуальной биологической характеристикой, которая позволяет выделить его по внешним признакам из группы других людей. С позиций социологии важно выделить групповой портрет и влияние групповых качеств личности, т. е. процесс ее социализации. Личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми. Под индивидуальностью понимается отдельно взятый человек с особым набором его природных, психологических и социальных качеств.
Личность обладает определенной социально-психологической структурой. В социальном психоанализе З. Фрейда было показано, что социальные действия детерминированы сознательными и бессознательными факторами. Так, люди, принимая важные решения, могут не знать об истинных мотивах, а бессознательные мотивы социальных действий остаются бессознательными потому, что люди не хотят их осознавать.
В концепции Фрейда выделяются три структурных компонента личности. В основании этой структуры находится Оно (Ид) – бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все природные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами (питание, сексуальность, избегание опасности и смерти, агрессивность). Благодаря влечениям Оно (Ид) наполняется энергией, но не имеет организации, не обладает волей, а только удовлетворяет инстинктивные потребности, не подчиняясь законам мышления.
Более высокоорганизованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с принципами рациональности и реальности.
Высшая инстанция в социально-психологической структуре личности – это Супер-Эго (Сверх-Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга и выполняет функции нравственного контроля деятельности индивида и формирование идеала.
Если эти три подсистемы личности работают согласованно, то индивид успешно приспосабливается к окружающей среде. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутриличностным конфликтам. Таким образом, сознание пытается разрешить конфликт между животными инстинктами и социальными нормами.
Информация о работе Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»