Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:38, курс лекций

Краткое описание

Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – слово, понятие, учение. Этот термин был введен французским философом и социологом О. Контом в 30-е гг. XIX в., и первоначально означал обществоведение.

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

Среди проблем современной семьи в Республике Беларусь можно выделить следующие: увеличение количества разводов; снижение рождаемости; недостаточно высокий воспитательный потенциал вступающих в брак (рост инфантильности); возрастание численности неполных материнских семей; экономические и бытовые проблемы и др.

Для исследования межличностных отношений  в социологии широко используются различные методы, среди которых особую роль играет метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено.

Социометрия – метод исследования структуры межличностных отношений в малой группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Критерий выбора задается социометрическим вопросом. Например, с кем из членов группы вы чаще всего контактируете по служебным вопросам? Все данные о таких «выборах» заносятся в особую таблицу – социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы. После этого рассчитываются различного рода «социометрические индексы», как индивидуальные, так и групповые, при помощи которых можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе межличностных отношений.

Особенности социометрического метода состоят в том, что: во-первых, можно изучать не только эмоциональные межличностные отношения в группе, но и другие рациональные деловые отношения и связи; во-вторых, социометрический метод может использоваться не только для изучения малой группы, но и для исследования структуры отношений в большой группе; в-третьих, социометрия допускает любые методы сбора данных об отношениях членов совокупности: наблюдение, анализ документов, но чаще всего используется опрос.

Таким образом, методика социометрии  позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для повышения сплоченности и эффективности деятельности группы.

Тема 7. Социальная общность. Социальная стратификация и

мобильность

Социальная  общность – это такое объединение людей (природное или социальное), которое характеризуется общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, умозрения, умонастроения и целеполагания. Каждая общность имеет свою культуру, свой «социальный дух» и традиции, определяющие модели личного  (этнического, религиозного,         служебного и т. д.) поведения.

Этничность – понятие очень широкое, под него подпадают различные этнические группы: племя, народность, этнос, нация.

Племя – это такая природно-социальная общность людей, которая характерна для первобытно-общинного строя (архаичного общества), объединена кровно-родственными связями, представляет совокупность нескольких родов и отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями. Например, на территории Беларуси в IX–X  вв. н. э. проживали восточнославянские племена кривичей, родимичей и дриговичей.

Народность – это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в процессе этнической эволюции за племем и предшествующая нации.

Этнос – это природно-социальная и антропологическая общность людей, характеризующихся наличием устойчивого самосознания и самоназвания. Самосознание этноса развивается через антитезу «мы – они». Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т. е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам.

Нация – это исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, для которой характерно наличие единой территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и менталитета.

Процессы  этнонационального развития, т. е. развития, охватившего собой и этнос и нацию, дифференцируется на два основных типа. К первому из них относятся объединяющие этнонациональные процессы: а) консолидация – сплочение нескольких самостоятельных, родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, более крупный этнос (нацию), например, слияние нескольких восточно-славянских племен в единую древнерусскую народность в X–XII вв.; б) ассимиляция – растворение одного этноса или его части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые  исконно этнические особенности (языковые, культурные и др.) и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу; в) кооперация – сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые сосуществуют друг с другом, но сохраняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом. Такие процессы протекают в польско-белорусском и литовско-белорусском пограничье.

Ко второму типу процессов этнонационального  развития относят процессы разделяющего типа, включающие в себя следующие разновидности: а) этническое доминирование, проявляющееся в стремлении возвысить свой этнос (нацию) при одновременном ущемлении интересов и прав других этнических групп; б) этнодискриминация, т. е. ограничение или лишение прав определенных групп граждан по принципу национальной принадлежности; в) этноприоритетный национализм, ориентированный на превознесение своего этноса (нации),  своих языка, культуры, традиций и принижение значимости языка, культуры других этнических групп; г) этнический геноцид, выражающийся в преднамеренном создании жизненных условий, рассчитанных на частичное или полное уничтожение определенных этнических групп.

Общество как целостная система  представляет собой структурированное образование. Одним из важнейших срезов структуры общества является социально-стратификационная структура, которая представляет собой совокупность различных по социальному положению относительно устойчивых социальных групп, общностей, слоев (страт). Социальная стратификация – это дифференциация людей или групп на социальные слои (страты) и классы, которая характеризуется неравенством по уровню доходов, образования, престижа профессии, властных полномочий и т. д.

Концепция стратификации, например П. Сорокина, отличается от концепции классов К. Маркса тем, что не настаивает на социальном равенстве, а рассматривает неравенство как естественное состояние общества. Это, в свою очередь, приводит не только к различию страт по вышеперечисленным критериям, но и к размещению страт в жесткой системе подчинения одних слоев другим. Если в концепции        К. Маркса революция рассматривалась как единственная возможность стирания границы между классами, то в концепции стратификации    П. Сорокина в результате революции может быть только «перетасовка» индивидов в общества, а сама стратификационная лестница         останется.

В социологии представлено несколько концепций стратификации. Так, основоположник статусного подхода Л. Уорнер предложил первую типологию классов на основе высказываний членов поселенческой общины друг о друге. Уорнер определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими членами общности,   т. е. их репутации, и выделил шесть различных классов:

  1. Верхний слой высшего класса: богатые люди знатного происхождения.
  2. Нижний слой высшего класса: люди высокого достатка, не являющиеся выходцами из аристократических семей (нувориши).
  3. Верхний слой среднего класса: бизнесмены и высокообразованные люди, занятые интеллектуальным трудом, имеющие высокие доходы (врачи, юристы, владельцы капитала).
  4. Нижний слой среднего класса: «белые воротнички» – канцелярские служащие, работники торговли и сферы обслуживания, мелкие предприниматели.
  5. Верхний слой низшего класса: «синие воротнички» – заводские и другие рабочие.
  6. Нижний слой низшего класса: самые бедные и отверженные члены общества.

Социальные слои и классы находятся  в процессе постоянных изменений, совокупность которых П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т. е. подвижностью слоев и классов. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое.

Социальная мобильность реализуется  в обществе в различных типах  и видах. По пространственным характеристикам  она подразделяется на горизонтальную (перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую на том же стратификационном уровне) и вертикальную (перемещение индивида или группы из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого). Вертикальная мобильность бывает двух видов: восходящая (социальный подъем из одного слоя в другой, более высокий) и нисходящая (социальное нисхождение в более низкий социальный слой).

По скорости протекания стратификационные  перемещения бывают медленные и быстрые; по плотности изменений они делятся на индивидуальные и групповые.

Само понятие социальной мобильности становится важной социальной характеристикой общества. По его критериям можно вводить понятие открытого или закрытого общества, демократического или тоталитарного режима и т. д.

В рыночных обществах все основные критерии стратификации: доход, престиж, власть, профессия и образование – тесно взаимодействуют друг с другом. Не так обстоит дело в постсоциалистических социальных системах. В условиях трансформации общества четкость социальных расслоений исчезает, а единственной основой стратификации в наших условиях может выступить профессионально-должностное положение индивидов.

Доступ к знаниям и социально  значимой информации становится основным ресурсом социальной динамики постиндустриального общества и, следовательно, критерием социальной дифференциации, а также показателем социального положения людей. Экономический капитал и материальные ресурсы в таком обществе уже не в состоянии быть ключевыми факторами развития, уступая место информации, помноженной на знания и технологии. Следовательно,              значимость прежнего классового деления – собственники – несобственники – также снижается, заменяясь социальным разделением на тех, кто владеет информацией, и тех, кто ею не владеет.

П. Бурдье в связи с указанными тенденциями разработал концепцию «символического (или культурного) капитала» и «культурной индентичности», в которой классовая иерархия заменяется статусной иерархией, обусловленной ценностными ориентациями и образовательным потенциалом социальных групп.

Тема 8. Организационная структура общества: понятия «социальная организация» и «социальный институт»

В качестве составных элементов социальной структуры общества могут рассматриваться социальные организации и социальные институты.

Социальная  организация – это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей.

Основным стержнем организационной  структуры являются властно-управленческие отношения (разделение труда). В любой организации отношения строятся по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация), что придает ее деятельности цельный организованный характер. При выполнении своей основной социальной функции каждая организация осуществляет и социализирующую роль. Через организации и разделение их функций определяется целостное строение и функционирование государства и общества в целом. Социальная система предстает как иерархия организаций.

Выделяют следующие типологические характеристики организаций: административные (отличаются жестко заданной структурой, высокой степенью формализации отношений, директивно установленными целями, например,  организации силовых структур); общественные (добровольные объединения людей, менее формализованые и более демократичные, например, союзы, фонды); ассоциативные (отличаются подвижной структурой, нет жесткой формализации отношений, цели определяются спонтанно, например,  общества филателистов, болельщиков).

Различают следующие типы организаций: формальные, представляющие собой основу административной структуры общества с жестким распределением функций, прав и обязанностей; неформальные, характеризующиеся стихийным образованием без жесткой регламентации поведения членов организации, отсутствием четко обозначенных целей.

Социальные  институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации общественных отношений, которые регулируют деятельность людей и удовлетворяют определенные социальные потребности. Социальный институт внешне выглядит как совокупность учреждений, организаций, обладающих определенными средствами и осуществляющих конкретную деятельность по реализации их целей. С внутренней (содержательной) стороны это система социальных статусов и ролей. Например, если смотреть на юстицию как социальный институт, то внешне это учреждения (суд, прокуратура) с их материальными, финансовыми средствами, кадрами, а внутренне    (содержательно) – это социальные роли (судьи, прокуроры, адвокаты).

Все социальные институты выполняют определенные социальные функции, которые подчинены задаче обеспечения целостности общества. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на следующие типы: политические, целью которых выступает завоевание, удержание власти (государство, партии и т. д.); экономические, имеющих целью своей деятельности производство и распределение товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности членов общества (рынок, производственные объединения и т. д.); социально-культурные, целью которых является создание и распространение ценностей культуры (театры, союзы писателей и т. д.); образование, обеспечивающее передачу знаний, культурных ценностей в процессе социализации индивидов (школа, институт и т.д.); религия, ориентированная на распространение и укрепление религиозной веры (церковь, монастырь т. д.); здравоохранение и социальное обеспечение, имеющих целью своей деятельности сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку (больницы, объединения врачей и т. д.); семья, обеспечивающая воспроизводство населения и его социализацию; наука, генерирующая новое научное знание, распространяющая научную информацию (исследовательские центры, лаборатории и др.) и т. д.

Информация о работе Структурно-содержательная реконструкция курса «Социологии»